Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости

Микроптоэлектромеханический датчик угловой скорости предназначен для измерения угловой скорости подвижных объектов и может быть использован, например, в системах управления самолетов, кораблей, автомобилей и прочих. Предлагаемый датчик включает подложку из диэлектрического материала, рамку, расположенную с зазором относительно подложки, связанную с опорными элементами, и инерционную массу, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с рамкой через упругие элементы. Система возбуждения колебаний состоит из неподвижных электродов, закрепленных на подложке, и подвижных электродов, закрепленных на внешней стороне рамки, системы съема информации, состоящей из двух узлов оптического считывания, источника оптического излучения, фотоприемников, оптического модулятора, выполненного в виде двух призм полного внутреннего отражения, поверхности отражения которых расположены под углом 90° друг к другу, и клиновидного оптического элемента, закрепленного на наружной стороне рамки напротив призм полного внутреннего отражения. Величина симметричных зазоров между отражающими поверхностями призм полного внутреннего отражения и гранями клиновидного оптического элемента является равномерной и не превышает величину длины волны источника оптического излучения. На поверхности каждого клиновидного оптического элемента имеется покрытие из диоксида кремния, и каждая призма полного внутреннего отражения выполнена по планарной технологии из диоксида кремния. Технический результат - повышение помехозащищенности и чувствительности. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Микрооптоэлектромеханический датчик предназначен для измерения угловой скорости подвижных объектов, и может быть использован, например, в системах управления самолетов, кораблей, автомобилей и прочих.

Известен «Микромеханический гироскоп» (патент № 2400706, МПК G01C 19/56 (2006/01), опубликован 27.09.2010 г.), выбранный в качестве прототипа, выполненный на диэлектрической подложке, содержащий опорные элементы, закрепленные на подложке с противоположных сторон, рамку, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с опорными элементами через упругие перемычки, инерционную массу, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с рамкой через упругие элементы, раму, расположенную внутри инерционной массы с зазором относительно подложки и связанную с инерционной массой через дополнительные упругие перемычки, систему возбуждения колебаний, состоящую из неподвижных электродов, закрепленных на подложке, и подвижных электродов, выполненных в раме, систему емкостного съема выходных колебаний, состоящую из неподвижных электродов, закрепленных на подложке, и подвижных электродов, выполненных в инерционной массе

Принцип действия данного датчика основан на измерении емкости между электродами съема выходных колебаний, возникающих из-за воздействия угловой скорости на инерционную массу.

Недостатком датчика является низкая чувствительность, связанная с его высокой шумовой характеристикой, вызванной единой физической природой системы съема выходных колебаний и системы возбуждения колебаний, и как следствие, малая величина детектируемого сигнала.

Целью настоящего изобретения является разработка датчика с высокой чувствительностью.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение чувствительности датчика.

Заявленный технический результат достигается тем, что в известном микрооптоэлектромеханическом датчике угловой скорости, содержащем подложку из диэлектрического материала, рамку, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с опорными элементами, инерционную массу, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с рамкой через упругие элементы, систему возбуждения колебаний, состоящую из неподвижных электродов, закрепленных на подложке, и подвижных электродов, закрепленных на внешней стороне рамки, и системы съема выходных колебаний, согласно заявляемому изобретению, система съема выходных колебаний выполнена в виде двух узлов оптического считывания, расположенных на подложке напротив середины свободных от электродов сторон рамки, каждый из которых содержит источник оптического излучения, оптический модулятор и два фотоприемника, связанные по оптическому лучу, выходы фотоприемников соединены со входами блока обработки, при этом, каждый из оптических модуляторов выполнен в виде двух призм полного внутреннего отражения, поверхности отражения которых расположены под углом 90° друг к другу, и клиновидного оптического элемента, закрепленного на наружной стороне рамки напротив призм полного внутреннего отражения, причем величина симметричных зазоров между поверхностями отражения призм полного внутреннего отражения и гранями клиновидного оптического элемента является равномерной и не превышает величину длины волны источника оптического излучения.

В частном случае на поверхность клиновидного оптического элемента может быть нанесено тонкопленочное покрытие диоксида кремния.

В частном случае каждая призма полного внутреннего отражения выполнена по планарной технологии из диоксида кремния.

Благодаря использованию оптического метода для съема выходных колебаний на основе оптического туннельного эффекта, повышается помехозащищенность датчика, т.к. в системе возбуждения колебаний и системы съема выходных колебаний используются сигналы различной физической природы, и, как следствие, происходит повышение чувствительности датчика.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показана конструкция предлагаемого микрооптоэлектромеханического датчика угловой скорости. Предлагаемый датчик содержит подложку из диэлектрического материала 1, систему возбуждения колебаний 2, рамку 3, узлы оптического считывания 4, инерциальную массу 5.

На фиг. 2 показана конструкция узла оптического считывания 4 и связь с блоком обработки 9. Узел оптического считывания 4 содержит источник оптического излучения 6, оптический модулятор 7, фотоприемники 8, связанные по оптическому лучу. Выходы фотоприемников соединены со входами блока обработки 9.

На фиг. 3 показана конструкция оптического модулятора 7. Оптический модулятор 7, выполнен в виде двух призм полного внутреннего отражения 10, выполненных по планарной технологии из диоксида кремния, поверхности отражения 11 которых расположены под углом 90° друг к другу, и клиновидного оптического элемента 12, закрепленного на наружной стороне рамки 3 напротив призм полного внутреннего отражения 10, причем величина симметричных зазоров между поверхностями отражения 11 призм полного внутреннего отражения 10 и гранями клиновидного оптического элемента 12 является равномерной и не превышает величину длины волны источника оптического излучения. На поверхности клиновидного оптического элемента 12 имеется покрытие из диоксида кремния.

Предлагаемый микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости содержит подложку 1 из диэлектрического материала, рамку 3, расположенную с зазором относительно подложки 1 и связанную с опорными элементами, инерционную массу 5, расположенную с зазором относительно подложки 1 и связанную с рамкой 3 через упругие элементы. Систему возбуждения колебаний, состоящую из неподвижных электродов, закрепленных на подложке 1, и подвижных электродов, закрепленных на внешней стороне, два узла оптического считывания 4, содержащие источник оптического излучения 6, оптический модулятор 7, два фотоприемника 8, связанные по оптическому лучу. Каждый оптический модулятор 7, детектирующий колебания, индуцированные инерциальными смещениями, выполнен в виде двух призм полного внутреннего отражения 10, поверхности отражения 11 которых расположены под углом 90° друг к другу, и клиновидного оптического элемента 12, закрепленного на наружной стороне рамки напротив призм полного внутреннего отражения 10, причем величина симметричных зазоров между отражающими поверхностями 11 призм полного внутреннего отражения 10 и гранями клиновидного оптического элемента 12 является равномерной и не превышает величину длины волны источника оптического излучения. На поверхности клиновидного оптического элемента 12 имеется тонкопленочное покрытие диоксида кремния, а призмы полного внутреннего отражения 10 выполнены по планарной технологии из диоксида кремния.

Устройство работает следующим образом. Первичные колебания рамки 3 вдоль оси OX создаются путем приложения переменного напряжения к системе возбуждения колебаний 2, соответствующей резонансной частоте колебаний рамки 3. В отсутствие угловой скорости, амплитуда колебаний рамки вдоль оси OY равна нулю. При внешнем вращении с угловой скоростью Ω вокруг оси OZ возникает сила Кориолиса, формирующая вторичные колебания рамки 3 вдоль оси OY. Амплитуда колебаний рамки 3 вдоль оси OY пропорциональна Ω. Эти колебания детектируются узлами оптического считывания 4. При этом, равномерный зазор между клиновидным оптическим элементом 12 и двумя призмами внутреннего отражения 10 изменяется по гармоническому закону. Изменение величины равномерного зазора приводит к изменению отражательной способности области, разделяющей поверхности отражения 11 призм полного внутреннего отражения 10 и клиновидного оптического элемента 12, что приводит к изменению мощности оптического излучения, поступающего на фотоприемник 8, и затем, после детектирования к формированию электрического сигнала, используемого в блоке обработки 9.

Таким образом, изобретение может быть использовано для измерения угловой скорости объекта с повышенными помехозащищенностью и чувствительностью.

1. Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости, содержащий подложку из диэлектрического материала, рамку, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с опорными элементами, инерционную массу, расположенную с зазором относительно подложки и связанную с рамкой через упругие элементы, систему возбуждения колебаний, состоящую из неподвижных электродов, закрепленных на подложке, и подвижных электродов, закрепленных на внешней стороне рамки, и системы съема выходных колебаний, отличающийся тем, что система съема выходных колебаний выполнена в виде двух узлов оптического считывания, расположенных на подложке напротив середины свободных от электродов сторон рамки, каждый из которых содержит источник оптического излучения, оптический модулятор и два фотоприемника, связанные по оптическому лучу, выходы фотоприемников соединены с входами блока обработки, при этом каждый из оптических модуляторов выполнен в виде двух призм полного внутреннего отражения, поверхности отражения которых расположены под углом 90° друг к другу, и клиновидного оптического элемента, закрепленного на наружной стороне рамки напротив призм полного внутреннего отражения, причем величина симметричных зазоров между поверхностями отражения призм полного внутреннего отражения и гранями клиновидного оптического элемента является равномерной и не превышает величину длины волны источника оптического излучения.

2. Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости по п. 1, отличающийся тем, что на поверхность клиновидного оптического элемента нанесено тонкопленочное покрытие диоксида кремния.

3. Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости по п. 1, отличающийся тем, что каждая призма полного внутреннего отражения выполнена по планарной технологии из диоксида кремния.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения, а именно - к гиростабилизаторам углового положения различных объектов. Индикаторный гиростабилизатор содержит корпус, платформу в угловом подвесе, установленный на платформе гироскопический датчик её углового положения, привод, состоящий из статора, установленного на корпусе, ротора, соединенного с платформой механической связью, и обмотки управления, усилитель-регулятор с двумя входами.

Изобретение относится к области производства гироскопической техники, а именно к гироскопическим приборам, используемым в информационно-измерительных системах ориентации объектов и управления их движением, например, на вращающихся по крену управляемых летательных аппаратах. Датчик угла крена на базе волнового твердотельного гироскопа с металлическим резонатором содержит металлический цилиндрический резонатор, на дне которого симметрично по окружности с равным шагом расположены восемь пьезоэлементов, причем диаметрально противоположные пьезоэлементы образуют четыре пары, пары пьезоэлементов I-I и II-II входят в первый контур, пары пьезоэлементов III-III и IV-IV входят во второй контур, блок электроники, демодулятор.

Изобретение относится к области гироскопии и может быть использовано при проектировании и производстве волнового твердотельного гироскопа с металлическим резонатором, работающего в режиме датчика угловой скорости. Волновой твердотельный гироскоп состоит из металлического резонатора с наклеенными на дно пьезоэлементами, имеющими форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 25÷33:9÷12:1, и массивного основания.

Изобретение относится к области лазерной техники и навигационным системам, к бесплатформенным инерциальным навигационным системам. Устройство содержит: многоугольный оптический моноблок с оптическими каналами; зеркала полного отражения лучистой энергии; преобразователь для съема информации в виде лучистой энергии интерференционной картины, совмещенный с полупрозрачным сферическим зеркалом; в качестве источника оптического излучения используется полупроводниковый лазер.

Изобретение относится к измерительной технике. Способ определения фактической частоты колебаний кварцевого полусферического резонатора волнового твердотельного гироскопа заключается в том, что используются отсчеты аналого-цифрового преобразователя, для определения измеряемой частоты применяется метод наименьших квадратов в триады моментов времени.

Изобретение относится к области приборостроения и касается лазерного гироскопа с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой (ВП). Способ компенсации движения ВП лазерного гироскопа состоит в том, что выходные сигналы кольцевого лазера (КЛ) и датчика положения поступают на преобразователь, в котором сигналы преобразуют в цифровой вид.

Изобретение относится к инерциальному измерительному устройству, содержащему два элемента: блок датчиков и инерциальный датчик, причем первый из указанных элементов снабжен стойками, каждая из которых имеет поверхность, к которой прилегает опорная поверхность второго из указанных элементов, прижимаемая силой, по существу перпендикулярной указанным поверхностям, причем указанная сила создается одним элементом крепления, причем указанные стойки имеют такую форму и такие размеры, чтобы обеспечить возможность деформирования стоек под действием термомеханического напряжения, возникающего в рабочем диапазоне температур измерительного устройства, таким образом, чтобы избежать какого-либо проскальзывания указанных поверхностей относительно друг друга под действием данного напряжения; и обеспечить удержание датчика в требуемом положении, обеспечивая при этом лишь ограниченную передачу вибрации и совместимость с работой датчика.

Изобретение относится к области навигации. Предложенные способ и устройство предназначены для определения координат объекта.

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к двухосным индикаторным гиростабилизаторам на микромеханических гироскопах, работающим на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Двухосный индикаторный гиростабилизатор (ГС) содержит наружную рамку, установленную на основании с вращением относительно оси параллельной продольной оси ЛА и расположенную в ней платформу, вращающуюся относительно оси перпендикулярной оси вращения наружной рамки, установленный на оси вращения наружной рамки первый датчик момента, вход которого соединен с выходом первого усилителя мощности, вход которого соединен с выходом третьего корректирующего фильтра, вход третьего корректирующего фильтра соединен с выходом первого корректирующего фильтра, вход первого корректирующего фильтра соединен с выходом первого сумматора, первый вход которого соединен с выходом первого микромеханического датчика угловой скорости установленного на платформе с осью чувствительности параллельной оси вращения наружной рамки двухосного индикаторного ГС.

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к двухосным индикаторным гиростабилизаторам на микромеханических гироскопах, работающим на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Двухосный индикаторный гиростабилизатор содержит наружную рамку, установленную на основании с вращением относительно оси, параллельной продольной оси ЛА, и расположенную в ней платформу, вращающуюся относительно оси, перпендикулярной оси вращения наружной рамки, первый датчик момента, вход которого соединен с выходом первого усилителя мощности, вход которого соединен с выходом первого корректирующего фильтра (КФ), вход первого КФ соединен с выходом первого сумматора, первый вход которого соединен с выходом первого микромеханического датчика угловой скорости, установленного на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, установленный на оси вращения внутренней рамки второй датчик момента, вход которого соединен с выходом второго усилителя мощности, вход которого соединен с выходом второго КФ, вход второго КФ соединен с выходом второго сумматора, первый вход которого соединен с выходом второго микромеханического датчика угловой скорости, установленного на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, первый микромеханический акселерометр, установленный на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с входом первого усилителя, выход первого усилителя соединен с входом третьего КФ, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, второй микромеханический акселерометр, установленный на платформе с осью чувствительности, параллельной оси наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с входом второго усилителя, выход второго усилителя соединен с входом четвертого КФ, выход которого соединен с вторым входом второго сумматора, первый датчик угла командных сигналов, установленный на оси наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, второй датчик угла командных сигналов, установленный на оси платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с первым входом четвертого сумматора; оптико-электронный датчик, установленный на платформе, оптическая ось которого перпендикулярна плоскости платформы гиростабилизатора, первое устройство управления, выход которого соединен с входом вычислительного устройства канала наружной рамки (ВУКНР), а также соединен с третьим входом первого сумматора, выход ВУКНР соединен с вторым входом третьего сумматора, второе устройство управления, выход которого соединен с входом вычислительного устройства канала платформы (ВУКП), а также соединен с третьим входом второго сумматора, выход ВУКП соединен с вторым входом четвертого сумматора.

Изобретение относится к области производства гироскопической техники, а именно к гироскопическим приборам, используемым в информационно-измерительных системах ориентации объектов и управления их движением, например, на вращающихся по крену управляемых летательных аппаратах. Датчик угла крена на базе волнового твердотельного гироскопа с металлическим резонатором содержит металлический цилиндрический резонатор, на дне которого симметрично по окружности с равным шагом расположены восемь пьезоэлементов, причем диаметрально противоположные пьезоэлементы образуют четыре пары, пары пьезоэлементов I-I и II-II входят в первый контур, пары пьезоэлементов III-III и IV-IV входят во второй контур, блок электроники, демодулятор.
Наверх