Волновой твердотельный гироскоп с металлическим резонатором

Изобретение относится к области гироскопии и может быть использовано при проектировании и производстве волнового твердотельного гироскопа с металлическим резонатором, работающего в режиме датчика угловой скорости. Волновой твердотельный гироскоп состоит из металлического резонатора с наклеенными на дно пьезоэлементами, имеющими форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 25÷33:9÷12:1, и массивного основания. При этом металлический резонатор выполнен с конусными стенками под углом 8°÷8°30' по наружному диаметру, с отношением высоты конуса к высоте резонатора 0,552÷0,557:1, с отношением наружного диаметра к высоте резонатора и толщине его дна как 32÷35:25÷27:1, а толщина верхней кромки 0,9÷1 мм. Резонатор крепится к массивному основанию гироскопа с помощью двух консолей, крепежного отверстия в форме цилиндра и переходных поверхностей, выполненных в виде галтелей. Для балансировки резонатора высверливаются отверстия на верхней кромке резонатора в количестве 16-ти штук и отверстия расположены на кромке через каждые 22,5°. Технический результат – повышение стойкости к вибрационным воздействиям в диапазоне частот 10-2500 Гц, чувствительности к измеряемой угловой скорости, отношения сигнал/шум. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области гироскопии и может быть использовано при проектировании и производстве Волнового твердотельного гироскопа с металлическим резонатором (ВТГ-МР), работающего в режиме датчика угловой скорости (ДУС). Задачей изобретения является повышение стойкости ВТГ-МР к вибрационным воздействиям в диапазоне частот (10-2500) Гц, повышение чувствительности к измеряемой угловой скорости, улучшение соотношения полезный сигнал/шум, и как следствие возможность упрощения схемы электронного блока.

Известен чувствительный элемент волнового твердотельного гироскопа (RU 151978 кл. G01C 19/56 дата подачи заявки 05.12.2014 г.), содержащий чувствительный элемент в виде стакана с утолщенной верхней частью кольцевым резонатором при соотношении утолщенной и тонкой его части 1:0,50÷0,67, а переход от утолщенной верхней части резонатора к тонкой выполнен в виде фаски. Кроме того, отверстие консольного элемента крепления резонатора к основанию гироскопа выполнено коническим, а пьезоэлектрические элементы возбуждения и съема информации могут иметь форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением длины к ширине 2,5:1, их длина соотносится с внешним диаметром кольцевого резонатора как 1:5,4÷5,6.

К недостаткам данной конструкции относятся:

1. сложная конструкция консольного элемента, вызывающая механические напряжения в резонаторе во время климатических воздействий из-за посадки на конус;

2. толщина верхней кромки утолщенной части достаточно мала, что приводит к повышению требований к процессу балансировки, большему влиянию отклонения геометрии на массовый дисбаланс;

3. переход от утолщенной части к тонкой выполненный в виде фаски, что привод к дополнительному рассеиванию энергии на поверхности резонатора.

Известен резонатор твердотельного волнового гироскопа (RU 2744820 кл. G01C 19/56 дата подачи заявки 27.03.2020 г.), состоящий из рабочей части в форме усеченного конуса с цилиндрической внутренней частью, меньшее основание которого сопряжено с подвесом, а со стороны большего основания по всему диаметру, выполнен торец-кромка, образованный внутренней и наружной поверхностями рабочей части, на котором возникает прецессия стоячей волны при воздействии на гироскоп измеряемой угловой скорости или угла поворота, днище, узел крепления резонатора к основанию гироскопа и пьезоэлектрические элементы возбуждения стоячей волны и детектирования сигнала с внешней стороны днища, угол конуса рабочей части резонатора составляет 6,45°-6,7°, при этом подвес выполнен цилиндрическим, соотношение толщины стенки рабочей части со стороны торца-кромки Н и толщины стенки подвеса h составляет 2,3-2,6, а соотношение длины рабочей части резонатора L и длины подвеса 1 составляет 1,8-2,2.

К недостаткам данной конструкции относятся:

1. при соотношении толщины стенки рабочей части со стороны торца-кромки Н и толщины стенки подвеса h 2,3-2,6 и угле конуса рабочей части резонатора 6,45°-6,7° необходимо значительно увеличивать толщину дна резонатора для обеспечения устойчивости к вибрационным воздействиям в диапазоне частот (10-2500) Гц. Увеличение толщины дна приведет к необходимости увеличить площадь пьезоэлементов, что приведет к худшему соотношению сигнал/шум и увеличению анизотропии резонатора;

2. сложная конструкция консольного элемента вызывающая механические напряжения в резонаторе во время климатических воздействий из-за посадки на конус.

Известна методика балансировки чувствительного элемента ВТГ (стр. 126 Распопов В.Я., Волчихин И.А., Волчихин А.И., Ладонкин А.В., Лихошерст В.В., Матвеев В.В. Волновой твердотельный гироскоп с металлическим резонатором. Тула: Издательство ТулГУ, 2018. 189 с.). Данная методика подразумевает удаление массы с верхней кромки резонатора. Сначала определяется ось с наименьшей собственной частотой (тяжелая ось), путем возбуждения резонатора по осям X и Y. Затем относительно тяжелой оси определяется место сверления по формуле:

где - угол высверливания массы, отсчитываемый от пучности, - сигнал с пьезоэлементов, измеряющих узел стоячей волны, - сигнал с пьезоэлементов, измеряющих пучность стоячей волны.

Направление отсчета угла производится в сторону узла синфазного с пучностью. После чего масса удаляется в 4-х точках, отстоящих друг от друга на угол 90°. Балансировка происходит до разночастотности между осями X и Y менее 0,1 Гц.

К недостаткам данной методики относятся:

1. высверливание массы по формуле (1) приводит к высверливанию большого количества отверстий на кромке. Т.к. в процессе балансировки угол меняет свое значение, что приводит к увеличению диссипации энергии на кромке и более неравномерному распределению жесткости по окружности.

2. балансировка только по 4-й форме дефекта (разночастотность) не обеспечивает совпадения пучностей и узлов стоячей волны с осями расположения пьезоэлементов, что приводит к усложнению схемы коррекции.

Предлагаемый ВТГ-МР состоит из кожуха 1, резонатора 2, пьезоэлементов 3, массивного основания 4 (см. фиг. 1). Резонатор ВТГ-МР состоит из тонкостенного металлического стакана с утолщенной верхней кромкой 7, консольного элемента крепления 5, дна 6 и крепежного отверстия 8 (см. фиг. 2).

Для возбуждения и съема информации на дне резонатора наклеены восемь пьезоэлементов, равномерно распределенных по окружному углу. При возбуждении колебаний в резонаторе на частоте близкой к резонансной на верхней кромке резонатора образуется стоячая волна, которая под действием сил инерции Кориолиса прецессирует (запаздывает относительно угла поворота основания) при появлении угловой скорости основания вокруг оси симметрии резонатора. В результате чего на пьезоэлементах, расположенных по узлам стоячей волны появляется сигнал пропорциональный угловой скорости основания.

Предлагаемая конструкция ВТГ-МР обеспечивает достаточную точность измерения угловой скорости и углового положения основания для систем ориентации, стабилизации и навигации средней точности в широком диапазоне температур и вибрационных воздействиях в диапазоне 10-2500 Гц с амплитудой до 10g. Точность измерения угловой скорости и угла поворота основания обеспечивается за счет достижения добротности резонатора более 10000 в широком диапазоне температур, уменьшения разночастотности между первой и второй модами собственных изгибных колебаний кромки резонатора до значений менее 0,05 Гц и совмещения положения стоячей волны на наружной кромке резонатора с осями расположения пьезоэлементов с точностью до 3°, высверливанием массы с верхней кромки резонатора. Количество высверливаемых отверстий при балансировке не превышает 16-ти шт., что уменьшает диссипацию энергии на кромке и уменьшает разножесткостность. Введение конуса на верхней части резонатора вместо цилиндрического кольца позволяет увеличить толщину верхней кромки при той-же рабочей частоте и добротности, что приводит к меньшему влиянию отклонения геометрии резонатора на массовый дисбаланс и меньшему систематическому дрейфу (Лунин Б.С., Матвеев В.А., Басараб М.А. Волновой твердотельный гироскоп. Теория и технология. Монография. - М.: Радиотехника, 2014. Стр. 62).

Угол конуса K равный 8°÷8°30' на наружной поверхности резонатора с отношением высоты конуса Н2 к высоте резонатора H1 0,552÷0,557:1, соотношение сторон пьезоэлементов подобраны таким образом, чтобы обеспечить достаточную амплитуду колебаний кромки и добротность резонатора выше 10000 в широком диапазоне температур, что обеспечивает достаточную чувствительность ВТГ-МР к измеряемой угловой скорости. Выбранные размеры конуса обеспечивают минимально необходимую толщину верхней кромки более 0,7 мм. (Распопов В.Я. Волчихин И.А., Волчихин А.И., Ладонкин А.В., Лихошерст В.В., Матвеев В.В. Волновой твердотельный гироскоп с металлическим резонатором. Тула: Издательство ТулГУ, 2018. стр. 84). Конус на наружной стенке резонатора уменьшает рассеивание энергии в месте перехода поверхностей на 23% (см. фиг. 3, 4) и увеличивает толщину верхней кромки на 25% при сохранении величины добротности и рабочей частоты по сравнению с выполнением верхней части в форме цилиндра. Остальные переходы поверхностей выполнены галтелями для уменьшения рассеивания энергии на поверхности резонатора.

Консольный элемент крепления резонатора 5, состоящий из двух консолей, более технологичный в изготовлении по сравнению с конусной консолью, обеспечивает достаточную точность совпадения оси симметрии резонатора с осью основания, при этом уменьшает напряжения в резонаторе во время климатических и вибрационных воздействий.

Для увеличения добротности резонатора и уменьшения трения верхней кромки о воздух, внутренняя полость ВТГ-МР откачивается до давления ниже 2*10-3 мм рт. ст.

Устойчивость к вибрационным воздействиям обеспечивается за счет массивного основания 4 с минимальной толщиной стенок, относящихся к диаметру резонатора как 1:10 и особых размеров резонатора: диаметр D резонатора относится к высоте H1 и толщине дна Н3 как 32÷35:25÷27:1, чтобы собственные частоты изгибных колебаний донышка резонатора относительно элемента крепления и мембранная мода были выше 2500 Гц и отличалась от рабочей частоты более чем на 1000 Гц (см. фиг. 2)

Пьезоэлементы имеют форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением длинны L к ширине b, к толщине h 25÷33:9÷12:1 (см. фиг. 5), что обеспечивает хорошее соотношение сигнал/шум и уменьшает влияние пьезоэлементов на добротность и изотропию механических свойств резонатора, данные соотношения подобраны эмпирическим путем.

Балансировка резонатора происходит в три этапа. На первом этапе уменьшается разночастотность между первой и второй модами собственных изгибных колебаний кромки резонатора до значений менее 0,05 Гц. Для этого собирается схема, показанная на фиг. 6, ВТГ-МР возбуждается с помощью генератора по осям X, У и для каждой оси находится резонансная частота. Место высверливания массы определяется относительно тяжелой оси по следующему условию:

1. если Vпу/Vy≥3, то масса высверливается в четырех точках отстоящих друг от друга на угол 90°, начиная с 0° от тяжелой оси;

где Vпу - сигнал с пьезоэлементов, расположенных по оси пучностей стоячей волны, Vy - сигнал с пьезоэлементов, расположенных по оси узлов стоячей волны.

2. если Vпу/Vy<3, то масса высверливается в четырех точках отстоящих друг от друга на угол 90°, начиная с 22,5° от тяжелой оси. Направление отсчета угла производится в сторону узла синфазного с пучностью.

На втором этапе производится совмещение пучностей и узлов стоячей волны с осями расположения пьезоэлементов высверливанием 4-х отверстий на кромке резонатора, отстоящих друг от друга на угол 90°, отсчитывая угол 22,5° от пучности в сторону узла синфазного с пучностью. Высверливание массы происходит до совмещения пучностей деформации наружной кромки резонатора с осями расположения пьезоэлементов с точностью до 5°. Угол между пучностью и узлом определяется по формуле (1).

На третьем этапе проверяется расположение стоячей волны относительно осей расположения пьезоэлементов путем вращения основания ВТГ-МР с угловой скоростью менее 10°/с. Если стоячая волна совпадает с расположением пьезоэлементов как показано на фиг. 7а, то при вращении основания по и против часовой стрелке вокруг оси Z сигнал с пьезоэлементов, расположенных по узлам будет увеличиваться. В этом случае балансировка не требуется. Если расположение осей стоячей волны не совпадает с осями расположения пьезоэлементов как показано на фиг. 7б, то при повороте основания против часовой стрелке вокруг оси Z сигнал с пьезоэлементов, расположенных по узлам будет сначала уменьшаться, а затем начнет увеличиваться. В этом случае высверливание 4-х отверстий на кромке резонатора, отстоящих друг от друга на угол 90° производится, отсчитывая 22,5° от пучности в сторону разворота стоячей волны. Таким образом при достаточно несложной методике балансировки и простой схеме измерения достигается совмещение стоячей волны на наружной кромке резонатора с осями расположения пьезоэлементов с точностью до 3°.

Конструкция, заявляемого ВТГ-МР поясняется следующими рисунками:

на фиг. 1 показана конструкция ВТГ-МР;

на фиг. 2 показана конструкция резонатора ВТГ-МР;

на фиг. 3 показана величина механических напряжений на фаске при деформации резонатора с цилиндрическим кольцом;

на фиг. 4 показана величина механических напряжений на переходе цилиндра в конус при деформации резонатора;

на фиг. 5 показано расположение и размеры пьезоэлементов;

на фиг. 6 показана схема подключения ВТГ-МР при балансировке;

на фиг. 7а, б показана схема совмещения осей стоячей волны с осями расположения пьезоэлементов.

1. Волновой твердотельный гироскоп, состоящий из металлического резонатора с наклеенными на дно пьезоэлементами, имеющими форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 25÷33:9÷12:1, и массивного основания.

2. Металлический резонатор по п. 1, отличающийся тем, что конусные стенки выполнены под углом 8°÷8°30' по наружному диаметру, с отношением высоты конуса к высоте резонатора 0,552÷0,557:1, с отношением наружного диаметра к высоте резонатора и толщине его дна как 32÷35:25÷27:1, а толщина верхней кромки 0,9÷1 мм с креплением к массивному основанию гироскопа с помощью двух консолей, крепежного отверстия в форме цилиндра и переходных поверхностей, выполненных в виде галтелей.

3. Волновой твердотельный гироскоп по п. 1, отличающийся тем, что для балансировки резонатора высверливаются отверстия на верхней кромке резонатора в количестве 16-ти штук и отверстия расположены на кромке через каждые 22,5°.

4. Волновой твердотельный гироскоп по п. 1, отличающийся тем, что основание гироскопа массивное, минимальная толщина стенок относится к диаметру резонатора как 1:10.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области лазерной техники и навигационным системам, к бесплатформенным инерциальным навигационным системам. Устройство содержит: многоугольный оптический моноблок с оптическими каналами; зеркала полного отражения лучистой энергии; преобразователь для съема информации в виде лучистой энергии интерференционной картины, совмещенный с полупрозрачным сферическим зеркалом; в качестве источника оптического излучения используется полупроводниковый лазер.

Изобретение относится к измерительной технике. Способ определения фактической частоты колебаний кварцевого полусферического резонатора волнового твердотельного гироскопа заключается в том, что используются отсчеты аналого-цифрового преобразователя, для определения измеряемой частоты применяется метод наименьших квадратов в триады моментов времени.

Изобретение относится к области приборостроения и касается лазерного гироскопа с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой (ВП). Способ компенсации движения ВП лазерного гироскопа состоит в том, что выходные сигналы кольцевого лазера (КЛ) и датчика положения поступают на преобразователь, в котором сигналы преобразуют в цифровой вид.

Изобретение относится к инерциальному измерительному устройству, содержащему два элемента: блок датчиков и инерциальный датчик, причем первый из указанных элементов снабжен стойками, каждая из которых имеет поверхность, к которой прилегает опорная поверхность второго из указанных элементов, прижимаемая силой, по существу перпендикулярной указанным поверхностям, причем указанная сила создается одним элементом крепления, причем указанные стойки имеют такую форму и такие размеры, чтобы обеспечить возможность деформирования стоек под действием термомеханического напряжения, возникающего в рабочем диапазоне температур измерительного устройства, таким образом, чтобы избежать какого-либо проскальзывания указанных поверхностей относительно друг друга под действием данного напряжения; и обеспечить удержание датчика в требуемом положении, обеспечивая при этом лишь ограниченную передачу вибрации и совместимость с работой датчика.

Изобретение относится к области навигации. Предложенные способ и устройство предназначены для определения координат объекта.

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к двухосным индикаторным гиростабилизаторам на микромеханических гироскопах, работающим на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Двухосный индикаторный гиростабилизатор (ГС) содержит наружную рамку, установленную на основании с вращением относительно оси параллельной продольной оси ЛА и расположенную в ней платформу, вращающуюся относительно оси перпендикулярной оси вращения наружной рамки, установленный на оси вращения наружной рамки первый датчик момента, вход которого соединен с выходом первого усилителя мощности, вход которого соединен с выходом третьего корректирующего фильтра, вход третьего корректирующего фильтра соединен с выходом первого корректирующего фильтра, вход первого корректирующего фильтра соединен с выходом первого сумматора, первый вход которого соединен с выходом первого микромеханического датчика угловой скорости установленного на платформе с осью чувствительности параллельной оси вращения наружной рамки двухосного индикаторного ГС.

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к двухосным индикаторным гиростабилизаторам на микромеханических гироскопах, работающим на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Двухосный индикаторный гиростабилизатор содержит наружную рамку, установленную на основании с вращением относительно оси, параллельной продольной оси ЛА, и расположенную в ней платформу, вращающуюся относительно оси, перпендикулярной оси вращения наружной рамки, первый датчик момента, вход которого соединен с выходом первого усилителя мощности, вход которого соединен с выходом первого корректирующего фильтра (КФ), вход первого КФ соединен с выходом первого сумматора, первый вход которого соединен с выходом первого микромеханического датчика угловой скорости, установленного на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, установленный на оси вращения внутренней рамки второй датчик момента, вход которого соединен с выходом второго усилителя мощности, вход которого соединен с выходом второго КФ, вход второго КФ соединен с выходом второго сумматора, первый вход которого соединен с выходом второго микромеханического датчика угловой скорости, установленного на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, первый микромеханический акселерометр, установленный на платформе с осью чувствительности, параллельной оси вращения платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с входом первого усилителя, выход первого усилителя соединен с входом третьего КФ, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, второй микромеханический акселерометр, установленный на платформе с осью чувствительности, параллельной оси наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с входом второго усилителя, выход второго усилителя соединен с входом четвертого КФ, выход которого соединен с вторым входом второго сумматора, первый датчик угла командных сигналов, установленный на оси наружной рамки двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с первым входом третьего сумматора, второй датчик угла командных сигналов, установленный на оси платформы двухосного индикаторного гиростабилизатора, выход которого соединен с первым входом четвертого сумматора; оптико-электронный датчик, установленный на платформе, оптическая ось которого перпендикулярна плоскости платформы гиростабилизатора, первое устройство управления, выход которого соединен с входом вычислительного устройства канала наружной рамки (ВУКНР), а также соединен с третьим входом первого сумматора, выход ВУКНР соединен с вторым входом третьего сумматора, второе устройство управления, выход которого соединен с входом вычислительного устройства канала платформы (ВУКП), а также соединен с третьим входом второго сумматора, выход ВУКП соединен с вторым входом четвертого сумматора.

Изобретение относится к области техниики гироскопов и касается волоконно-оптического гироскопа. Волоконно-оптический гироскоп содержит многовитковый замкнутый волоконный контур в виде одномодового двулучепреломляющего световода, излучатель, фотоприемник, два ответвителя, поляризатор, фазовый модулятор, фазовый детектор, усилитель, фильтр и генератор.

Изобретение относится к метрологии. Способ построения систем измерения физических величин с многоконтурной обратной связью включает в себя построение измерительной системы на одном датчике или на одном канале датчика, если тот многоканальный первичной информации с несколькими контурами обратной связи, каждый из которых рассчитан на свой частотный диапазон.

Изобретение относится к области точного приборостроения. Сущность изобретения заключается в том, что в микромеханическом вибрационном гироскопе измерение выходных угловых колебаний осуществляется между поверхностями двух инерционных дисков.
Наверх