Способ коррекции гировертикали по углу атаки

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Способ коррекции гировертикали по углу атаки заключается в том, что на основании сигналов, поступающих с датчиков угловых скоростей и соответствующих угловым скоростям объекта, а также сигналов текущих значений крена и тангажа осуществляют комплексирование и преобразование этих сигналов, дополнительно используют сигналы, равные величине расчетного угла атаки, которую определяют косвенным методом вычисления по уравнениям динамики полета, включающим нормальную перегрузку, а также параметры полета, поступающие от системы воздушных сигналов. При этом параметры полета включают в себя параметры скоростного напора, горизонтальную и вертикальную воздушные скорости, площадь крыла и вес ЛА, коэффициент подъемной силы. А углы крена и тангажа определяют через расчетный угол атаки, используя угловые скорости с учетом назначаемого порога интенсивности вращения, в соответствии с которым постоянная времени интеграторов переключается с малого на большое значение при превышении порога интенсивности вращения. Технический результат – обеспечение ЛА углами крена и тангажа в резервном режиме с требуемой точностью и уменьшение требований к мощности резервного бортового вычислителя. 9 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Задачей изобретения является уменьшение требований к вычислительной мощности бортовой ЭВМ резервной гировертикали путем создания способа непрерывной коррекции по расчетному углу атаки ЛА.

В бесплатформенной гировертикали углы крена и тангажа вычисляются по информации от датчиков угловых скоростей.

Основным недостатком бесплатформенных систем является накопление ошибок, поэтому большое внимание уделяется точности используемых гироскопов. Данный недостаток устраняется путем коррекции ориентации по показаниям акселерометров, которые обеспечивают устранение накопления погрешности. При этом гироскопы снижают влияние динамики ЛА на точность. Такой способ коррекции называется маятниковым. Привлекательность маятниковой коррекции заключается в простоте, а также в исключении необходимости учитывать форму Земли, ее угловую скорость и местоположение ЛА. Недостатком является трудность выделения гравитационных составляющих из ускорений, измеряемых акселерометрами в полете.

Известен Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы, описанный в патенте RU 2564380, МПК G01C 21/06, опубликован 27.09.2015 г., бюллетень №27, принятый нами за прототип.

В известном способе на основании сигналов, поступающих с акселерометров, входящих в состав ИНС, определяют модуль абсолютного ускорения, действующего на объект, на котором установлена ИНС, используют сигналы, соответствующие угловой скорости объекта и оценивают сигнал, соответствующий земной скорости, осуществляют комплексирование данных сигналов и преобразованных сигналов, соответствующих линейным ускорениям с учетом параметров полета объекта, а адаптивную оценку крена и тангажа производят посредством фильтра Калмана, в котором коэффициент усиления изменяется в зависимости от текущих значений модулей перегрузки и линейной скорости, а также угловых скоростей.

Недостаток известного способа заключается в том, что при маневрировании ЛА этот способ обладает недостаточной точностью. Это может привести к возникновению значительных погрешностей в результате постоянного маневрирования высокоманевренных ЛА. Для рекуррентного оценивания углов крена и тангажа при помощи фильтра Калмана требуется достаточно мощный резервный бортовой вычислитель.

Целью заявляемого изобретения является обеспечение летательного аппарата углами крена и тангажа в резервном режиме с требуемой точностью и уменьшение требований к мощности резервного бортового вычислителя.

Поставленная цель достигается за счет того, что в способе коррекции гировертикали по углу атаки, при котором на основании сигналов, поступающих с датчиков угловых скоростей и соответствующих угловым скоростям объекта, а также сигналов текущих значений крена и тангажа, осуществляют комплексирование и преобразование этих сигналов, дополнительно используют сигналы, равные величине расчетного угла атаки, которую определяют косвенным методом вычисления по уравнениям динамики полета, включающим нормальную перегрузку, а также параметры полета, поступающие от системы воздушных сигналов (СВС) - параметры скоростного напора, горизонтальную и вертикальную воздушные скорости, площадь крыла и вес ЛА, коэффициент подъемной силы, - при этом углы крена и тангажа определяют через расчетный угол атаки, используя угловые скорости с учетом назначаемого порога интенсивности вращения, в соответствии с которым постоянная времени интеграторов переключается с малого на большое значение при превышении порога интенсивности вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена структурная схема коррекции по каналу крена, на фиг. 2 представлена структурная схема коррекции по каналу тангажа. Для анализа точности работы схем использовались процессы движения легкого самолета, полученные с помощью имитации полета на авиасимуляторе (фиг. 3 -9). На фиг. 3 показана путевая скорость; на фиг. 4 - абсолютная высота; на фиг.5 - угол атаки; на фиг. 6: 1 - угловая скорость wx, 2 - угловая скорость wy, 3 - угловая скорость wz; на фиг. 7: 1 - тангаж, 2 - крен; на фиг. 8: 1 - тангаж, 2 - оценка при комплексировании схем инерциальной курсовертикали (ИКВ) и СВС: на фиг. 9: 1 - крен, 2 - оценка при комплексировании схем ИКВ и СВС.

Суть работы способа излагается ниже.

Используют известные динамические уравнения Эйлера для определения углов крена и тангажа (схема ИКВ):

где ωz и ωх угловые скорости по связанным осям ЛА, γ и ϑ текущие значения углов крена и тангажа.

Эти углы можно использовать для управления ЛА либо непосредственно, либо после корректировки по углу атаки. Угол атаки получают от СВС, в которой он определяется по известным соотношениям из уравнений динамики ЛА в соответствии с формулами

Суа=Ya/(q S);

Ya=nya ⋅ mg,

где Cya- коэффициент подъемной силы,

Ya - подъемная сила.

Используя соотношение Cya=f(α), можно получить угол атаки (α). Здесь Cya - текущий коэффициент подъемной силы, α- угол атаки.

Необходимо записать эту функцию в память бортового вычислителя. Данная функция известна из результатов аэродинамических продувок для конкретного ЛА. В противном случае ее вычисляют по конструктивным параметрам ЛА. Имея характеристику α=f1-(Cya), можно вычислить угол атаки.

Для определения углов крена и тангажа через воздушную скорость и угол атаки воспользуемся известными выражениями из динамики полета самолета (схема СВС):

Схема СВС для определения углов крена и тангажа может использоваться как самостоятельно, так и при комплексировании со схемой ИКВ. Для анализа точности работы схем как по отдельности, так и при их комплексировании использовались процессы движения легкого самолета, полученные с помощью моделирования и имитации полета на авиасимуляторе (фиг. 3-9). Все представленные процессы согласованы между собой и соответствуют полету самолета по некоторому заданному маршруту.

При моделировании ошибки измерения датчиков имитировались как постоянные и случайные.

Постоянная времени Т в схемах ИКВ принималась равной 15 с. Полученные с помощью имитации полета на авиасимуляторе параметры приведены на фиг. 3-7.

Комплексирование схем ИКВ и СВС.

Рассматривался способ комплексирования, при котором результирующие оценки принимались средними взвешенными оценок схем ИКВ и СВС.

при |ϑikvcvc|<pϑ,

при |ϑikvcvc|ϑ≥pϑ,

aikv1+acvc1=1, aikv2+acvc2=1,

при |γikvcvc|<рγ,

при |γikvcvc|≥pγ,

bikv1+bcvc1=1 bikv2+bcvc2=1

Здесь: aikv1, aikv2, acvc1, acvc2, bikv1, bikv2, bcvc1, bcvc2 - весовые коэффициенты, pϑ, pγ - пороговые значения модулей рассогласований между оценками схем ИКВ и СВС.

Пороги и весовые коэффициенты назначают так, чтобы больше доверять схеме СВС и корректировать ее показания при слишком больших выбросах оценок, превышающих динамические ошибки схемы ИКВ.

Осуществляют изменение постоянной времени Т апериодических звеньев, играющих роль приближенных интеграторов уравнений Эйлера, в зависимости от интенсивности вращения ЛА. Индикатором интенсивности вращения принят модуль угловой скорости ЛА, пропущенный через фильтр низкой частоты (ФНЧ) второго порядка, который обозначим |ω|f. Постоянная времени ФНЧ 0.5 с.

Назначают порог интенсивности вращения Por|ω|f. Постоянная времени интеграторов переключается с малого на большое значение при превышении порога интенсивности вращения:

T=Tmin при f|ω|f < Por|ω|f,

Т=Tmax при |ω|f ≥ Por|ω|f,

Tmin=30, Tmax=500

На фиг. 8, 9 представлены оценки тангажа и крена при комплексировании схем ИКВ и СВС.

Схемы СВС и ИКВ обеспечивают приемлемую точность оценивания крена и тангажа при выполнении следующих условий:

- достаточно точное измерение угла атаки;

- малое влияние ветра на разность между воздушной и путевой скоростями. Оценки углов при тангаже 90 градусов не поддерживаются.

По данным моделирования на авиасимуляторе и при указанных погрешностях датчиков комплексирование схем ИКВ со схемами СВС обеспечивает СКО погрешностей до уровня 0.8 градуса при этом смещение оценок крена и тангажа имеет порядок 0.5 градуса.

Техническим результатом использования изобретения является уменьшение требований к вычислительной мощности ЭВМ резервной гировертикали и получение значений углов, удовлетворяющих требованиям точности к резервной системе определения углов крена и тангажа.

Способ коррекции гировертикали по углу атаки, при котором на основании сигналов, поступающих с датчиков угловых скоростей и соответствующих угловым скоростям объекта, а также сигналов текущих значений крена и тангажа осуществляют комплексирование и преобразование этих сигналов, дополнительно используют сигналы, равные величине расчетного угла атаки, которую определяют косвенным методом вычисления по уравнениям динамики полета, включающим нормальную перегрузку, а также параметры полета, поступающие от системы воздушных сигналов (СВС), - параметры скоростного напора, горизонтальную и вертикальную воздушные скорости, площадь крыла и вес ЛА, коэффициент подъемной силы, при этом углы крена и тангажа определяют через расчетный угол атаки, используя угловые скорости с учетом назначаемого порога интенсивности вращения, в соответствии с которым постоянная времени интеграторов переключается с малого на большое значение при превышении порога интенсивности вращения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретно к системам инерциальной навигации. Сущность предлагаемого способа заключается в совместном оценивании крена, тангажа и рыскания летательного аппарата по измерениям трехкомпонентных датчиков угловых скоростей и линейных ускорений, одного приемника спутниковой навигационной системы по алгоритму нелинейного субоптимального фильтра первого порядка приближения калмановского типа.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Задачей изобретения является повышение точности бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) путем создания способа непрерывной коррекции углов ориентации от спутниковой навигационной системы (СНС) с одним приемником, обеспечение универсальности его использования для любого ЛА.

Изобретение относится к области систем ориентирования на местности. Техническим результатом является отображение дирекционного угла боевой машины и направления линии визирования на цифровой карте местности за счет данных спутниковой навигации и согласования линии визирования с топографической картой, позволяющее улучшить характеристики ситуационной осведомленности, командной управляемости без применения приборов и оборудования системы навигации, сводя к минимуму некорректное отображение координат цели на цифровой карте местности.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Корректор углов ориентации для бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) от спутниковой навигационной системы (СНС) состоит из блока датчиков угловых скоростей, блока формирования кватернионов, блока определения углов ориентации, блока датчиков линейных ускорений, блока формирования матрицы шумов системы, фильтра Калмана, одноантенного приемника СНС, блока формирования матрицы шумов измерений, дифференцирующего устройства, блока формирования невязки и блока преобразования координат.

Заявленная группа изобретений относится к системам навигации и может быть использована при сближении, стыковке, швартовке (причаливании), посадке, контроле взаимного расположения и/или перемещения объектов, в частности, самолетов, космических аппаратов, кораблей в портах, каналах, на рейдах, роботизированных комплексов (беспилотных летательных (подводных) аппаратов, беспилотных транспортных средств) и т.п.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бесплатформенных инерциальных системах навигации, в частности в бесплатформенных системах ориентации, применяемых, например, в беспилотных автономных робототехнических комплексах. Сущность изобретения заключается в том, что в электронный модуль введены второй датчик угловой скорости по оси X, второй датчик угловой скорости по оси Y, второй датчик угловой скорости по оси Z, второй трехосный акселерометр и второй блок питания, при этом второй датчик угловой скорости по оси X, второй датчик угловой скорости по оси Y, второй датчик угловой скорости по оси Z и второй акселерометр подключены ко входам микроконтроллера и к первому блоку питания, а второй блок питания подключен к микроконтроллеру.

Изобретение предназначено для определения координат пунктов с применением подвижных бесплатформенных инерциальных геодезических систем (ИГС) при недостаточности исходной геодезической основы, отсутствии видимости небесных тел, отсутствии приема сигналов спутниковых радионавигационных систем. Способ нейтрализации погрешностей подвижных бесплатформенных ИГС включает определение с помощью дальномера протяженности оси dМ мерного участка, определение с помощью ИГС: приращений координат ΔХ', ΔY' между исходным и определяемым пунктом; приращений координат между начальной и конечной точками мерного участка, определение дирекционного угла оси мерного участка, определение конечного дирекционного угла маршрута, а также определение с помощью гирокомпаса конечного дирекционного угла αK маршрута, расчет протяженности оси мерного участка из данных, полученных от ИГС, , или , или расчет дирекционного угла α' оси маршрута и протяженности оси d' маршрута из данных, полученных от ИГС, путем решения обратной геодезической задачи, расчет исправленной протяженности оси d маршрута расчет исправленных приращений координат между начальным и конечным пунктами маршрута и Технический результат применения способа выражается в определении координат пунктов в условиях автономности; в сокращении числа требуемых для реализации способа исходных пунктов до одного; в увеличении допустимой протяженности маршрута между исходным пунктом и определяемым.

Способ ориентирования мобильных объектов относительно объекта с известным дирекционным углом относится к области измерительной техники и может быть использован для решения задач топогеодезической подготовки зенитных комплексов войсковой противовоздушной обороны при обеспечении задач функционирования систем топопривязки и навигации.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для полета и наведения летательных аппаратов (ЛА) посредством сопоставления реальных данных дистанционного зондирования подстилающей поверхности с дорожной картой местности и предназначено для применения на борту пилотируемых и беспилотных самолетов, крылатых ракет и т.д.

Изобретение относится к способам автономной навигации объектов с использованием трехосевых акселерометров и датчиков угловой скорости (ДУС) без применения внешних источников информации, в частности глобальных навигационных спутниковых систем и магнитного поля Земли. Способ предполагает определение режимов движения объекта: равномерный или ускоренный, а также прямолинейный или непрямолинейный.
Наверх