Способ динамической юстировки антенной решётки с электронным сканированием корабельной радиолокационной станции




Владельцы патента RU 2791981:

Акционерное общество "ЗАСЛОН" (RU)

Изобретение относится к области радиолокации для юстировки антенных решёток (АР). Техническим результатом является динамическая юстировка АР с электронным сканированием корабельной радиолокационной станции (РЛС) в условиях морского волнения. Предложено: на удалении от корабля на неподвижном основании устанавливается источник излучения (ИИ), работающий на частоте РЛС, которая работает на приём, а с использованием навигационной аппаратуры потребителя определяют геодезические координаты ИИ; на корабле с использованием бортовой инерциальной навигационной системы (БИНС), измеряют геодезические координаты корабля: текущие долгота, широта и высота над эллипсоидом центральной контрольной площадки корабля (ЦКП), а также координаты его положения: углы курса, дифферента и крена; во время юстировки корабль разворачивается по отношению к ИИ, так, что направление на ИИ поочерёдно проходит по курсовому углу сектор обзора юстируемой АР. Главный лепесток диаграммы направленности юстируемой АР должен сопровождать направление на ИИ при его нахождении в секторе обзора АР; в ходе разворота делаются одновременные измерения всех перечисленных координат корабля с помощью БИНС и азимута и угла места ИИ в АСК юстируемой АР; по данным каждого набора одновременных измерений вычисляются прямоугольные координаты радиус-вектора ИИ в полусвязанной системе координат (ПСК), привязанной к ЦКП. Координаты пересчитываются в ССК1 как ССК, центр которой перенесён из ЦКП в центр АСК юстируемой АР; по радиолокационным измерениям азимута и угла места ИИ в АСК АР из этого же набора и исходя из длины радиус-вектора ИИ в ССК1 вычисляются прямоугольные координаты радиус-вектора ИИ в АСК; искомые три угла установки юстируемой АР на корабле, входящие в систему уравнений связи прямоугольных координат ИИ в АСК и в ССК1, определяются путём применения пошаговых приближённых методов вычислений по парам наборов с последующим усреднением или методов нелинейной фильтрации. 2 ил.

 

Изобретение относится к области корабельной радиолокации.

Сущность изобретения – динамическая юстировка антенной решётки (АР) с электронным сканированием корабельной радиолокационной станции (РЛС) как определение трёх углов установки АР на корабле: азимута, угла места и угла скручивания электрической оси АР в связанной системе координат (ССК по ГОСТ 20058-80) в условиях морского волнения.

Указанная цель достигается следующим образом (рис.1):

на достаточном, с точки зрения точности юстировки, удалении от корабля устанавливается источник излучения (ИИ), работающий на частоте РЛС, и точно определяются его геодезические координаты;

во время юстировки разворот корабля по отношению к ИИ меняется любым доступным способом во всём секторе сканирования АР по курсовому углу;

с использованием бортовой инерциальной навигационной системы, принимающей сигналы навигационных спутников, постоянно измеряются текущие навигационные данные корабля (геодезические координаты центра масс корабля (ЦМК), а также углы его положения: курс, дифферент и крен);

по сигналам ИИ, принимаемым АР, измеряются текущие азимут и угол места ИИ в системе координат АР (АСК), по которым с использованием прямоугольных координат центра АР (начала отсчёта АСК) в ССК (начало отсчёта – в ЦМК), геодезических координат ИИ и текущих навигационных данных корабля вычисляется текущая дальность ИИ из центра АР и определяются текущие прямоугольные координаты ИИ в АСК;

по геодезическим координатам ИИ и текущим геодезическим координатам ЦМК вычисляются текущие прямоугольные координаты радиус-вектора ИИ в невращающейся полусвязанной СК с началом в ЦМК, которые затем пересчитываются в ССК1 (ССК с началом, смещённым из ЦМК в центр АР) с использованием углов положения корабля и прямоугольных координат центра АР в ССК;

искомые три угла установки АР на корабле, нелинейно входящие в систему уравнений связи прямоугольных координат ИИ в АСК и в ССК1 определяются по всей совокупности измерений подходящим вычислительным методом.

Способ может быть использован для юстировки электрической оси любых АР, жёстко установленных на подвижных носителях, при повышенных требованиях к точности установки луча АР. Применим для юстировки корабельной РЛС, имеющей в своём составе несколько одновременно работающих АР.

Большинство известных способов юстировки антенн [1, 2] предполагает неподвижность юстируемой антенны. Обеспечение этого требования для корабельной АР требует обездвиживания корабля и поэтому связано со многими трудностями. Корабельные РЛС с высокоточной установкой луча АР должны проходить регулярные поверки, потому что неучтённое угловое изменение положения АР на корабле в ходе его эксплуатации даже на несколько угловых минут может быть неприемлемым. Поэтому основное требование к креплению АР – прочность в предположении, что ошибки по углам установки электрической оси АР могут быть отдельно измерены и учтены. Следовательно, способ юстировки АР должен позволять проводить её в любом месте нахождения корабля и не требовать дорогостоящего дополнительного оборудования.

Ошибки по углам установки АР являются важными составляющими систематических ошибок измерения углов объектов. В отличие от систематических ошибок, обусловленных погрешностями амплитудно-фазового распределения на АР и существенно различных для разных направлений, ошибки по трём углам установки параметрически входят в уравнения пересчёта координат объекта из АСК в невращающуюся полусвязанную СК корабля и, будучи измеренными, могут быть легко математически учтены.

Наиболее близким по совокупности признаков способом юстировки антенны РЛС является изложенный в описании патента RU2527939 [3]. В нём высокая точность проведения юстировки антенны РЛС основывается на знании координат юстируемой антенны и отражающего объекта с использованием сигналов навигационных спутников (ошибки в единицы метров). Угловые поправки определяются на основе сравнения координат положения объекта, полученных двумя путями: измерением и вычислением. Воплощение этого способа юстировки предполагает использование летающего объекта с установленным на нём спутниковым навигатором, а также радиопередатчиком, с помощью которого к РЛС от воздушного объекта могли бы передаваться данные его текущего местоположения. Объект должен иметь достаточную ЭПР, чтобы на расстоянии в несколько километров случайная ошибка измерения его угловых координат с помощью РЛС была малой. Как указывается в [4]: «проведение измерений облетным методом при помощи пилотируемой летательной техники связаны с большими организационно-техническими сложностями проведения эксперимента… Низкий уровень автоматизации обработки результатов делали облётный метод одним из самых дорогих и технически сложных». Способ юстировки, изложенный в описании патента RU2527939, указывает действия по определению ошибок по азимуту и по аналогии может быть применён для определения ошибок по углу места, но не касается определения угла скручивания антенны.

Предлагаемый способ такой же точный, как облётный, но более простой и дешёвый применительно к задаче юстировки корабельной РЛС. Способ не требует: управляемого летающего объекта, текущего измерения навигационных данных на нём, передачи их по радиосвязи к РЛС. Единственным дополнительным оборудованием предлагаемого способа является ИИ, работающий на частоте РЛС, который нужно неподвижно установить на расстоянии, обеспечивающем малость ошибок местоопределения по навигационным спутникам по сравнению с допустимыми ошибками измерения углов юстируемой РЛС, и с наименьшим подъёмом над уровнем моря, чтобы обеспечить минимальное влияние многопутевого распространения радиоволн на точность измерения угла места вследствие отражений от водной поверхности. При использовании ИИ проще обеспечить более высокий уровень принимаемого сигнала, по которому РЛС определяет угловые координаты объекта, и, следовательно, более высокую точность измерения, чем при активной радиолокации. Высокоточное определение навигационных данных корабля производится с использованием штатного бортового навигационного оборудования. Наличие данных о положении корабля, учитываемых при расчётах, не требует мер по его обездвиживанию и позволяет выполнять юстировку корабельной РЛС в условиях морского волнения. Корабль должен находиться вблизи участка суши, подходящего для установки на нём ИИ. Во время юстировки должен быть предусмотрен разворот корабля: своим ходом по кругу, с помощью тянущего или толкающего буксира или иным способом. В ходе разворота корабля направление на ИИ должно проходить весь диапазон сканирования АР по курсовому углу, а РЛС должна находиться в пределах главного лепестка антенны ИИ.

Вычисление углов установки АР на корабле (азимута, угла места и угла скручивания нормали АР в ССК) опирается на следующее. На основании описанных выше измерений и пересчётов координат имеется два набора прямоугольных координат ИИ: 1) в ССК1 (ССК, начало отсчёта которой перенесено из ЦМК в начало отсчёта АСК), 2) и в АСК. Пересчёт первых координат во вторые производится путём умножения на матрицу поворота АР из исходного положения в конечное.

.

В исходном положении АР начало отсчёта АСК, связанной с АР, определено прямоугольными координатами в ССК, а направления осей АСК совпадают с направлениями одноимённых осей ССК1. Для перевода АР в конечное положение выполняются три последовательных поворота (рис.2): на угол азимута (), угол места () и угол скручивания (), которые математически подобны трём последовательным поворотам на углы рыскания, тангажа и крена по ГОСТ 20058-80. Матрица вычисляется, согласно п.1.1 Приложения 2 указанного ГОСТ [5]:

.

Путь вычисления углов установки АР на корабле состоит в решении системы уравнений, связывающих имеющиеся прямоугольные координаты ИИ в ССК1 и АСК через матрицу пересчёта , относительно углов , и , нелинейно входящих параметрами в элементы матрицы. Но задача определения этих трёх углов из данной системы трёх нелинейных уравнений имеет бесконечное множество решений, т.к. задание направления на ИИ имеет две угловые степени свободы, а положение АР имеет три угловые степени свободы. Это означает, что требуется, по меньше мере, ещё одна пара прямоугольных координат ИИ (в ССК1 и в АСК), полученная для отличающегося по курсу положения корабля по отношению к ИИ. Для достижения наибольшей точности при усреднении в условиях ошибок установки главного луча ДН АР с электронным сканированием и влияния элементов корпуса корабля нужно сделать много измерений при различных курсах корабля, а затем по всей совокупности данных определить искомые углы установки АР на корабле.

Источники информации

1. Захарьев Л.Н., Леманский А.А., Турчин В.И. и др. Методы измерения характеристик антенн СВЧ. Под редакцией Н.М.Цейтлина. – М., Радио и связь, 1985, 114 с.

2. Васин В.В., Власов О.В., Григорин-Рябов В.В. и др. Радиолокационные устройства. – М., Советское радио, 1970, 27 с.

3. Савватеев В.С., Сухов В.В. ОАО «ГСКБ "Алмаз-Антей"». Способ юстировки радиолокационных станций. Патент № 2527939 РФ, МПК G01S 7/40 (2006.01); заявл. 15.11.2012; опубл. 10.09.2014, Бюл. № 25. (URL: http://www.freepatent.ru/patents/2527939 – дата обращения 10.07.2021).

4. Просвиркин И.А. Облётный метод измерения диаграмм направленности крупноапертурных антенн с использованием беспилотного летательного аппарата и системы ГЛОНАСС / Автореферат диссертации на соискание уч.ст. к.т.н. 2019. (URL: https://www.dissercat.com/content/obletnyi-metod-izmereniya-diagramm-napravlennosti-krupnoaperturnykh-antenn-s-ispolzovaniem – дата обращения 10.07.2021).

5. ГОСТ 20058-80 Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. (URL: https://docs.cntd.ru/document/1200009362 – дата обращения 10.07.2021).

Способ динамической юстировки неподвижно закреплённой антенной решётки (АР) корабельной радиолокационной станции (РЛС) или каждой из нескольких одновременно работающих АР в составе корабельной РЛС кругового обзора как определение трёх углов установки юстируемой АР на корабле: азимута, угла места и угла скручивания электрической оси АР в связанной системе координат (ССК), заключающийся в измерении широты, долготы и высоты положения источника излучения (ИИ), работающего на частоте РЛС, одновременном измерении широты, долготы и высоты центральной контрольной площадки корабля (ЦКП), углов курса, дифферента и крена корабля и азимута и угла места ИИ в антенной системе координат (АСК) юстируемой АР, отличающийся тем, что ИИ устанавливается неподвижно со снижением влияния многолучевого распространения сигналов в направлении РЛС, РЛС работает на приём, корабль разворачивается так, что направление на ИИ проходит по курсовому углу сектор обзора юстируемой АР, в ходе разворота получаются последовательные наборы одновременных измерений всех перечисленных координат корабля и азимута и угла места ИИ в АСК АР, прямоугольные координаты ИИ, полученные для каждого набора широты, долготы и высоты ИИ и широты, долготы и высоты корабля, пересчитываются из полусвязанной системы координат с началом отсчёта в ЦКП в ССК1 как ССК, перенесённую в начало отсчёта АСК АР, по значениям азимута и угла места ИИ в АСК из этого же набора одновременных измерений и исходя из радиус-вектора ИИ в ССК1 вычисляются прямоугольные координаты ИИ в АСК, пошаговыми математическими методами вычисляются значения трёх углов установки АР на корабле, такие, которые наилучшим образом приближают выражения связи между прямоугольными координатами ИИ в ССК1 и в АСК АР, нелинейно содержащие углы установки в качестве параметров, к верным равенствам сразу для всех наборов одновременных измерений перечисленных координат корабля и азимута и угла места ИИ в АСК юстируемой АР.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к антенной технике, в частности, к фазированным антенным решеткам и служит для систем, использующих моноимпульсный метод пеленгации. Техническим результатом является повышение технологичности изготовления за счет упрощения конструкции.

Использование: изобретение относится к радиоэлектронным устройствам, а именно к конструкции приёмопередающих модулей активных фазированных антенных решёток СВЧ-диапазона. Сущность: приёмопередающий модуль активной фазированной антенной решётки СВЧ-диапазона содержит по меньшей мере один переключатель «приём/передача» на 2 положения, контакт «вход-выход» которого является входом-выходом модуля, контакт «выход» в положении переключателя «передача» подключён ко входу передающего канала, включающего последовательно соединённые согласующий усилитель, по меньшей мере один дополнительный n-разрядный ступенчатый фазовращатель, согласующий усилитель, по меньшей мере один n-разрядный ступенчатый фазовращатель, предварительный усилитель мощности, выходной усилитель мощности, направленный ответвитель мощности с системой контроля мощности канала, выход передающего канала, который является выходом модуля, причём оба фазовращателя подключены к одной схеме управления.

Использование: изобретение относится к пространственной селекции сигналов и может быть использовано при приеме навигационных сигналов навигационной аппаратурой потребителя глобальной навигационной спутниковой системы (НАП ГНСС) в условиях воздействия преднамеренных помех. Сущность: способ пространственной компенсации помех с использованием информации о направлении на источник сигнала, использующий адаптивную антенную решетку, осуществляет на основании информации о направлении на источник сигнала , поступающей от внешнего источника, формирование вектора s(α1,θ1)=[s1, s2, …, sK)] с элементами где ρk и ϕk – полярные координаты k-го антенного элемента антенной решетки, λ - длина волны сигнала (помехи), который поступает на блок расчета весовых коэффициентов и используется там при вычислении значений весовых коэффициентов антенной решетки, обеспечивающих сохранение ориентации основного луча диаграммы направленности антенной решетки в направлении на источник полезного сигнала в процессе ее адаптации к помеховой обстановке, которая осуществляется в три этапа: на первом этапе оценивается уровень суммы сигнала и помех в каналах антенной решетки , где 0<μs<1, xk(t), k=1, 2, ..., K – компоненты вектора X(t)=[x1, x2, …, xK]T сигнала и помех на выходах антенных элементов, «Т» - оператор транспонирования; на втором этапе осуществляется расчет вектора весовых коэффициентов антенной решетки W(t)=[w1, w2, …, wK]T с элементами wk(t)=wk(t-1)-μy(t)xk(t)sk, k=1, 2, …, K, μ=μ0/A(t), 0<μ0<1; y(t)=XН(t)W(t) – сумма сигнала и помех на выходе антенной решетки, «Н» – оператор комплексного сопряжения и транспонирования; на третьем этапе компоненты вектора W(t) нормируются следующим образом: W(t+1)=W(t)-I*[-1], где I – единичный вектор-столбец.

Изобретение относится к антенной технике и служит для контроля исправности каналов пассивных и активных фазированных антенных решеток (ФАР). Техническим результатом является обеспечение возможности контроля исправности каналов активных и пассивных ФАР как в режиме приема, так и в режиме передачи сигнала при повышении достоверности контроля.

Изобретение относится к радиотехнике и применяется в системах радиосвязи, функционирующих в сложной помеховой обстановке. Технический результат – повышение помехоустойчивости приемного устройства на основе антенной решетки в условиях частичной неопределенности о пространственных параметрах источников сигнала и помех.

Изобретение относится к радиолокации, в частности к фазированным антенным решеткам. Оптически переключаемая фазированная антенная решетка содержит волноводно-щелевые антенны, формирующие единое антенное полотно, и управляется методом частотного сканирования.

Изобретение относится к технике сверхвысоких частот, а именно к антенным системам с суммарно-разностной обработкой сигнала. Техническим результатом антенной системы является формирование восьми независимых выходных СВЧ-сигналов при увеличении коэффициента усиления и снижении уровня боковых лепестков антенной системы высокочастотного диапазона.

Изобретение относится к антенной технике, а именно, к активным фазированным антенным решеткам (АФАР) с цифровым формированием и управлением диаграммой направленности (ДН). Технический результат - обеспечение согласованного формирования ДН АФАР в режимах излучения и приема широкополосных линейно-частотно-модулированных (ЛЧМ) сигналов.

Изобретение относится к антенной технике, а именно к радиолокационным антенным решеткам. Техническим результатом является обеспечение необходимого отвода тепла от антенных модулей при увеличении мощности фазированной антенной решетки, создание равных тепловых режимов для модулей ФАР, повышение ремонтопригодности.

Изобретение относится к антенной технике и служит для обеспечения приема сигналов спутниковых систем связи и навигации в диапазоне дециметровых волн подвижными морскими объектами и автономными необитаемыми подводными аппаратами, использующими кабельные антенны. Технический результат заключается в обеспечении одновременного ненаправленного радиоприема в диапазоне частот от 0,1 Гц (крайне низкие частоты - КНЧ) до 120 МГц (очень высокие частоты - ОВЧ) и направленного радиоприема сигналов спутниковых систем в диапазоне дециметровых волн.

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления функционального контроля, контроля технического состояния средств радиосвязи (СРС) радиолиний автоматизированных радиоцентров (АРЦ) межведомственной автоматизированной сети радиосвязи (АСРС), в том числе автоматизированных передающих радиоцентров (ПДРЦ) и автоматизированных приемных радиоцентров (ПРЦ), а также - радиопередающих устройств (РПДУ) и радиоприемных устройств (РПУ).
Наверх