Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автолгобиля

 

289696

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советских

Социалистических

Рвспуйлик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

М. Кл. В GOk 23!02

Заявлено 03.1Ч.1968 (№ 1233522/27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано ОЗ.Х1.1972. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 30.1.1973

Комитет по делам иаобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.113-578-522 (088.8) ЬХЕЯТНЦ-1 ХКИЧЕ,"Ийй

БИБДИОТГН А

Автор изобретения

Л. А. Румянцев

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОИ

СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Предлагаемое устройство относится к области автотракторостроения, в частности к устроиствам для автоматического управления муфтами сцепления автомобилей.

Известны устройства для автоматического управления муфтами сцепления автомобилей, содержащие приводимый от двигателя скоростной регулятор, воздействующий на золотник регулятора давления и электромагнитный клапан, соединенный с механизмом переключения передач.

С целью увеличения надежности и долгове ности работы сцепления, уменьшения работы буксования в сцеплении и повышения эффективности торможения двигателем за счет того, что рабочая характеристика автоматического сцепления М,.ц — — f (от„-,), где М,„— момент, передаваемый сцеплением, вл, — угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя, имеет петлю гистерезнса и коррекцию в зависимости от включенной передачи в коробке передач, в предл агаемом устройстве дополнительный сервоцилиндр обратной связи соединен каналом с регулятором давления, а шток поршня цилиндра при помощи подпружиненного рычага связан с золотником регулятора давления. Кроме того, соосно дополнительному сервоцилиндру обратной связи может быть установлен сервоцилиндр, соединенный каналом с механизмом переключения передач, причем шток поршня сервоцилпндра связан с поршнем дополни1ельного сервоцилиндра.

На фкг. 1 схематично изображена конструкция устройства; на фиг. 2 — то же, но с сервоцилиндром, управляемым от клапана, связанного с механизмом переключения передач; на фиг. 3 — то же, но с сервоцилиндром, управляемым от механизма дистанционного переключения передач.

10 Устройство для автоматического управления содержит корпус центрсбежпого регулятора 1, внутри которого находится приводимый от коленчатого вала двигателя вал 2 с расположенYI:,ìè на нем грузами 8, поворачивающимися

I5 вокруг осей 4. Выходным элементом центробежного регулятсра является толкатсль 5, свосодно проходящий сквозь кольцо б и упирающийся в золотник 7 регулятора давления, котсрый может перемещаться вдоль оси внутри

20 корпуса клапана 8. Корпус регулятора, кольцо II коркуc кл ап ан а жестко соединены между собой. Справа к корпусу клапана прижата крышка 9, а между ней и золотником установлена пружина 10.

25 Устройство содержит масляный бак 11, связанный с масляным насссом 12, приводимым, например, от дв:и ателя и соединенным каначом 13 C I

30 с гильзой 1б золотникового клапана.

289696

Корпус клапана снабжен дополнительным ссрвоцилиндром с поршнем 17, шток которого может упираться в рычаг 18, поворачивающийся вокруг оси 19. Пружина 20 упирается одним концом в верхний конец рычага, а другим концом — в рсгулировочный винт 21. Полость, находящаяся между рабочими кромками золотника регулятора давления, соединена каналом 22 с полостью под поршнем 17 дополнительного сервоцилиндра и каналом 23 с полостью, где располои<ена пружина 10.

Устройство пр сдуем атри в ает автом атическое управление муфтой 24 сцепления разомкнутого типа, на корпусе которой укреплен рабочий гидроцилиндр 25, внутри последнего расположен поршень 26. Между поршнем 26 и рычагом 27 сцепления расположены штанга 28 и пружина 29, работающая на растяжение.

Гильза 16 золотникового клапана соединена с гидроцилиндром 25 каналом 80. Кроме того, от нее отходит канал слива 31, а внутри установлен золотник 82, в который сверху упирается якорь электромагнита 88 с обмоткой 84.

Электрический ток от аккумулятора 85 проходит через обмотку при замыкании выключателя 86, управляемого от механизма псрсключения передач и срабатывающего при приложении усилия к рычагу переключения передач автомобиля. Золотник 32 отжимается вверх пружиной 37. Предохранительный клапан 88 предназначен для поддержания давления в канале 13 на заданном уровне.

Соосно поршшо 17 дополнительного сервоцилиндра расположен сервоцилиндр 89, шток поршня 40 которого, отжимаемый вправо пружиной 41, мОжет воздействовать на поршень.

От сервоцилиндра 89 отходит канал 42, связывающий его с гильзой 48 золотника.

Золотник 44, имеющий внизу конический конец, при>них!ается к скосу 45 штока 46 коробки передач пружиной 47. Позиция 48 условно обозначает вилку переключения передач. Внутри сервоцплиндра 49 механизма дистанционного управления переключением передач, жестко соединенного с картером коробки передач 50, расположен поршень 51. Шток 45 коробки передач находится в нейтральном положении, благодаря шайбам 52 и предварителы!о сжатой пружине 58. Сервоцилиндр 49 соединен каналом 42 с сервоцилиндром 89 н каналом 54 с клапаном 55 механизма дистанционного переключения передач, к которому подходят тайване канал 56, связывающий его с источником рабочей среды под давлением, и канал 57 слива.

Принцип работы устройства состоит в следующем.

При увеличении угловой скорости вращения вала 2 сила грузов 8 центробежного регулятора на толкатель 5 возрастает, последний, нажимая на золотник 7, перемещается вправо и частично сжимает пружину 10. Связь между сливным каналом 14 и каналом 28 прекращается, но канал 28 соединяется с каналом 18.

По мере увеличения давления в канале 23 уве5

ЛИ1!ИВаетcH gian Ie»lle H B I101ocTII lip)iI

Действуя справа на золотник 7, оно устанавливает его в таком положении, прн котором сила действия слева со стороны толкателя 5 будет уравновешена силой»а золотник справа. Так как гидроцилиндр 25 связан каналами 15 и 30 с полостью пружины 10, давление повысится и в этих кана Iàx. Поршень 26 через штангу 28 нажмет нг рычаг 27 и частично включит муфту сцепления. При дальнейшем увеличении угловой скорости вращения вала 2 регулятора соответственно будет увеличиваться давление в канале 28 и, таким образом, центробежный регулятор совместно с золотником 7 работает как регулятор давления, у которого входной величиной является угловая скорость вращения вала 2.

Поскольку момент трения в сцеплении зависит от давления L гидроцилиндре 25, момент, передаваемый муф!ой сцепления, будет zaI<>«e зависеть от угловой скорости коленчатого вала двигателя.

Описанный процесс увеличешгя момента в муфте сцепления обеспечивает хорошее трогаI!!le и paar Îí аВтo:Iloo».iIII.

При псрск Iloilellllll переда срабатывает вы-!

;лючатель 36, cl о контакты замыкаются, и через обмотку 34 электромагнита от аккумулятора 35 начинает поступать электрический ток. Магнитное поле, образованное током в обi3Io Кс, Вт!!! IIBacT якорь э.1ектро11агн!!та> B рсзультате чего золотник 32 перемещается, а пружина 37 сжимается. Канал 80 оказывается соединенным с каналом слива 31, в результате чего под действием- пружины 29 масло из гидроцилиндра быстро перетекает в масляный бак 11, а муфта сцепления выключается.

В связи с тем, что полость под поршнем 17 дополн)!Тсг!ьного сервîLII<;! èпдра соединена каналом 22 с ка! алом 28, давления в этой полости и в гидрсцилиндрс 25 равны. Следовательно, rlo lcpc увеличения угловой скорости вра1ценпя Вал а дВигатсл)1 давление В пОлОсти под поршнем будет увеличиваться, и IIO дости>ке-!!Пн cllpcaeленной величины рычаг 18 начнет поворачиваться вокруг оси 19 по часовой стрелке, C I

I

Прп коэффициенте обратной связи, большем единицы, в законе М,„= f (а„,) появляется петля гпстерезпса, что способствует уменьшению буксования г муфте сцепления при снижении скорости вращения вала двигателя и повышает эффективность торможения двигателем. Момент начала воздействия рычага 18 на золотник 7 регулируется с помощью винта 21.

С целью вступления в действие дополнительной обратной связи при более низкой угловой скорости вала двигателя, если включена одна из высших передач, предусмотрен сервоцили!!др 39.

289696

При включении высших передач шток 4б коробки передач перемещается вдоль своей оси.

Скос 45 надавливает на золотник 44, в результате чего он перемещается вверх и соединяет посредством канала 42 сервоцилиндр 89 с каналом 18. 1!Од деиствием разности давлении по o6c ciopoitai поршня 40 oн, сжимая пр, ткину 41, начинает перемещаться влево, помогая поршню дополнительного сервоцилиндра преодолеть сопротивление пружины 20.

Если на автомобиле предусмотрен меха1шзм дистанционного переключения передач, то сервоцилиндр 89 соединяется с сервоцилиндром

49. Когда клапан 55 механизма дистанционного переключения передач соединит исто пшк рабочей среды под давлением, от которого идет канал 5б, с сервоцилиндром через канал

54, то одновременно с сервоцилиндром 49 давление будет повышаться и в сервоцилнндре 89.

Таким образом, одновременно с включением передачи произойдет коррекция характеристики сцепления.

Если в коробке передач установлена нсйтраль или включается какая-либо другая передача, то клапан механизма дистанциснного переключения псредач соединит каналы 54 и

57. Давление в сервоцилиндре 89 будет равно атмосферному. Поршень 40 под действием пружины 41 переместится в крайнее правое положение Ii поэтому не Î дет О! .азыВать Влияния на перемещение поршня дополнительного сервоцилиндра.

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля, содержащее приводимый от двигателя скоростной

10 регулятор, воздействующий на золотник регулятора давления и электромагнитный клапан, соединенный с механизмом переключения передач, отличающееся тем, что, с целью увеличени» надежности и долговечности рабо15 ты сцепления 11 повышения эффективности торможения дьигателем, устройство снабжено дополнительным сервсцилиндром обратной связи, соединенным кан.-лом с регулятором давления, а шток поршня цилиндра при помо20 щи подпружиненного рычага связан с золотником рсгу 151Тор а даВленl".я.

2. Устройство по п. 1, Отличающееся тем, что соосно дополнительному сервоцилиндру обратной связи установлсн сервоцилиндр, сое25 диненный ка11алом с механизмом переключеш1» передач, причем шток поршня сервоцилиндра связан с порш11ем дополнительного сервоцилиндра.

Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автолгобиля Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автолгобиля Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автолгобиля Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автолгобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам крепления цилиндров привода сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в автоматизированных фрикционных сцеплениях для плавного включения фрикционого сцепления транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автотранспортной технике, к средствам для управления отбором мощности на специальных автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к цилиндрам гидравлических тормозных систем транспортных средств
Наверх