Способ определения коэффициента трения

 

306398

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 21.1.1970 (№ 1398317/25-28) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11.VI.1971. Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 19Х11.1971

МПК Сх 01п 19/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 620.178.162.4 (088.8) Лвторы изобретения

М. А. Броиовец, М. Н. Добычин и Н. М, Михин

Заявитель

Государственный научно-исследовательский институт машиноведения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦHEHTA ТРЕНИЯ

Изобретение относится к способам определения коэффициента трения.

Известны способы определения коэффициента трения, как, например, в случае косого удара шара по образцу. Для определения коэффициента трения в них используют скоростную киносъемку для измерения скоростей соударения и соответствующих углов соударения шара и образца.

Известные способы определения коэффициента трения, предназначенные для определения полного коэффициента трения, не обеспечивают возможности определения его адгезионной и деформационной составляющих и не могут быть использованы для определения коэффициента трения при высоких (более

10 л/сек) относительных скоростях скольжения, Цель изобретения — создание способа определения коэффициента трения, который позволяет определить и его составляющие, а также расширить диапазон параметров соударения.

Эта цель достигается путем относительного перемещения исследуемого образца и шара с заданной скоростью скольжения, измерением параметров соударения, обусловленных скоростью скольжения, что осуществляется следующим образом.

На оправке, связанной с приводом, устанавливают плоский диск, который вращают с заданной угловой скоростью (до

15000 oo, . шн). Над диском на высоте, которая обеспечивает заданную скоростьсоударения, в захватах устанавливают шар таким образом, чтобы при освобождении захватов он свободно падал и ударялся об исследуемую поверхность диска на заданном радиусе с це1п лью получения требуемой скорости относительного скольжения в период соударения шара и диска (до 80 м/сек).

Вследствие наличия сил трения в период

15 соударения шар получает импульс, сообщающии шару скорость в горизонтальном направлении. Кроме того, на шар в период соударения действует также импульс сил, обусловленный упругими свойствами соударяющихся тел, что вызывает отскок шара с начальной скоростью, направленной под углом к горизонту.

Коэффициент трения определяют, например, по высоте падения шара, длине и максимальной высоте его отскока, а длину отскока шара измеряют, например, путем измерения расстояния от точки соударения шара с образцом до отпечатка, оставленного шаром при его отскоке на контрольном листе, покрытом копировальной бумагой, 306398

Предмет изобретения

Составитель Б. Сачей

Редактор Г. К. Гончарова Текред Л. Я. Левина Корректор 3. И. Тарасова

?>аказ 2028/3 Изд. Ко 859 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Максимальную высоту отскока шара измеряют так же как измеряют длину его отскока, при этом контрольный лист устанавливают перпендикулярно направлению полета шара на половине его длины отскока.

Адгезионная и деформационная составляющие коэффициента трения являются функцией скорости относительного скольжения шара по диску и определяются по результатам нескольких замеров, полученных при разных скоростях скольжения.

1, Способ определения коэффициента трения, заключающийся в том, что производят удар шара по исследуемой поверхности образца, измеряют параметры их соударения,в том числе скорость соударения, по которым рассчитывают коэффициент трения, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона параметров соударения и определения деформационной и адгезионной составляющих коэффициента трения, в процессе соударения

5 создают относительное перемещение исследуемого образца и шара с заданной скоростью скольжения и измеряют параметры соударения, обусловленные этой скоростью.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что

10 относительное перемещение исследуемого образца и шара создают путем вращения образца вокруг своей оси и ударом шара на заданном радиусе относительно этой оси.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в

15 качестве параметров соударения взаимодействующих тел принимают начальную скорость соударения, определяемую, например, для случая его свободного падения, по высоте падения, длину отскока и максимальную высоту

20 отскока шара.

Способ определения коэффициента трения Способ определения коэффициента трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх