Способ определения реактивностей х^и x, синхронной машиныжсесвюаная jпапину т11;5*!?н?склк|p).:ic:^rii^,n-r"ka [

 

333653

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респуолик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 25.Ы1..1968 (Эй 1258912/24-7) с присоединением заявки,№вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 21.III.1972. Бюллетень ¹ 11

Дата опубликования описания 2ХШ.1972

М.Кл. Н 02k. 15/00

Комитет ло делам изобретений и.открытий лри Совете слииистрае

СССР

УДК 621.313.32(088,8) Авторы изобретения

A. A. Терзяи и Э. С. Фриджибашян

Заявитель

i у(ЕСОЮЗНА Я т т ути;, —;;,,- 1IÞ ;.,.:;. к; >.:e тт1,4т-,,т.-,,, ;

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЕЙ Хл И Х

СИНХРОННОЙ МАШИНЫ

Известен способ определения реактивностей Х,„и Х,си нхронной ма шины путем измерения количества электричества, накопленного в группе катущек якорной обмотки с на магничивающей силой по соответствующей оси при отключении их от источника постоянного тока и одновременном коротком замыкании.

Цель изобретения — повышение точности определения реактивностей при насыщенной магнитной цепи и нагрузке:машины. Это достигается тем, что отключение от источника постоянного тока и короткое замыкание ука заикой группы катушек производят при подключен ной к источнику постоянного тока второй группе катушек, создающих намагничивающую силу по другой оси.

На фиг. 1 представлена при нципиальная схема, реализующая предложенный способ; на фиг, 2 — график определения синхронных реактивностей и угла сдвига ротора для заданного режима.

Трехфазную статорную обмотку 1 (см. фиг. 1) подразделяют на две труппы 2 и 8, каждая и", которых независимо друг от друга питается от источников 4 и 5 постоянного тока соответственно. Ключ б, регистрирующий приоор 7, шучнт 8 и токоограничива ющее сопротивление 9 необходимы для регистрации процесса затухания тока в цепи измерений.

Обмотки 2 и 8 создают потоки в перпендикулярных направлениях. В зависимости от соотношения токо в, пропускаемых лозтим обмоткам, можно создать результирующий по5 ток нужной величины под любым углом к оси тт и тем самым определить синхронные реактивности в зависимости от насыщающего действия результирующего потока в машине. При определении продольной реактивности Х т

I0 ось ротора устанавливают по направлению равнодействующей обмотии 8 и закрепляют в этом положении. При определении поперечной реактивности Х ротор необходимо повернуть на 90 эл. град. Закоротив ключом б обмотку

15 8, регистрирующим прибором 7 через шунт 8 записывают процесс затухания тока,в цепи.

Для предохранения источника б от токов короткого замыкания в схеме предусмотрено токоограничивающее сопротивление 9. Обмот

2о ка возбуждения 10 закорочена. При этом

4 11

Х= при 1„- = const, (1)

21э где тл — си нхранная угловая частота;

R — полное сопротивление короткозамкнутой цепи; тз и 1з †соответствен мгновенное и начальное значения токов в цепи обмотки 8; зо 4 — ток в цепи обмотки 2, 333653

Если продольная ось ротора (ось и) совпадает с наплавлгнием результирующего потока обмотки ? (см. фиг. !), то Х=Х, Если же Ilpoioльная ось ротора находится в положении, перпoíäèêóIHðíом направлению результирующего потока обмотки,?, то Х=Х

Переход от лостояняых токо в l и 13 к дей ствующим значениям результирующего про доль ного . тока I н поперечного тока I „ р трехфазной вращающейся машины можно осуществить согласно следующим выражениям: при определении Х „

1 313, (2) l 2 1

v при определении Х

I„= 21,, 5

Задаваясь различными значениями токов, можно определить семейства кривых Х„ (l „, I ) и Х = j (1„, lq), позволяющие

И»у, ц а„ анализировать состояние магяитопровода маши ны при тех или иных зна ениях составляющ их результирующего потока по продольной и поперечиной осям. Как видно из выражения (1), для определения реактивностей Х„,и Х необходимо знать дй — площадь, огранио чен ную кривой затухания тока н,осью времени. Обработка осциллограмм, особенно при определении реактивностей в широком диапазоне значен|ий, очень трудоемка, поэтому значение и нтеграла определяют при помощи флюксметра или интегрирующего устройства.

Для определения синхронных реВКТНЕНостей Х„и Х, соответствующих зада иному нагрузочному режиму, может быть использован следующий метод графического построения.

Для этого ло описан ному экопериментальному способу строят семейства кривых 1! и

12 (см. фиг. 2). Кривые 11 представляют со бой э. д. с. по продольной оси Е =I„Xd > >> в функции от результирующего продольного тока I „при фиксированных поперечных я токах Iq, кривые 12 — э. д. с. по поперечиной оси Eq=lq Хд в функции от поперечного тока

Iq при фикс ирован ных продольных токах 1„

Под некоторым углом О (угол сдвига ротора) к оси I откладывают отрезок ОА, ло величине равный действующему значению фаз ного напряжения, а под углом <р к отрезку

ОА — отрезок ОВ, равный по величине действующему значению тока. С вектором на4 лряжония ОА геометрически складывают Вектор активного падения напр>яжения AN =1 (параллельно ОВ) и вектор .индуктнвна":.о падения на пряжения рассеяния NP =IX, (перпендикулярно ОВ). Точка P определяет результирующую э. д. с. Еб, созданную лотоком воздушного зазора. Далее опускают перпеидикуляры .из точки N на о=ь Е, и из точки

В на ось I и продолжают их до пересечения.

10 Точка С определяет значение продольного результирующего тока на семействе KpHBblx 12, а точка .0 — ток Iq. Затем лз точки F, соответствующей .найденной величине 1 (в точ

l5 ке C), восста|навливают перпендикуляр FE, равный по величине Edp=E6d+ Idp Xs, где

КЕ=Ебд, RE=Id р Xs. Точка Е соответствует новому значению тока lq на семействе кривых 11.

20 Если значения тока Iq, полученные на оси

Iq в точке D и на семействе кривых 11 в точке Е совпали, то это означает, что угол 8 в качале построения выбран правильно. В случае,несовпадения значения тока lq в точках

25 Д и Е построение следует повторить для но ваго угла.

Имея значения э. д. с. Е dð и Е, определяемые отрезками EF H CD соответственно, и токи Idp и Iq, определяемые отрезками OF u

ЗО ОД, получают

l=dP

d >

ldp

Х

lq

Таким образом, способ позволяет определять не только синхронные реактивности Х„ и Х в условиях насьнцения машины, близких

40 к реальным, но и угол сдвига ротора О, а в сочетании с расчетным или опытным коэффнцие>ятом приведения тока возбуждения к статору ток возбуждения для да иной нагруз ки.

45 Описываемый способ экапериментального определения параметров синхронных машин имитирует реальный режим работы машины с некоторым приближением, заключающемся в следующем.

50 В неподвижной и во вращающейся машинах неодинаковы поля высших пространственных гармоник, следовательно различны дифференциальное рассеяние и добавочные поте ри.

55 При проведении опыта в машинке отсутст вуют поля рассея лил ротора, что в основном сказывается на насыщении выступающих частей полюоных башмаков. Система токов в схеме на фиг. 1 в отличие от вращающейся

50 машичы содержит также составляющую нулевой последовательности. Поток основной пространственной гармоники, созданный этим током, замыкается по путям статорного рассеяния, подмагличпвая эти пути.

65 Рассматриваемые отклонения от реально333653

Предмет изобретения!

L г, J. г (,о и i

Фиг.2

Составитель В. Делекторский

Текред Л. Богданова Корректор Л Ораова

Редактор А. Пейсокенко

Заказ 2069 Изд. № 439 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Когиптета по делам изобретений и открь:тпй прп Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Рауьпскан наб., д. 4 5

Загсрскаа тппог1афцн

5 го режима невелики, и полученной погрешяостью практически можно .пренебречь.

Способ определения реактивностей Х „ и

Х т синхрон ной ма|шины путем измерения количества электричества, накоплен|ного в груп пе катушек якорной обмотки с намапничивающей силой по соответствующей оси при отключении их от источника постоялого тока и од новременном коротком замыкании, отличающийся тем, что, с целью повышения точно сти .при насыщенной магнитной цепи и нагрузке машины, отключюние от источника постоянного тока и короткое замыкание указанной группы катушек производят при подключенной к источнику постоянного тока второй группе катушек, создающих намагничиваю10 щую силу по другой оси.

1 (D

Способ определения реактивностей х^и x, синхронной машиныжсесвюаная jпапину т11;5*!?н?склк|p).:ic:^rii^,n-rka [ Способ определения реактивностей х^и x, синхронной машиныжсесвюаная jпапину т11;5*!?н?склк|p).:ic:^rii^,n-rka [ Способ определения реактивностей х^и x, синхронной машиныжсесвюаная jпапину т11;5*!?н?склк|p).:ic:^rii^,n-rka [ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх