Патент ссср 343026
343026
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 25.VII.1969 (№ 1351187/22-3) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.VI.1972. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 12.VI I.1972
М. Кл. Е 215 33/12
Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров
СССР
УДК 622.245.43(088.8) Авторы изобретения
Г. С. Полуконов, Г. Ф. Дальский, А. Д. Бушин, Д. П. Линев и P. И. Шамов
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по разработке газопромыслового оборудования
Заявитель
ПАКЕР
Изобретение относится к области нефтегазодобывающей промышленности, в частности к устройствам для разобщения ствола скважины при проведении различных технологических операций.
Известны пакеры, состоящие из уплотнительного элемента, штока, корпуса, шлипсового узла, плашек и цилиндра, концентрично размещенного между штоком и корпусом пакера, требуют при срыве пакера значительных усилий, так как необходимо протягивать шток через сжатые уплотнительные элементы.
Целью изобретения является уменьшение усилия срыва пакера.
Для этого в предложенном пакере плашки выполненные подпружиненными, снабжены опорными секторами, взаимодействующими с цилиндром пакера.
На чертеже показан предложенный пакер.
Пакер состоит из уплотнительного элемента
1, корпуса 2, штока 8, шлипсового узла 4, подпружиненных плашек б, цилиндра 6, концентрично размещенного между штоком и корпусом, и опорных секторов 7.
Конусные плашки прижимаются к конусному кольцу 8 пружиной 9, Корпус служит для раздагливания резиновых уплотнительных элементов при посадке пакера. На его верхнем конце крепится втулка 10, которая является упором для цилиндра при извлечении пакера из скважины.
В верхнем конце штока имеются два выступа, при помощи которых осуществляется соединение пакера с посадочным инструментом и с колонной насосно-компрессорных труб.
Пакер работает следующим образом.
При установке пакера в скважине посадоч10 ный инструмент перемещает шток вверх, а корпус — вниз. При этом происходит расклинивание шлипсов и сжатие уплотнительного элемента.
Зубчатые конусные плашки при движении
15 корпуса вниз относительно штока отжимаются по конической поверхности конусного кольца к центру, не препятствуя свободному перемещению корпуса и штока огносительно друг друга.
При этом плашки пружиной постоянно прижимаются своей наружной зубчатой поверхностью к внутренней поверхности корпуса.
Насечка на плашках выполнена таким обра25 зом, что при движении корпуса вверх, он заклинивается плашками. В результате этого исключается обратное движение корпуса под действием сжатых уплотнительных элементов и обеспечивается надежная фиксации подклю30 ченных шлипсов.
343026
Предмет изобретения
Составитель И. Кепке
Техред 3. Тараненко Корректор С. Сатагулова
Редактор Т. Макарова
Заказ 2151/10 Изд. № 890 Тираж 405 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Срыв и извлечение пакера производится инструментом, закрепляемым с цилиндром пакера.
При движении колонны насосно-компрессорных труб вверх вместе с инструментом перемещается и цилиндр. Одновременно с этим освобождаются опорные секторы. При дальнейшем своем движении цилиндр упирается во втулку, соединяющуюся с корпусом. Последний также начинает перемещаться вверх, освобождая сжатые уплотнительные элементы.
Далее корпус, дойдя до упора своей внутренней частью в выступ на конце конуса 11, тянет его за собой, освобождая из-под шлипсов и способствуя тем самым срыву пакера.
Чтобы убрать из-под шлипсов конус штока, насосно-компрессорные трубы подают вниз, при этом подъемный инструмент, упираясь в верхний торец штока, сдвигает его также вниз; конус штока выходит из-под шлипсов.
Таким образом, оба конуса, расклинивающие
5 шлипсы, убраны, и пакер извлекают из скважины.
10 Пакер, состоящий из уплотнительного элемента, штока, корпуса, шлипсового узла, плашек и цилиндра, концентрично размещенного между штоком и корпусом пакера, отличаюи1ийся тем, что, с целью уменьшения, усилия
15 срыва пакера, его плашки, выполненные Подпружиненными, снабжены опорными секторами, взаимодействующими с цилиндром пакера.