Устройство для определения взаимного положения дисков в собранном роторе
ОПИСАНИЕ
ИЗОб РЕТ ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Совотсккх
Социалистических
Рвспублнк
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 13.Ч.1970 (№ 1438585i24-6) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 15.I1.1973. Б1оллетень ¹ 11
Дата опубликования описания 13.1V.1973
М. Кл. F 04d 29. 60
G 01b 19/56
Комитет по долам изобретениЯ и открытий прн Саввто Министров
СССР
УДК 62-251:658.515 (088.8) Авторы изобретения
A. Д. Илюхин, НЭ. И. Григорьев и А. В. Косяков
Заяыпсль
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ДИСКОВ В СОБРАННОМ РОТОРЕ
Изобретение относится к области турбомашиностроения.
Известны устройства для определения взаимного положения дисков, содержащие корпус с нанесенными на него взаимно ориентированными шкалами исходных геометрических характеристик дисков.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что в его корпусе установлен прозрачный движок, на который нанесена в виде лолуокружности шкала искомого угла установки дисков, а на оси шкалы закреплена поворотная линейка. При повороте этой линейки относительно шкал исходных характеристик и при перемещении движка по точке пересечения линейки со шкалой искомого угла определяют последний.
Это позволяет исключить промежуточные вычисления при определении оптимального взаимного положения дисков в собранном роторе.
На фиг. 1 схематично изображено предложенное устройство и разрез по А — А; на фиг.2 и 3 представлена схема определения искомой величины, В пазах типа ласточкина хвоста .корпуса 1 перемещается движок 2 из прозрачного материала с закрепленной на нем поворотной линейкой 8. На корпусе расположены шкалы
4 — 7, на которые нанесены следующие исходные .величины (соответственно):
Н вЂ” — геометрическая характеристика диска, D
5 характеризующая степень влияния осевого биения центрирующей поверхности на радиальное смещение (биение) контрольной поверхности диска относительно оси вращения ротора; б — вектор осевого биения, его длина численно равна осевому биению центрирующей поверхности;
Л вЂ” вектор радиального биения, его длина численно равна радиальному биению
15 центрирующей поверхности; ср — угол между векторами осевого и радиального биений.
На прозрачный движок нанесена шкала 8 искомой величины и вертикальная линия 9, служащая для обеспечения связи между шкалами, где у — искомый угол оптимального взаимного .положения дисков.
Поворотная линейка выполнена раздвижной, ось ес совпадает с центром полуокружности, на которую нанесена шкала искомой величины, а рабочий обрез линейки проходит через ось вращения.
Шкалы осевых биений б и геометрических
Н
30 характеристик — нанесены на взаимно перD
370372 пендикулярные отрезки. Каждая пометка
Н шкалы — — соединена лучом с началом шкаD лы Ь, причем тангенс угла, образованного этим лучом и.шкалой 6, численно равен соотН ветствующему этой пометке значению в
Благодаря этому длина отрезка прямой (проходящей через какую-либо пометку на шкале 6), заключенного между шкалой б и точкой пересечения этой прямой с наклонным лучом, численно равна произведению значеН ний б и — . При перемещении движка 2 до
D совпадения контрольной линии 9 с точкой пересечения .прямых, проходящих через пои метки шкал 6 и — —, соответствующие исходD ным величинам, он перемещается на величину, Н численно равную длине вектора 6 (см.
D фиг. 2). Ось поворотной линейки также смещается относительно оси шкал ср и Л на ту же величину.
Далее находят на шкале ср исходный угол между векторами и откладывают на луче, проходящем через соответствующую пометку этой шкалы, величину радиального биения Л с помощью шкалы Л и соответствующей исходной пометки полуокружности совмещают ново ротную линейку с концом вектора Л.
Процесс вычисления искомого угла у сводится к следующим операциям (см. фиг. 2): на шкале б находят пометку, соответствующую замеренной величине 6, на шкале 4 .находят пометку, соответствующую заданной
Н величине, совмещают линию 9 прозрачноD го движка с точкой пересечения прямых, проходящих через найденные пометки на шкалах (точка а) .
При таком положении движка на шкале 5 находят, пометку, соответствующую за меренной величине Л, а на шкале 7 — пометку, соответствующую заданной величине . Затем совмещают рабочий обрез линейки с точкой пересечения прямой и дуги окружности, проходящих через найденные пометки (точка n) и в точке пересечения шкалы 8 с рабочим обрезом линейки (точка т) читают значение искомой величины (см. фиг. 3).
Предмет изобретения
Устройство для определения взаимного положения дисков в собранном роторе, содержащее корпус с нанесенными на него взаимно ориентированными шкалами исходных геометрических характеристик дисков, отличаюи ееся тем, что, с целью исключения промежуточных вычислений при определении оптимального взаимного положения дисков в собранном роторе, в корпусе установлен прозрачный движок, на который нанесена в виде полуокружности шкала искомого угла установки дисков, а на оси шкалы закреплена поворотная линейка, при повороте которой относительно шкал исходных характеристик и перемещения движка по точке пересечения линейки со шкалой искомого угла определяют
35 последний.
370372
arctggн
9 г.2
Составитель 3. Полетаева
Текред, Т. Курилко
Корректор И. Божко
Редактор Е, Кравцова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 941/9 Изд. № 251 Тираж 678 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5