Датчик системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора

 

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

373440

Союз Советских

Социалистических.Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 03.1Х.1971 (№ 1694292/24-6) с присоединением заявки _#_

Приоритет

Опубликовано 12Л1!.1973. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 11Х1.1973

М. Кл. F 01d 21/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621. И5.— 546 (088.8) I 1В. Н. Веллер

Всесоюзный теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф. Э. Дзержинского

Автор изобретения

Заявитель

ДАТЧИК СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ТУРБИНЫ ОТ ПОВЫШЕНИЯ

УГЛОВОЙ СКОРОСТИ РОТОРА

Изобретение относится к средствам защиты турбины от разгона.

Известны датчики системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора, содержащие закрепленный с начальным эксцентриситетом относительно оси ротора основной груз, например кольцевой, с удерживающей пружиной. Такие датчики вызывают срабатывание системы защиты при превышении определенного уровня угловой скорости.

Однако, если в момент срабатывания угловое ускорение ротора значительно, то за время закрытия исполнительного органа системы защиты угловая скорость может дополнительно возрасти сверх уровня настройки системы на опасную для турбины величину.

С целью увеличения быстродействия системы при повышении углового ускорения ротора сверх определенного значения в предлагаемом датчике внутри основного груза помещен дополнительной груз с возможностью поворота в сторону увеличения общего эксцентриситета грузов под действием положительного углового ускорения, дополнительный груз выполнен в виде тел вращения, например шариков, помещенных в канавку основного груза с перегородками, кроме того, дополнительный груз выполнен в виде жидкости, залитой в канал основного груза с перегородками, и в виде монолитного элемента с упорами и профильными канавками.

На фиг. 1 приведена конструкция предлагаемого датчика с дополнительным грузом в виде тел вращения; на фиг. 2 — то же, сдополнительным грузом в виде жидкости; на фиг. 3 — датчик с дополнительным грузом в виде монолитного элемента.

На ротор 1 (см. фиг. 1) насажено кольцо 2, 10 центр масс которого смещен относительно оси ротора. Кольцо 2 служит основным грузом датчика и удерживается от смещения в радиальном направлении до достижения угловой скоростью заданного уровня пружиной 8.

1s Внутри кольца 2 выполнена канавка 4, заполненная шариками 5 одного диаметра и разделенная перегородками б и 7 на две неравные части. Направление вращения показано стрелкой. Конфигурация наружного профиля канав20 ки выполнена так, что под действием центробежной силы шарики прижимаются к перегородке б, например, по спирали Архимеда.

При повышении положительного углового ускорения ротора сверх определенного значе25 ния шарики б катятся от перегородки б, заполняя пустое ранее пространство у перегородки 7. В результате общий эксцентриситет грузов, который равен r, увеличится на величину Лг, и датчик срабатывает при меньшей

30 угловой скорости, чем при нулевом ускорении.

373440

Дополнительным грузом является залитая в канал 8 жидкость (см. фиг. 2), разделенная перегородками 6 и 7 на две неравные части

9 и 10, Положительное угловое ускорение ротора вызывает перетекание части 10 жидкости от перегородки 6 к перегородке 7 и более раннее срабатывание датчика.

Дополнительный груз в виде монолитного элемента il (см. фиг. 3) прижимается пружинами 12 к упорам И. Профильные канавки

14 выполнены таким образом, что при возникновении положительного углового ускорения ротора элемент 11, отходя от упоров 18, смещается в радиальном направлении в сторону увеличения общего эксцентриситета, и датчик срабатывает аналогично описанному выше.

Предмет изобретения

1. Датчик системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора, содержащий закрепленный с начальным эксцентриситетом относительно оси ротора основной груз, например кольцевой, с удерживающей пружиной, отличающийся тем, что, с целью увеличения быстродействия системы при повышении

5 углового ускорения ротора сверх определенного значения, внутри основного груза помещен дополнительный груз с возможностью поворота его в сторону увеличения общего эксцентриситета грузов под действием положитель10 ного углового ускорения.

2. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный груз выполнен в виде тел вращения, например шариков, помещенных в канавку основного груза с перегородками.

15 3. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный груз выполнен в виде жидкости, залитой в канал основного груза с перегородками.

4. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что

20 дополнительный груз выполнен в виде монолитного элемента с упорами и профильными канавками.

37344О

Составитель А. Калашников

Редактор М. Афанасьева Техред 3, Тараненко

Корректор Н. Аук

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1884/18 Изд. № 1314 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Датчик системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора Датчик системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора Датчик системы защиты турбины от повышения угловой скорости ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты паровой турбины, преимущественно турбин с конденсатором смешивающего типа

Изобретение относится к области устройств защиты турбины по предельному повышению частоты вращения ротора

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты, и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и нерастворимых, в том числе агрессивных, газов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к средствам защиты агрегатов, например, паровых турбин, при возникновении каких-либо аварийных ситуаций
Наверх