Механизм для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсклл

Сопналнстнческнх

Республнк

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 16.VII.1969 (№ 1348749/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 15.V.1973. Бюллетень ¹ 21

Дата опубликования описания 2.Х.1973,Ч. Кл, Г 07d 29!56

Комитет по делам изобретений н открытий прн Совете Министров

СССР

УДК 621.63-253.67 (088.8) Авторы изобретения

В. И. Мельничуков и М. П. Зуб

Казахский политехнический институт

Заявитель

МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПОВОРОТА ЛОПАТОК РАБОЧЕГО

КОЛЕСА ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА

Изобретение относится к вентиляторостроению.

Известны механизмы для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора, содер>кащие червячные передачи, кинематически связанные при помощи шестерен с приводом для поворота.

Предлагаемый механизм отличается от известных тем, что в рассечку между шестернями па валу вентилятора установлена скользящая реверсивная муфта обгона.

Такое выполнение механизма позволит осуществить одновременный поворот лопаток реверсивно на неограниченный угол без останова вентилятора.

На фиг. 1 представлено рабочее колесо двухступенчатого осевого вентилятора; на фиг. 2 — кинематическая схема поворота лопаток рабочего колеса с использованием ведущей звоздочки; на фиг. 3 — то же, с применением ведущей обоймы.

Рабочее колесо содержит ступицу 1, диск 2, спицы 8, расположенные со стороны опорных подшипников вала ротора, лопатки 4, имеющие узлы крепления с радиальноупорными подшипниками 5 в ободе 6, червячные редукторы 7, в которых шестерня имеет жесткое соединение с хвостовиком лопатки. Цилиндрические шестерни 8 жестко соединены с валами червяков. Роликовая реверсивная муфта обгона имеет обойму 9 и закреплена на валу вентилятора 10 с помощью втулки (1 и подшипников 12. Цилиндрическая шестерня 13 носа>кена на ведомый элемент, а шестерня 14

5 — на ведущий элемент муфты обгона. Ведущим элементом муфты обгона может быть как звездочка 15, так и обойма 9.

Применение однодпскового рабочего колеса обеспечивает свободный доступ к червяч10 ным редукторам 7. Поворот лопаток 4 рабочего колеса осуществляется приводом 16 через шестерни 17 и 14, реверсивную муфту обгона, шестерни 18 и 8 и червячные редукторы

7. Крутящий момент передается прп заклппп15 ванин ролпков 18 между рабочими поверхноетямп ведущего и ведомого элементов муфты обгона. Обратное вр",ùåíttå лопаток 4 осуществляется прп ревсрспроваппп привода 16.

Подшипники 12 обеспечивают возможность

20 свободного вращения ведомого элемента муфть1 обгона относительно вала вентилятора 10.

Во время работы вентилятора пропзво7bное вращение лопаток 4 устраняется приме25 пением индивидуальных самотормозящнх червячных редукторов 7. Вместе с рабочим колесом с той жс угловой скоростью вращается ведомый элемент муфты обгона tt шестерня 18. Ведущий элемент муфты обгона

30 соединен с приводом 16 зубчатой передачей

380868 « (Фиг,1

Я (шестерни 17 и 14) и остается неподвижным благодаря подшипникам 19. Поворот лопаток в обе стороны обуславливается крутящим моментом, развиваемым приводом 16 через кинематические звенья по схеме (см. фиг. 3 или фиг. 2). Если направление вращения ведущего элемента муфты обгона совпадает с вращением вала вентилятора 10, скорость вращения ведомого элемента муфты обгона (относительно втулки 11 и вала вентилятора

10) и шестерни И определяется разностью угловых скоростей ведущего элемента муфты обгона и вала вентилятора 10, При противоположных направлениях вращения ведущего элемента муфты обгона и вала вентилятора 10 угловая скорость ведомого элемента муфты обгона и шестерни 18 определяется как сумма скоростей ведущего элемента муфты и вала вентилятора 10.

Возможен также реверсивный поворот лопаток 4 рабочего колеса при остановленном вентиляторе. В этом случае угловая скорость ведомого элемента муфты обгона и шестерни

13 равна угловой скорости вращения ведущего элемента муфты обгона.

Предмет изобретения

Механизм для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора, содержащий червячные передачи, кинематически связанные при помощи шестерен с приводом для поворота, отличающийся тем, что, с целью одновременного поворота лопаток реверсивно на неограниченный угол без останова вентилятора, в рассечку между шестернями на валу вентилятора установлена скользящая реверсивная муфта обгона.

380868

17 /Б

Puz 3

Составитель 3. Полетаева

Редактор Н. Вирко

Техред Т. Ускова

Корректоры: Е. Михеева и В. Жолудева

Заказ 2631/2 Изд. № 728 Тираж 678 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Механизм для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора Механизм для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора Механизм для поворота лопаток рабочего колеса осевого вентилятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к компрессорам газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к механизмам поворота лопаток статора осевой турбомашины, как турбины, так и компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к конструкциям поворотного направляющего аппарата осевого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в крупных вентиляторах главного проветривания для предприятий угледобывающей, горнорудной, металлургичекой и химической промышленности

Изобретение относится к компрессорам высокотемпературных газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения, и позволяет повысить надежность и КПД как компрессора, так и двигателя в целом

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а более конкретно - к обогреваемым поворотным направляющим аппаратам осевого компрессора ГТД

Изобретение относится к вентиляторостроению, может использоваться в технологии сборки тонколистовых кожухов радиальных вентиляторов и обеспечивает надежное соединение деталей кожуха при снижении трудозатрат

Изобретение относится к статорам ГТД, в том числе наземного применения, и позволяет обеспечить собираемость статора ГТД путем установки наружного корпуса компрессора с продольным разъемом последним
Наверх