Реактивный успокоитель бортовой качки судов

 

АР> л. 1 3т

М Е>А

383649

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М

М. Кл. В 63Ь 39/08

Заявлено 07.Х11.1970 (Ф 1495456/27-11) с присоединением заявки М

Приоритет

Опубликовано 23.V.1973. Бюллетень Л>> 24

Дата опубликования описания 1 VIII.1973

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.12:532.5.014 (088,8) Автор изобретения

В. Г. Салюк

Заявитель

РЕАКТИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДОВ

Изобретение относится к области судостроения.

Известны реактивные успокоители бортовой качки судов, содержащие боковые сопла и источник кинетической энергии. Однако такие успокоители потребляют значительные мощности для приведения их в действие, обладают низкой эффективностью при малой скорости движения судна и обратной реакцией по крену на заднем ходу. Известным успокоителям присущи зависимость кратности измерения от режима качки, опасность заклинивания бортовых и носовых рулей, опасность ударов рулями о волну, сложность и большой вес конструкции, сложность обслуживания и высокая эксплуатационная стоимость.

Цель изобретения — повышение эффективности успокоителя.

Достигается это тем, что боковые сопла предлагаемого успокоителя расположены над палубными надстройками, например на верхнем участке среза дымовой трубы по правому и левому бортам, и выполнены с автоматически управляемыми при помощи гиродатчика регулирующими жалюзями, а источник кинетической энергии выполнен в виде турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя.

На чертеже показан описываемый успокоитель.

Он содержит боковые сопла 1 и 2, источник кинетической энергии, выполненный в виде турбокомп рессорных воздушно-реактивных двигателей 8» 4, укрепленных на пилонных стойках 5, и систему автоматического управления, построенную на примере блок-схемы автопилота управления углом крена самолета.

Сопла также расположены над палубными надстройками, на верхнем участке среза дымовой трубы б по правому и левому бортам, 10 и выполнены с автоматически управляемыми прп помощи гиродатчика 7 регулирующими жалюзями 8.

Система автоматического управления снабжена штурвалом 9 ручного управления, кото15 рый связан с суммирующим устройством 10, сообщающимся с блоком 11 обратной связи и с блоком усилителя 12. Последний соединен с исполнительным механизмом 18, который, в свою очередь, соединен с механизмами 14 и

20 15 управления жалюзями соответственно правого и левого сопл. Такие системы могут быть электрическими, пневматическими, с»ешаннымн или др.

Реактивный успокоитель работает следую25 щим образом.

При волнении моря и необходимости бортовой стабилизации судна в движении или в дрейфе судоводитель или вахтенный оператор производит дистанционный автоматический

30 запуск двигателей 3 и 4, укрепленных при помощи стоек 5 на верхнем участке среза трубы б по правому и левому бортам.

3i83 649

Составитель P. Кротова

Редактор Т. Горячева

Техред Л. Грачева

Корректор Е. Сапунова

Типография, пр. Сапунова, 2

После цикла автоматического запуска (70—

90 сек) и короткого прогрева (45 — 60 сек) успокоитель готов к работе. При запуске и прогреве воздушно-реактивных двигателей жалюзи открыты, и поток выхлопных газов из обоих двигателей награвляется в противоположные стороны, к бортам судна, чем взаимоуравновешивается реактивная тяга обоих двигателей.

В случае же хода судна при волнении, т. е. хода с переменным раскачиванием с борта на борт, при необходимости умерить бортовую качку судоводитель включает систему автоматического управления успокоителем, и работа происходит следующим образом.

При крене судна, например, на левый борт гиродатчик стремится сохранить положение оси ротора гироскопа в неизменном вертикальном положении по отношению к центру

Земли. Система подвески ротора гироскопа выдает на блок суммирующего устройства 10 сигнал, соответствующий левому крену судна, а также и величину угла крена. Суммирующее устройство, получив сигнал, сравнивает его по величине и знаку с сигналом блока 11 и выдает управляющий сигнал на блок усилителя 12, подводящий энергию к исполнительному механизму 18. Далее сигнал передается к механизму 14 управления жалюзями сопл 1 и 2 обоих двигателей, отклоняющих струю выхлопа в левую сторону под накрененный борт (для данного примера). Кинетическая энергия вытекающих струй выхлопа из обоих двигателей создает движущую силу, тягу, суммарное значение которой от двигателей высоко.

Под действием реактивного эффекта тяги двигателей, направленной в противоположную сторону накрененного борта, судно выходит из крена, а гиродатчик, расположенный вблизи центра тяжести судна, выдает сигнал

Щ Ч ъ,.» суммирующему устройству и далее через усилитель, исполнительный механизм и механизм управления жалюзи — жалюзи правого двигателя «Открыть жалюзи правого сопла 2, за5 крыть левого».

У левого же двигателя остаются открытыми жалюзи левого, внешнего сопла 1, что приводит к взаимоуравновешиванию реактивной тяги, направляемой соплами двигателей в

10 противоположные стороны (к левому и правому бортам).

Г1ри повторении крена в ту же, левую, сторону цикл работы системы повторяется до выравнивания судна в нормальное положение. При крене на правый борт блок гиродатчика выдает сигнал на открытие жалюзи правых сопл обоих двигателей и закрытие левых и т.д.

В случае выхода из строя гиродатчика или

20 при желании может быть осуществлено ручное управление системой успокоителя качки при помощи штурвала 9. Система работает, как описано выше.

Парирование кренов судна осуществляется

25 попеременным направлением струй выхлопа реактивных двигателей в сторону его кренени я.

Предмет изобретения

30 Реактивный успокоитель бортовой качки судов, содержащий боковые сопла и источник кинетической энергии, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности, боковые сопла расположены над палубными над35 стройками, например на верхнем участке среза дымовой трубы по правому и левому бортам, и выполнены с автоматически управляемыми при помощи гиродатчика регулирующими калюзями, а источник кинетической энер40 гии выполнен в виде турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя.

Заказ 2130/7 Изд. № !5ос

Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при

Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Реактивный успокоитель бортовой качки судов Реактивный успокоитель бортовой качки судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для обеспечения маневрирования судов и снижения качки за счет реакции вытекающих струй

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам, уменьшающим скорость дрейфа судна за счет использования энергии килевой качки

Изобретение относится к устройствам преобразования энергии волн и предназначено для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию

Изобретение относится к устройствам для преобразования энергии волн, в т.ч

Изобретение относится к устройствам преобразования энергии волн и предназначено для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию

Изобретение относится к устройствам для преобразовния энергии волн, в частности для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию

Изобретение относится к устройствам для преобразовния энергии волн, в частности для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию

Изобретение относится к устройствам для преобразовния энергии волн, в частности для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию

Изобретение относится к устройствам для преобразования энергии колебания судна в гидрореактивную энергию
Наверх