Щит для проходки тоннелей в сыпучих

 

ОП И-(: АНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства № 140817

Заявлено 01.11.1972 (№ 1742926/29-14) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10.VIII.1973. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 24.XII.1973

М. Кл. E 01 3(02

1 асударственный комитет

Совета Министров СССР ае делам изобретений и открытий

УДК 624.191.6 (088.8) Авторы изобретения

В. П. Самойлов, О, Я. Цагикян, Ю. И. Левитин, И. П. Беляев и Д. В. Фомкин

Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений и Экспериментальное конструкторское бюро Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. В. А. Кучеренко

Заявители

ЩИТ ДЛЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЕЙ В СЫПУЧИХ

ГРУНТАХ

Известен щит для проходки тоннелей в сыпучих грунтах по основному авт. св, № 140817, ножевая часть которого разделена на отсеки горизонтальными перегородками, к каждой из которых примыкает по ширине .щита один или несколько ленточных конвейеров с реверсивными фрикционными устройствами,,причем конвейеры установлены с возможностью поворота.

Недостатком упомянутого щита является то, что ленты конвейеров и щит движутся несинхронно, создавая угрозу выпадения грунта в забое, особенно при работе щита в песчаных грунтах с малым сцеплением. В отдельных случаях, например при большом сцеплении песчаного грунта, в целях снижения усилия внедрения щита требуется в течение одной заходки произвести многократное сбрасывание грунта с конвейера со скоростью большей, чем скорость продви>кения щита.

Эта задача в известных щитах также не решена.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, ликвидация переналадочных работ прп изменении грунтовых условий в забое.

Достигается это тем, что каждый ленточный транспортер выполнен с приводным барабаном, один конец которого кпнематически соединен со штоком щитового домкрата, а другой соединен с электродвигателем посредством эксцентрикового рычага, закрепленного на диске, установленном на выходном валу редуктора.

При этом приводной барабан может быть соединен со штоком щитового домкрата и электродвигателем .посредством обгонных механизмов, например храпового типа. ,На фиг. 1 схематически изобра>кен пре,п10 ложенный щит в продольном разрезе; на фпг.

2 — то же, вид спереди; на фиг 3 — кипематическая схема привода конвейера в забое щита; на фиг. 4 — разрез по 1-А га фиг. 2; на фиг. 5 разрез по Б-Б на фш. 2;

15 на фиг. 6 — разрез по В-B на фиг, 4; на фиг. 7 — разрез,по Г-Г,на,фиг. 4; на фиг. 8— разрез по Е-Е на фиг. 7; на фпг. 9 — разрез по Ж-Ж на фиг. 7, Проходческий щит состоит из корпуса 1, 20 ножевая часть которого жесткими горизонтальными полками 2 разделяется на несколько ярусов. Каждый ярус вертпкальнои перегородкой 8 делится на две ячейки, в которы.: вслед за полками 2 располагаются во всю

25 ширину ячейки короткие конвейеры 4, прикрепляемые болтами к жестким элементам ножевой части щита при помощи боковых щек 5 и б. В боковых щеках 5 и б устанавливаются приводной барабан 7, на цапфах

30 которого на шпонках лосажены храповпкп 8

393304 и 9, и натяжной барабан 10 с натяжными винтами 11 для натяжения ленты 12 конвейера.

Храповики 8 и 9 вводятся в зацепление с собачками 18 и 14, оси которых укрепляются соответственно в корпусе 15 и барабане 16.

Храповик 8 приводится во вращение через собачку И от электропривода 17, состоящего пз электродвигателя 18, редуктора 19, па выходном валу которого сидит диск 20 с радиальной прорезью 21 и регулировочным винтом

22, и эксцентриковото рычага 28 с корпусом

24, устанавливаемым в прорези 21. Рычаг 28 шарнирно соединяется с корпусом 15. Храпои1к 9 приводится во вращение через собачку

14,при помощи троса 25, закрепленного через штангу 26 к башмаку ближайшего щитового домкрата 27. Для направления троса устанавливаются ролйки 28.

В корпусе 1 проходческого щита за конвейерами 4 располагается роторный ковшсвой погрузчик 29 поперечного действия с породной течкой 80 и продольным конвейером

81. Устройство работает следующим образом.

При вдавливании щита в песчаный забой осыпь грунта располагается на жестких полках 2 и конвейерах 4,под углом естественного откоса, осуществляя тем самым крепление забоя. Во время движения щита грунт осыпается с конвейеров, подхватывается ковшами роторного погрузчика 29 и через породную течку 80 и продольный конвейер 81 подается на внутритоннельный транспорт для выдачи на поверхность. Конвейеры 4 постоянно соединены со штоками щитовых домкратов 27.

В сухих однородных песках с малым сцеплением грунта привод конвейеров 4 осуществляется от щитовых домкратов 27 и скорость конвейеров оказывается синхронной со скоростью щита, что полностью предотвращает вывалы грунта в забое. Электропривод 17 при этом не включается, а храповик 8 свободно прощелкивает при вращении конвейерог! от .щитовых домкратов 27.

При попадании щита в пески с большим сцеплением грунта маш инист щита включает электропривод 17 конвейеров 4. В этом случае конвейеры приобретают скорость, большую чем скорость щита, чем облегчается внедрение щита в забой, Привод ко1всйсров теперь осуществляется через храповик 8 и со10 бачку 18, а храповик 9 свободно прощелхивает. При необходимости скорость конвейеров может регулироваться винтом 22, перемещающим корпус 24 в прорези 21. При этом изменяется вели пша эксцентриситета рычага, а

15 следовательно, и число зубьев храповика 8, входящих в зацепление с собачкой 13 за время одного оборота выходного вала редуктора 19.

Таким образом, скорость конвейеров в за20 бое щита может изменяться от минимальной, сипхронн01! со скорост!по !Цитя, до мяес<имально необходимой прп увсли !сипом сцеплении грунта или иных перечисленных вь: пе сложных условиях проходки.

Предмет изоорстения

1. Щит для проходки тоннелей в сыпучих грунтах по авт. св. № 140817, отличающийся тем, что, с целью ликвидации переналадочных

30 работ при изменении грунтовых условий в 1абое, каждый ленточный конвейер выполнен с приводным барабаном, один конец котор 1го кинематически соединен со штоком щитов>го домкрата, а другой соединен с электродвига35 телем посредством эксцептрпкового рычага, закрепленного на диске, установленном па выходном, валу редуктора.

2. Щит по п. 1, отлича1ощийся тем, что приводной барабан соединен со штоком щитово40 ГО домкратЯ и элект130дв!!Гателсм посрсдстном

Обгонных механизмов, например хряпового типа, 393394 г- г

7 Ж-pf

Фиг. У

Составитель Л. Ларина

Текред 3. Таранепко

Редактор И. Квачадзе

Корректоры; E. Давыдкина и В. Петрова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3430110 Изд. № 956 Тирани 551 Подписное

ЦНИИП1! Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5

Щит для проходки тоннелей в сыпучих Щит для проходки тоннелей в сыпучих Щит для проходки тоннелей в сыпучих Щит для проходки тоннелей в сыпучих 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тоннелестроения, а именно к строительству тоннелей щитовым способом, в частности к строительству прямоугольных пешеходных тоннелей и тоннелей специального назначения методом продавливания

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки

Изобретение относится к подземному строительству и может использоваться при прокладке трубопроводов подземным способом, при проведении криволинейных выработок малого диаметра

Изобретение относится к области подземного строительства, а именно к проходческим щитам, и может быть использовано при строительстве тоннелей различного назначения на участках с различными видами грунта

Изобретение относится к строительству переходов магистральных трубопроводов под шоссейными дорогами и железнодорожными насыпями в грунте I - IV категорий

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений

Изобретение относится к области горного дела и строительства, а именно к способу прокладки трубопровода в неустойчивых и неоднородных грунтах

Изобретение относится к подземному строительству

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов
Наверх