Способ упрочнения металлических изделий
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
396382
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №.Ч 1;л, С 21с1 7/14
Заявлено 17.1Х.1970 (№ 14796751 22-1) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изааретений н открытий
Опубликовано 29.VI11.1973, Б10ллегень ¹ 36
Дата опубликования описания 22.1.1974
X 1,Ê 621 789(088 8) Авторы изобретения В. П. Воинов, Б. И. Богопольский, P. H. Болдырев, В. M. Соловской, Б. А. Тягельский, А. Г. Мензенкампф и В. В. Мурзин
Заявители Конструкторско-технологический институт автоматизации и механизации автомобилестроения и Челяоинский автомехаиический завод
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упрочненшо металлических изделий трением.
Известен способ упрочнения, заключающийся в нагреве поверхности металла трение
Но в таком виде этот способ, применительно к наплавлснным изделиям, пе приводит к необходимому тпрочнению.
Целью изобретения является повышение износостойкости рабочей поверхности изделий, в частности рабочей части толкателя клапана автомобильного двигателя, наплавленной из белого чугуна, износостойкость которой практически определяет долговечность всего изделия.
Для этого нагрев трением рабочей поверхности ведут до ее оплавления.
На рабочей поверхности детали, используя особенности процесса сварки трением, создают локальную расплавленную зону металла под большим давлением, сущсствоьапие которой определяется гидродинамикой расплавленной жидкости, выполняющей роль смазки между двумя трущимися поверхностями, находящимися в относительном вращении.
Рабочая деталь и инструмент (стержень) закрепляются соосио в зажимах машины: деталь — — неподвижно, инструмент же приводится во вращение относительно их общей оси.
1-1а сопряженных поверхностях деталей, при>катых одна к другой значительным осевым усилием, 13озникакгт силы трения. Работа, затрачивасмая при оп1осительном вращении сопряжеllIII!x поверхностей деталей на преодоление этих c»л, превращается в тепло, которое выделяется !Ia поверхностях трения и вы10 зывает их интенсивный нагрев до температур порядка 950 — 1300 C и локaëüíoc расплавление материала рабочей датаlll. В кош,с процесса, после прекращения относительного вращения, некоторое время сохраня1от усилие
15 13Рижс1тия cTcPili II II к РЯ 00 Iсй Детали, лиоо вели 11113a 10т дс! I3лснис в 3 11 виси ilocTII От заданнойй степени проковки обрабатываемого метал;IЯ. Материал IIHcTP) мента (стержня) должен быть тсрмостойким, IT0 исключает из20 мспснис его формы и llcpclluc частиц в расПЛЯВЛСH Иh 10 ЗО 1У.
При уиро н;сшш цил1шдричсских плохосвариваемых деталей возможна замена инструмента (стержня) самой 3 прочнясмой дс
2 талью.
Способ 0! I pooo!3a II на T03! a I e, !1! C пап ",Ia13кой чугуном. Мягсриял стержня — сталь Р18, термически обработанная до твердости Itic бО, и лсгироианп1.1й чангуll, тсрмообработаииьш до HR„- бО.
396382
Предмет изобретения
Составитель Г. Шевченко
1 едактор E. Шепелева
Корректор М, Лейзерман
Техред Л. Грачева
Заказ 30/14 Изд. Ко 1891 Тираж 647 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров CCCI по делам изобретений и открытий
Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Упрочнение проводят на машине сварки трением типа МСТ-1.
В результате получают твердость наплавленного слоя НЯс 60 — 65; дефектов наплавки: раковин, пор, трещин — не обнаруживают.
Предлагаемый cIIoco6 atoJKHo IIpnweHsr rb как для улучшения структуры, так и для исправления дефектов наплавленных поверхностей изделий.
Способ упрочнения металлических изделий, включающий нагрев трением, деформацию и
5 охлаждение, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкостн рабочей поверхности при упрочнении наплавленных изделий, нагрев трением ведут до оплавления поверхности.