Приспособление для обучения виолончелиста постановке правой руки

 

Ь

Класс 51 с, Н 3

ОПИСАНИЕ приспособления для обуиения виолончелиста постановке правой руки

К авторскому свидетельству Л. Э. Остен-Саиена, заягленному 22 июня

1934 года (спр. о перв. ¹ 149737).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 декабри 1934 года, Извлечение хорошего ровного звука из смычково-струнного инструмента представляет собою значительную трудность, обусловленную сложным движением правой руки, ведущей смычок, и самой конструкцией инструмента.

Движение смычка должно происходить:

1) точно в плоскости той струны, из которой производится звукоизвлечение (чтобы не задевать за соседние струны), 2) в неизменном на всем протяжении смычка точно перпендикулярном направлении к линии данной струны, 3) по определенной точке струны в смысле отделения волоса смычка от подставки инструмента, 4) при сохранении равномерности скорости поступательного движения и

5) при сохранении равномерности нажима смычка на струну во всех его точках OT носка до колодки.

Все эти пять условий могут быть выполнены только при правильной постановке . правой руки, т. е. при правильном способе держать смычек пальцами (хватка) и при производстве всеми частями руки физиологи-, чески правильных, естественно приспособлен-, ных, свободных движений.

Начальное объяснеенне этих движений на I виолончели представляет еще большую трудность, чем на скрипке,-в силу того, что на последней смычок уже лежит тяжестью своей, на струнах сам собой, .тогда как на виолончели он весь находится на весу, и руке все (166) время приходится его удерживать от естественного, в силу тяжести, стремления к падению. Все эти обстоятельства делают черезвычайно сложной для педагога правильную в механпческом я физиологическом отношении постановку правок руки ученика, а последнему затрудняют возможность улавливать тс ощущения. которые должны появляться в руке при производстве естественно правильных движений. Кроме того, самый размер смычка как виолончельного, так и скрипичного несколько затрудняет объяснение самого способа его держания пальцами (хватка), так как смычок перевешивает своим евободным концом, н обычно первое время приходится удерживать его за середину древка левой рукой, пока все пальцы правой руки не ощутят необходимого правильного положения каждого из них на колодке.

В лучшем случае навык хватки смычка и навык правильного движения его по пустым струнам только усваивается в продолжение месяца, в течение которого благодаря вышеуказанным принципам, нельзя требовать от ученика даже удовлетворительного звукоизвлечения. Все его внимание сосредоточи вается на соблюдении пяти условий движения, а не на результатах этого двмжения— звукопзвлечении, являющемся главной и единственной целью обучения.

Наконец понятие о плоскостях, в которых происходит движение руки при ведении смычка

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

Типография „Советский Печатник", Ленинград, Моховая, 40, мо разным струнам инструмента, и корректура неизменной перпендикулярности древка смычка к каждой из струн, IIo которым его ведет рука, представляются довольно сложными моментами, требующими постоянного контроля извне, т. е. со стороны педагога.

Конструкция предлагаемого приспособления и является результатом учета упомянутых выше обстоятельств.

На чертеже фиг. 1 и о изображают предлагаемое приспособление в двух проекциях.

Прибор состоит из четырех частей: деревянного зажима 1 в форме утолщенной сурдинки, устанавливаемого на подставку инструмента, деревянного направляющего стержня 2, металлического болта 4, соединяющего эти части и оканчивающегося с одной стороны

4-гранной головкой, а с другой — нарезкой с, навинчивающейся на нее барашком-гайкой 5, и детали 3 в виде колодки смычка, снабженной внизу полукруглым жоло бом, которым эта колодка скользит по поверхности направляющего стержня 2.

Для обучения навыку хватки смычка колодка 3 ставится на стол, н пальцы правой руки устанавливаются на определенном им месте в связи с индивидуальнымп особенностями строения кисти и пальцев ученика (естественное хватательное положение). Затем, когда это будет твердо усвоено, на подставку инструмента надевается зажим 1 с привинченным к нему направляющим стержнем 2, который устанавливается вначале в плоскости ведения смычка по струнам sol или ге.

Затем ученик ставит колодку-смычок жолобком на стержень 2 в крайнее правое положение (смычок у носка) и в этом положении, соответственно индивидуальным свойствам строения его руки, педагог устанавливает высоту локтя, положение кисти, а затем объясняет предстоящий процесс ведения смычка

Эскпарт и редактор Л. В. Поташев влево (вверх). Процесс этот заключается в постепенном сгибании локтевого сустава (приведение предплечья) с постепенным, по мере приближения к струне, включением в работу плечевого сустава (приведение плеча) и но. стоянных уравнительных а движений кисти (отведение и наклон) — до крайнего левого положения (у колодки). Затем объясняется процесс обратного движения вправо (вниз).

Прп этих движениях самый стержень 2 принудит вести руку в перпендикулярном . к струне направлении, а жолоб колодки, который должен касаться стержня всей своей поверхностью, принудит руку занимать все время физиологически правильные положения, давая возможность самому играющему находить их. Колодка должна скользить но стержню

1 совершенно без всякого нажима. Разумеется, в конечном результате никакой диференциации движений между отдельными частямп руки быть не должно: исходя от плечевого сустава, все движения во всех суставах должны быть плавными, без каких бы то ни было углов атостей, подобно движению змеи, и, притом„совершенно свободными от напряжения. Приспособление дает возможность ученику уловить приятное ощущение легкости и свободы движения, необходимых во всех положениях руки 0Т носка до колодки, и путем повторных движений взад и вперед автоматизировать это ощущение.

Предмет изобретения.

Приспособление для обучения виолончелиста постановке правой руки, отличающееся. тем, что оно выполнено в виде надеваемого на подставку виолончели зажима 1, несущего закрепляемый под любым необходимым углом стержень 2, служащий для направления детали 3, выполненной в виде колодки смычка.

Приспособление для обучения виолончелиста постановке правой руки Приспособление для обучения виолончелиста постановке правой руки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах и может быть использовано для развития пальцев правой руки как обучающихся игре на гитаре, так и музыкантов

Изобретение относится к устройствам для формирования навыка правильного ведения смычка по струнам

Изобретение относится к устройству для обучения игре на струнном музыкальном инструменте, например, скрипке и позволяет повысить эффективность обучения

Изобретение относится к приспособлениям для обучения правильному ведению смычка музыкального инструмента и позволяет повысить эффективность обучения посредством того, что элементы для замыкания электрической цепи светового индикатора выполнены в виде магнитов 4 и 5, один из которых 5 установлен с возможностью перемещения по трости 1 смычка 2, и включенного в цепь светового индикатора 3 геркона

Изобретение относится к устройствам для обучения игре на гитаре и позволяет повысить эффективность обучения посредством того, что крайние шпильки 2 размещены в выполненных в направляющих 1 пазах с возможностью продольного перемещения и фиксации и несут регулировочные стяжные элементы, а контактные элементы 3 установлены на шпильках 2 с возможностью поворота, несут магнитные вставки и выполнены из прозрачной пластмассы

Изобретение относится к приспособлениям для обучения игре на клавишных музыкальных инструментах и позволяет повысить удобство в пользовании
Наверх