Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок

 

Класс бЗ t, 11

A З И

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ устройства для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок.

К авторскому свидетельству ин-ца Э. Мюллер (Erich Miilfer) в г. Берлине, Германия, заявленному 16 декабря 1932 года (спр. о перв. № 120874).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 ыая 1935 года. (264) Изобретение касается устройств для осуществления свободного хода и торможения, действующего при нажатии педали в обратную сторону, у велосипедов и мотоциклов. Известны уже устройства, в которых части, производящие торможение и сцепление, лежат свободно и концентрически между тормозной поверхностью и кулачками, жестко соединенными с зубчатым венцом, и расположены на тормозном барабане, причем воздействие кулачков зубчатого венца на тормозные колодки производится через посредство роликов.

В предлагаемом устройстве, с целью уменьшения его размеров, ролики помещены в соответствующих отверстиях сцепной части, концентрически расположенной между зубчатым венцом и тормозной частью. С уменьшением размеров частей, производящих торможение и сцепление, достигается возможность избежать пустот внутри устройства в такой мере, что в случае поломки какойлибо части сломанные куски не найдут места, чтобы попасть между другими деталями и угрожать надежности их работы. Притом в этом небольшом пространстве имеется по нескольку штук каждой детали, так что при выпаде отдельных частей вследствие их поломки устройство не теряет своей работоспособности. При трех парах взаимодействующих кулачков и роликов получается в соединении со свободным расположением тормозных и сцепных частей почти строго теоретическая равномерность размещения давления по всей передаче и благодаря этому наивысшая продолжительность службы, связанная с дальнейшим повышением надежности работы.

Второй мыслью изобретения является придание тормозным поверхностям клинообразной формы. Благодаря этому сильно увеличивается тормозная поверхность, а вместе с этим и износ частей сводится практически к нулю, при сохранении небольших размеров частей, производящих торможение.

Небольшие размеры сцепных и тормозных частей допускают размещение последних на сравнительно небольшой ширине зубчатого венца и вообще установку всего устройства внутри этого венца, так что силы, действующие на зубчатый венец, остаются все время в одной плоскости, и все приспособление может поместиться легко вместе с втулкой колеса внутри велосипедной или мотоциклетной рамы. Для более легкого и прочного прикрепления устройства к втулке колеса, в детали, несущей тормозную поверхность, хватывающей снаружи тормозные колодки 2 и представлгнощей собой как бы роликовое гнездо. Сцепная колодка является кольцом, снабженным по краю пилообразными зубьями 9, которым соответствуют зубья 9 на барабане l„снабженном тормозной поверхностью 8. На внешней стороне кольца 3 расположены лекала 12, ?2, с которыми находятся в соприкосновении специальные управляюшие кулачки 15 зубчатого венца. Рычаг 18 прикреплен с одной стороны к раме машины, а с другой стороны к стоI может быть сделана эллиптическая вы-; емка, которой должна соответствовать, форма конца втулки, что не трудно сде- лать даже у готовых втулок. Действие торможения и сцепления можно при этом 1 увеличить тем, что фрикционное сце- пление поддерживается или заменяется ( заклиниванием. Так, например, торможение можно улучшить при сохранении чистого фрикционного сцепления застопориванием тормозных частей, производимым путем включения и выключения неподвижных деталей, нап имер, укрепленным на раме стопорным кольцом, выклю-, порному кольцу . последнее сна ж . р е сиабжечо чаемым и включаемым автоматически. упорами 13, а тормозные колодки — заНа чертеже фиг. 1 изображает вид порными кулачками 37, помещающимися устройства сбоку; фиг. 2 — разрез того между упорами 13 и прижимающимися же устройства; фиг. 3 — тормозные ко-! к одному из них притормо>кении. Бизоло ки фиг. 4 — боковой вид расположе- браженном на чертеже примере у торния деталей во время привода; фиг. 5 — I мозных колодок имеется лиш д лодк; вид расположения деталей сверху во, лачка с сравнительно узкими промежутвремя привода; фиг. 6 — боковой вид ками 17, в которые входят соответственрасположения деталей во время тормо- но узкие упоры кольца 5, находящиеся жения фиг. 7 †в асположения дета- " в постоянном соприкосновении с кулачФ лей сверху во время торможения и сво- ками. Для того, что"ы ролики на стыб диого хода. одного хода.

I ках 76 между тормозными колодками 2

Зубчатый венец 4 снабжен кулачка- не встречали сопротивления, стыки сдеми 75. Вн т и з бчатого венца концен-, ланы. как показано на фиг. 3, косым .

У P У трично располо>кен тормозной барабан 1 с цилиндрической серединой и коническими боковыми поверхностями. Между зубчатым венцом и тормозным барабаном свободно расположены тормозные колодки 2, опирающиеся на тормозной барабан. На одной стороне бараоана 1 устроена эллиптическая выемка 19 для, жесткой насадки на имеющий соответ- ственную форму конец колесной втулки.

В данном исполнении предусмотрены 1 для сцепления во время нажатия педали вперед, т. е. для привода, и во время нажатия педали назад, т. е. для торможения, сцепные колодки 3 и специальные тормозные колодки. Последние опираются на пружинящее кольцо 30, обхватывающее тормозной барабан и отжимающее их наружу, и снабжены со стороны, обращенной к тормозному барабану, канавкой 10, соответствующей этому пружинящему кольцу.

Между кулачками 15, которые предназначены для управления тормозными колодками 2, и самыми колодками помещены ролики 7. Последние покоятся в отверстиях И сцепной колодки 3, обКольцо 6, свинченное с барабаном 1, служит в изображенном на чертеже примере связывающим все устройство звеном. Между зубчатым венцом с одной стороны и тормозным барабаном, а также стопорным кольцом 5, с другой стороны, и между стопорным кольцом и кольцом б установлены шариковые подшипники.

Во время привода длч езды, когда, например, у велосипеда, педаль нажимается вперед, как показано стрелкой на фиг. 4, зубчатый венец 4 сцепляется с барабаном 1. Кулачки 15 (фиг. 7) вступают в пространство между поверхностями лекал 12, 12 и отжимают кольцо 3, находившееся до той поры в состоянии покоя, в сторону зубьев 9 барабана 1, как показано на фиг. 5. При дальнейшем вращении венца кулачки 15 упираясь в правое лекала 72, начинают приводить во вращение кольцо 3 и благодаря зацеплению 9, 9 барабан 1 с колесной":втулкой, на которую барабан насажен при помощи эллиптической выемки 19.

Во время свободного хода кулачки 15 сперва начинают отставать от сцепной колодки, затем, как видно из фиг. 5 и 7, заднее лекало 12 упирается в кулачок и вызывает одновременно торможение и боковое отклонение кольца 3 в сторону

o r зубьев 9 . Б виду того, что кольцо 3, благодаря тормозящему дейст вию кулачка 15, само по себе уже отстает от барабана 1, косые зубья 9, 9 благоприятствуют боковому сдвигу кольца, пока как показано на фиг. 7, сцепление не прекратится окончательно и теМ самым е прекратится соединение зубчатого

vettua с колесной втулкой.

При вращенич зубчатого венца назад с целью торможения, как показано на фиг. 6 стрелкой, вместо кулач;ов 15 приходят в действие кулачки 15. Благодаря своей форме они посредством роликов 7 ппижимают тормозные колодки 2 к roðìoutto!t говерхности барабана, пока иследстu не трения не начнется торможение. До тех пор ролики могут свободно кататься по всей внешней окружности тормозных колодок, так как даже в положении, изображенном на фиг. 4 и 6, т. е. когда они находятся над пазами 17, для них рядом с этими пазамп имеется в тормозных колодках еще достаточяо спорной поверхносги.

Упоры 13 стопорного кольца рекомендуегся оставлять в постоянном сцеплепии с кулачками 31, причем необходимо следить лишь за тем, чтобы они даже при весьма сильном торможении не выступали за периферию тормозных колодок 2, 3 описываемом выполнении, работающем исключительно от трения, можно вообще отказаться от стопорного кольца, как от тормозного упора, и производить торможение, как это делается у велосипедистов без свободного хода, простым нажатием педали в ооратную сторону. В этом случае работа тормозной поверхности происходит таким же образом, как было описано выше. Можно было бы даже не предусматривать средней опоры для тормозных колодок и сцепного кольца. Подобное, не изображенное на чертеже и упрощенное выполнение пригодно в особенности для ровных дорог.

Предмет изобретения.

1. Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок, заключающее в себе сцепные и тормозные колодки, концентрически свободно расположенные между зубчатым венцом и тормозным барабаном и покоящиеся на этом барабане, с применением роликов, воздействующих на тормозные колодки при движении педалей в нерабочую сторону, отличавшееся тем, что ролики 7 расположены в отверстиях 14 сцепных колодок 3 между эксцентрическими кулачками 15 зубчатого венца 4 и тормозными колодками 2.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличакнцаяся тем, что между тормозными колодками и тормозным барабаном 1 концентрически расположено пружинящее кольцо 30, отжимающее колодки от тормозной поверхности барабаня.

3. Форма выполнения устройства по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что тормозные поверхности колодок и барабана выполнены коническими и находятся под смазкой.

4. Форма выполнения устройства по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что тормозной барабан снабжен эллиптической выточкой 19 для посадки всего устройства на втулку колеса.

E авторскому овидетельству д, Мвллер М 43294

Фиг.г/ — — / :ф-3

/2 /2 9 /4

Эксперт и редактор 51. И. Редькин

Тки „Печатный Труд". Зан. 3773 — 400

Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок Устройство для осуществления свободного хода и торможения ведущего колеса велосипедов и моторных повозок 

 

Наверх