Прибор для прокладывания на карте пройденного пути

 

Я 49853

Класс 42 с, 9

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ прибора для прокладывания на карте пройденного пути.

К авторскому свидетельству П. Ф. Павлова и Л. В. Павловой, заявленному 20 октября 1932 года (спр. о перв. J4 117á95).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.

Изобретение относится к прибору для прокладывания на карте пройденного движущимся предметом, например, судном, аэропланом, повозкой и т. п., пути с постоянно ориентируемым планшетом и с передвигаемой по планшету под указателем или пишущим приспособлением картой при помощи приводимых от лага, ведущего колеса и т. п. фрикционных роликов, главною особенностью которого является то, что для сообщения уложенной на столике прибора карте вращательного движения и сообщения ей же поступательного движения применены зубчатые системы и каретки с диференциальным устройством.

Предлагаемый прибор изображен на прилагаемом чертеже, на котором фиг. 1 дает общий продольный вид прибора; фиг. 2 — вид прибора сверху; фиг. 3— продольный разрез; фиг. 4 — боковой вид прибора.

Предлагаемый прибор с подвижной картой выполняет следующую работу:

1) в любой данный момент механизм, связанный с компасом (гироскопическим по преимуществу), ориентирует, вращая вокруг оси прибора, карту по меридиану, независимо от того, стоит ли, движется ли машина или вращается на одном месте вокруг своей оси; 2) карта беспрерывно перемещается в соответствующем масштабе по отношению к неподвижному указателю в направлении, обратном направлению хода прибора, вне зависимости от изменения угла, образуемого осью машины с меридианом (например, при движении машины по прямой под тем или иным углом к меридчану); 3) при езде по кривой механизм прибора должен все время передвигать карту под указателем на величину (в масштабе) пройденного пути, и одновременно в любой момент во всех точках тот же механизм должен ориентировать карту по отношению к меридиану; в результате сложное перемещение планшета (карты) по кривой в точности должно отвечать кривой пройденного пути на местности, изображенной на карте, и в ее масштабе.

В предлагаемой конструкции прибора для прокладывания на карте пройденного пути (фиг. 3) все три вида перемещений карты, а именно: 1) вращение вокруг одной точки (указателя), 2) перемещение по прямой линии и 3) перемещение по кривой производятся одними и теми же двумя ведущими роликами 9 (правым и левым), приводимыми во вращение как компасом, так и гибким валом указателя пройденного пути, причем направление движения каждого в отдельности ролика 9 (правого и левого) и число их оборотов являются результатом воздействия направления движения и длины пути как раздельно, так и суммарно †одновремен.

Карта района, содержащая местонахождение прибора и путь предполагаемого ее следования, кладется на столик 12, состоящий из металлической, доски (фиг. 3) и откидных бортов 73 (фиг. 2 и 4), прикрепленных к корпусу 23 (фиг. 1, 3 и 4). В доске столика 12 укреплено центрально стекло 74 с пересекающимися под прямым углом линиями, против точки пересечения которых установлена своим острием игла-указатель 32 {фиг. 2 и 3), укрепленная на оси специального нажимного приспособления, соединенного с корпусом 23 помо цью кронштейнов 22 и 24.

Лежащая на столике карта подводится точкой стояния машины в данный момент под указатель, после чего опускаются на карту прижимаем ые пружинками 27два верхних нажимных ролика 31, также подвижно укрепленные каретками 26 на оси 25 нажимного приспособления и могущие свободно вращаться на своих осях 28 в подшипниках 29 и 30.

В корпусе прибора помещен на оси 4 фонарик 27, сверху которого под стеклом 14 (фиг. 3) укреплена вторая стеклянная пластинка 19 с нанесенными на ней линиями N, S, О, W и делениями в градусах (фиг. 2). Ось 4 (фиг. 3) соединена соответствующим способом с осью компаса. Линия N — S компаса совмещена с линией N — S на пластинке 19 прибора. Внутри фонарика 27 (фиг. 3) помещена электрическая лампочка 20, вращающаяся вместе с фонариком и осью 4 в зависимости от вращения корпуса машины и укрепленного на нем неподвижно корпуса прибора 23 по отношению к линии N — S. Электрическая лампочка получает электрическую энергию от аккумулятора или другого источника через скользящие контакты. На лежащей на столике карте через точку стояния машины должна быть проведена карандашом линия N-— - S, после чего при включении тока в лампочку 20 и при просвечивании через карту в силу этого пластинки 19 карту необходимо вращать под указателемиглой 32 (или карандашом, ее заменяющим) до совпадения линии N — S на карте и на пластинке 19, Таким образом, карта, установленная точкой стояния машины под указателем 32, ориентирована по линии N — S, и при опущенных роликах 31, прижимающих карту к двум (правому и левому) роликам 9, подходящим к карте снизу через прорезы столика 12, прибор готов к применению.

Для поворота на месте на 360 карты вокруг вала 4, соединенной с осью компаса, применена жестко укрепленная центральная цилиндрическая шестерня 2, сцепленная с двумя боковыми шестернями 2, такого же диаметра (правой и левой) каждая из которых приводит во вращение аналогичные правую и левую группы шестерен, отличающихся одна от другой только направлением вращения, сообщаемого ими включенным в каждую группу правому и левому ведущему ролику 9, имеющему на своей окружности бархатную канавку для перемещения прижатой к ним нажимными роликами 31 карты местности.

При повороте на 360" вправо или влево вокруг оси 4 (в случае, например, поворота на месте) крайние (правая и левая) шестерни 2 также совершают один оборот, свободно вращаясь на осях 17.

На осях 11, неподвижных в данном случае, укреплены выше шестерен 2 первые снизу конические шестерни 1, остающиеся в данном случае также неподвижными (при повороте на месте), в отличие от остальных, выше расположенных конических шестерен, аналогичных с нижними и отличающихся тем, что все они (вышерасположенные) ни в одном из указанных выше трех случаев не остаются неподвижными,- а вращаются как от компаса, так и от указателя пройденного пути. Помощью специальной подшипниковой каретки 76 в нижнюю коническую шестерню включена вторая коническая шестерня, свободно вращающаяся не только на своей горизонтальной оси 18 в подшипниках 33, но могущая также вместе с кареткой 16 вращаться вокруг вертикальной оси 11, приводя при этом в движение свободно вращающуюся на оси !1 выше расположенную пару конических, жестко между собою связанных шестерен, верхняя из которых сцеплена с верхней конической шестерней, жестко вместе с ведущим роликом 9 насаженной на горизонтальной (верхней) оси 10, вращающейся в подшипниках 15. На правой и левой шестернях 2 укреплены поводковые угольники 17 (фиг. 3 и 1), которые при повороте шестерен 2 поворачивают на такой же угол каретку 16 с насаженной на оси 18 конической шестерней вокруг оси 11. При неподвижной при этом нижней конической шестерне, связанной с осью 11 с червячной шестерней 5 (ниже шестерни 2) один оборот каретки 16 заставит сделать два оборота конической пары, включенной сверху, которая, в свою очередь, эти два оборота передаст ведущему ролику 9 через жестко связанную с ним горизонтальной осью 10 такую же коническую шестерню. Таким образом, при одном обороте оси 4 каждый из ведущих роликов 9 делает два оборота, причем, как это легко видеть из фиг. 3, направление вращения их будет различно. При повороте центральной шестерни 2 по часовой стрелке (рассматривая сверху) на один оборот левый ведущий ролик 9 сделает два оборота от наблюдателя, а правый — два оборота по направлению к наблюдателю.

Ведущие ролики 9 расположены на точно одинаковых расстояниях от центра прозрачных пластин 14 и 19 и расстояние между ними точно отвечает удвоенному их диаметру.

При этих условиях два оборота каждого из роликов 9, сделанные одновременно в разном направлении, передвигая карту, прижатую к ним нажимными роликами 31, точно на одинаковое расстояние, но в различном направлении, этим самым повернут планшет (карту) точно на 360 вокруг точки стояния машины, совмещенной указателем 32 с центрами стекол 14 и 19, т. е. при повороте машины на месте на 360 (или иной угол) сохранится совмещение линии N — S компаса и карты, а отсюда ясно, что при любых поворотах машины карта будет оставаться ориентированной по линии N — S.

В случае движения по прямой угол, образуемый линией N — S и осью машины (направлением пути), остается неизменным, а следовательно ось 4 (фиг. 3) следует рассматривать как неподвижную, что, в свою очередь, делает неподвижными поводковые угольники 17, укрепленные на шестернях 2, каретку 16 с подшипниками 33, причем при неподвижной каретке 1б свободно укрепленная в ней на своей горизонтальной оси 18 коническая шестерня может вращаться вокруг своей оси, являясь передаточной между сцепленной с ней снизу конической шестерней, насаженной на оси 11, и верхней конической парой, свободно вращающейся на оси 11 и передающей вращение тем же ведущим роликам 9. При не изменяющемся курсе и неподвижных при этом шестернях 2 работать будет только показатель пройденного пути. Гибкий или другой вал, соединенный соответствующим образом с лагом, колесом машины или другим прибором, определяющим величину пройденного пути, включен соединительной муфтой в червячную ось 8 (фиг. 1) прибора при определенном, отвечающем масштабу данной карты, передаточном числе оборотов. Имея в виду возможность применения карт различного масштаба, во избежание изменения деталей конструкции самого прибора, необходимо между гибким валом, связанным с колесом машины, и червячным валом 8 включить специальный переключатель масштабов наподобие коробки скоростей.

В данной конструкции введены по две червячных пары (ориентируясь на приближение к малым масштабам) для каждой из двух групп шестерен. Два червяка 8, нарезанные на оси (фиг. 1), сцепляются с шестернями 7, насаженными на оси 3, несущими на себе червяки 6 (фиг, 4), сцепленные с червячными шестернями 5, жестко соединен- . ными (как и нижние конические шестерни) с вертикальными осями 11 (фиг. 3).

При передвижении по прямой и вращении валиком 8 (фиг. 1) червячных шестерен 5 (фиг. 3) нижние конические шестерни передают свое вращение .ерез среднюю и верхние конические шестерни ведущим роликам 9, причем, как это легко проследить по чертежу, вращение обоих роликов 9 в этом случае будет, в отличие от предыдущего случая, не в разном направлении, а в одном, и число их оборотов будет одинаково, что обусловит передвижение карты в одном направлении по прямой с перемещением одинаковым как правым, так и левым роликами 9 под указателем-иглой (или карандашом) 32; при соответствии передаточного числа масштабу карты получается проложение на ней пройденного пути.

Сопоставляя первый и второй случаи, т. е. рассматривая вращение шестерен обеих групп при одновременном вращении как оси 4 компаса, так и оси 8 измерителя пути, что имеет место при следовании по кривой, можно видеть, что ведущие ролики 9 (правый и левый) будут иметь вращение вокруг своей оси неизбежно с разными скоростями, причем отношение скоростей будет обратно пропорционально радиусу описываемой машиной дуги, а наличие большого числа оборотов будет у того ведущего ролика 9, который расположен на стороне, противоположной направлению поворота, что обусловит перемещение карты по кривой под указателем 32, т. е. и в этом случае определится место нахождения машины в данный момент.

Предмет изобретения.

1. Прибор для прокладывания на карте пройденного пути с постоянно ориентируемым в пространстве планшетом и с передвигаемой по планшету под указателем или пишущим приспособлением картой при помощи приводимых от ведущего колеса и т. п. фрикционных роликов, отличающийся тем, что для сообщения уложенной на столике 12 машины карте (фиг. 2 и 3) вращательного движения около указателя или пишущего приспособления 32 и для сообщения ей же поступательного движения применены зубчатые системы 1, 1 и каретки 76 с диференциальными устройствами, из которых нижние шестерни зубчатых систем 1 и каретки 16 жестко насажены на оси 17, вращаемые o T вала 4, соединенного с осью гироскопа посредством шестерен 2, причем крайние из них снабжены угольниками 17, воздействующими на каретки 16, с целью вращения через посредство зубчатых передач фрикционных роликов 9, касающихся нижней стороны карты, в различные стороны, для сообщения же карте поступательного движения, пропорционального пройденному пути, применены червячные шестерни 5, жестко насаженные на оси 11 и приводимые во вращение передачами от ведущего колеса повозки, лага и т. п., с целью вращения при посредстве тех же передач фрикционных роликов 9 в одну и ту же сторону.

2. В приборе по п. 1 применение в столике 12 центрального выреза, прикрытого прозрачной пластиной 14 с нанесенной на ней прямоугольной сеткой и расположенной под ней второй прозрачной пластиной 19 с компаснымиделениями, освещаемыми на просвет лампочкой 20.

3. В приборе по пп. 1 и 2 применение нажимного приспособления, укрепленного на кронштейне 22 корпуса 23 и состоящего из насаженных на ось 25 кареток 26 с нажимными роликами 31, расположенными против фрикционных роликов 9.

Прибор для прокладывания на карте пройденного пути Прибор для прокладывания на карте пройденного пути Прибор для прокладывания на карте пройденного пути Прибор для прокладывания на карте пройденного пути Прибор для прокладывания на карте пройденного пути Прибор для прокладывания на карте пройденного пути 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к преобразованию и расшифровке картографических изображений и может быть использовано для прогнозирования месторождений нефти и газа до начала геологоразведочных работ
Наверх