Патент ссср 410250

 

! Всеооюзнап пане:. г, о . к.;;.:(ля ои о G

E О П

ИЗОБРЕТЕНИЯ

4I0 250

Сооз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. G Olc 23/00

Заявлено 02.XII.1970 (№ 1618988/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05Л.1974. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 8Л .1974

Гостдарственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий

УДК 621-525(088.8) Авторы изобретения

Ю. И. Дьячков и В. И. Яковлев

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАЛА

ОТНОСИТЕЛЬНО СУДНА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

t(q — q,) — jv siII qdt = О, 0

Предлагаемое устройство предназначено для выработки текущего курсового угла на трал. Оно может быть установлено на любом рыбопромысловом судне, использующем для ловли рыбы разноглубинный трал.

Известно устройство для индикации положения трала, содержащее следящие системы курса судна и угла дрейфа и датчик угла положения трала. Это устройство не позволяет определить положение трала относительно судна в горизонтальной плоскости. Знание курсового угла на трал необходимо при прицельном тралении, когда используется разноглубипный трал. Если не учитываются перемещения косяка и трала, производится большое число пустых тралений, Предложено устройство для индикации положения трала относительно судна в горизонтальной плоскости, отличающееся тем, что для расширения области применения и повышения точности индикации, оно содержит интегропривод, подключенные к одному из его входов усилитель, вход которого соединен с выходом датчика угла положения трала, датчик горизонтальнои длины ваеров, выход которого соединен с другим входом интегропривода, два сумматора. Один из входов первого сумматора соединен с выходом следящей системы курса судна, другой вход — с выходом иптегропривода. Один из входов второго сумматора соединен с выходом следящей системы угла дрейфа, выход — со входом датчика угла положения трала. Кроме того, в устройство введен датчик текущего курсового угла трала, выход которого соединен с выходом устройства, а вход — с другим входом второго сумматора и выходом первого сумматора, к которому подключен индикатор текущего курсового угла.

10 Движение трала с достаточной для практических целей точностью может быть oii«

v — скорость судна;

20 qo — начальный курсовой угол на трал;

q — текущий курсовой угол на трал;

t — время от начала маневра.

Поскольку начальный курсовой угол на трал может быть вызван либо изменением курса судна, либо изменением угла дрейфа (даже при IiocTQIIHiIohl курсе), то необходимо при расчете учитывать оба фактора. Если изменение угла дрейфа приводит к новому уг30 лу положения равновесия трала q, то измене410250 ние курса с течением времени полностью исключается.

Следует отмстить, что при установке начального курсового угла на трал gp должен учитываться остаточный угол недоходя трала к положению равновесия от предыдущего маневра.

Так1гм образом, с целью выработки теку1цего курсового угла на трал д необходи;Io Iieпрерывно производить интегрирование по формуле (1) входно i информации от лага, компаса и дрейфомера.

Для этого интегратор и датчик угла положения трала включают в замкнутую цепь, в которую через суммирующие элементы в определенной последовательности вводится информация об IiislieIIQIIHH I ) I1cQ> угля дрейфя Ii cKQрости судна.

На чертеже показана блок-схема предложенного устройства для индикации положения трала относительно судна.

Интегратор представляет собой интегропривод с переменным возбуждением тахогенератора, состоящий из асинхронных двигателя и тахогепсратора 1, усилителя 2, датчика 3 горизонтальной длины ваеров, масштабного трансформатора 4 и фазиру1още-компенсирующего устройства 5. Б качестве датчика 6 угла положения трала применен синусно-косинуспый вращающийся трансформатор с возбуждением напряжения от лага, пропорциональным скорости судна. Сумматорами 7, 8 являются механические дифференциалы. Следящие системы курса и угла дрейфа содержат датчики 9 и 10, усилители 11 и 12 и двигатели 13 и 14 соответственно. В линию ввода величины изменения курса ЛК введена муфта 15. Линейный вращающийся трансформатор 16 и датчик текущего курсового угла трала (синуснокосинусный вращающийся трансформатор)

17 введены в схему для выдачи данных о положении трала в системы автоматики или на визуальный индикатор типа электроннолучевой трубки. Отсчеты показаний прибора производятся по шкалам индикаторов: шкале

18 горизонтальной длины ваеров 1; шкале 19 текущего курсового угла па трал q; шкале 20 угла дрейфя а; шкале 21 равновесного курсового угла на трал q.

Схема работает следующим образом.

При вкл!очении устройства электромагнитная тормозная муфта 15 отключает кинематическую линию ввода ЛК; а следящие системы курса и угла дрейфа согласовывают свои датчики с показаниями компаса и дрейфомера.

По истечении достаточного времени трал устанавливается,по линии пути судна (с учетом угла дрейфа), а показания шкал 19 и 21 совпадают. После этого через кнопку 22 муфта 15

ОТКЛ1ОЧЯЕТСЯ И КИНЕМ ЯТИЧССКИ ЗЯМЫКЯЕТ ЛИни!о ввода ЛК. Рукояткой ручного ввода вводится значение горизонтальной длины ваеров l. Устройство готово к работе. При измепении угля дрейфя 1!Зме1!яется значение равновесного курсового угла q, что отражается ня шкале 21. Однако для прихода трала в это поло1кение требуется определенное время, поэтому показания шкалы 21 сохраняются.

Новое значение угла дрейфа через сумматор

8 поступит па разворот датчика 6 угла положения трала, запитанпого напряжением, пропорциональным v. С синусной обмотки этого датчика сип!Ял, пропорциональный vsin (qpgy+

+Ла), поступит на сравнение с напряжением, вырабатываемым тахогенератором 1 интегропривода. Скорость вращения двигателя интегропривода установится при равенстве сравниваемых напряжений, а так как возбуждение тахогенератора пропорционально l, то скорость вращения двигателя будет равна

d(j v

Ж 1

= — si!I (q+ Ла). (2) 20

3а некоторый промежуток времени угол поворота вала иптегропривода находят по форму лc

h = ) — я!и 1 + ла1ж.

l (3) Этот угол алгебраически складывается с уг®0 лом разворота линии отСчета курсового угла, и показания шкалы q приближаются к значению q. При развороте ротора датчика 6 через сумматор 8 на угол — Ла система займет новое положение равновесия, при котором сиг35 нал с синусной обмотки датчика 6 будет равен нулю.

При маневрировании судна величина угла изменения курса через сумматор 7 поступает в линию отсчета курсового угла и изменяет

40 показания шкалы 19. В результате через сумматор 8 ротор датчика 6 поворачивается на угол (q„,— ЛК) . С синусной обмотки датчика 6 на вход интегропривода поступает напряжение, пропорциональное vsin (q — ЛК) . За

45 время t угол разворота вала интегропривода составит:

50 о

Через сумматор 7 сигнал, пропорциональный этому углу, поступит в линию отсчета курсового угла и изменит показания шкалы

19, приближая их к показанию шкалы 21, ко55 торое осталось без изменений. Через сумматор 8 сигнал, пропорциональный углу и, будет возвращать ротор датчика 6 в исходное положение. Система придет к равновесие, когда с синусной обмотки датчика б поступит нуле60 вой сигнал, что свидетельствует о возвращении ротора датчика 6 в прежнее положение (поворот от интегропривода на угол ЛК).

Если новый маневр будет осуществлен до окончания полной отработки интегроприводом

65 предыдущего изменения, курсовой остаточный

410250

Предмет изобретения

Составитель А. Шилейко

Корректоры: Л. Корогод и А. Николаева

Редактор T. Орловская

Техред T. Ускова

3 а к аз 1064/12 Изд. № 334 Тираж 760

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4 5

Подписное

Тапопрафия, rrp. Сапунова, 2 угол будет присутствовать и в линии отсчета, и в развороте ротора датчика 6 угла положения трала. Таким образом, показания шкалы а в л1обой момент времени соответствуют голожепил трала относительно судна (его диаметрал л1ой плоскости), т. е. устройство непрерывно вырабатывает значение текущего курсового угла на трал.

Устройство для индикации положения трала относительно судна в горизонтальной плоскости, содержащее следящие системы курса судна и угла дрейфа и датчик угла положения трала, отличающееся тем, что, с целью расширения области применения и повышения точности индикации, он содержит интегропривод, подключенные к одному из его входов усилитель, вход которого соединен с выходом датчика угла положения трала, датчик гори5 зонтальный длины ваеров, выход которого соединен с другим входом интегропривода, два сумматора; один из входов первого сумматора соединен с выходом следящей системы курса судна, другой вход — с выходом интегро10 привода; один из входов второго сумматора соединен с выходом следящей системы угла дрейфа, выход — со входом датчика угла положения трала, и датчик текущего курсового угла трала, выход которого соединен с выхо15 дом устройства, а вход — с другим входом второго сумматора и выходом первого сумматора, к которому подключен индикатор текущего курсового угла.

Патент ссср 410250 Патент ссср 410250 Патент ссср 410250 

 

Похожие патенты:

Опте // 404285

Изобретение относится к области разработки навигационного оборудования самолетов и вертолетов, на которых в полете производится выставка инерциальной навигационной системы по курсу после ее повторного запуска

Изобретение относится к средствам вооружения вертолетов и самолетов, обеспечивающих прицеливание и применение оружия

Изобретение относится к авиастроению, в частности к комплексам бортового оборудования вертолетов, обеспечивающих боевое применение на основе целераспределения и целеуказания между взаимодействующими в группе ударными и разведывательными вертолетами при выполнении координированных фронтовых операций

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к бортовым комплексным системам, обеспечивающим боевое применение средств противодействия и поражения
Наверх