Устройство разгруз!<и масляных насосов

Авторы патента:


 

О П И С А Н И Е 00 422641

ИЗОБРЕТЕНИЯ, Союз Советских

Социвлистимеских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства 307922 (22) Заявлено 24.05.71 (21) 1659289/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.04.74. Бюллетень Х 13

Дата опубликования описания 12.09.74 (51) М. Кл. В 60k 21. 06

Гоеударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.585..522 (088,8) (72) Антс ры

11300реTенпя

В. П, Тарасик, M. Н. Жук и Э. P. Геннинг (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО РАЗГРУЗКИ МАСЛЯНЫХ НАСОСОВ

Изобретение относится к гидравлической системе управления гидромеханических передач транспортных средств, например автомобилей и тягачей.

По основному авт. св. ¹ 307922 известно устройство, обеспечивающее разгрузку одного масляного насоса при работе другого. Особенность этого устройства состоит в том, что обратные клапаны переднего и заднего насосов расположены соосно один против другого, причем обратный клапан переднего масляного насоса установлен в корпусе с зазором и выполнен с выступом, взаимодействующим с обратным клапаном заднего насоса.

Однако известные устройства при разгрузке заднего насоса не обеспечивают отключение его от привода, что снижает коэффициент полезного действия гидромеханической передачи, а также срок службы заднего насоса и привода.

Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что в приводе заднего насоса установлена муфта, управляемая посредством гидравлического цилиндра, содержащего подпружиненный поршень, одна из полостей перед которым сообщена с каналом нагнетания заднего масляного насоса, а противоположная полость — с каналом нагнетания переднего насоса. Это повышает долговечность заднего масляного насоса.

Муфту целесообразно выполнить шариковой, имеющей продольные пазы во внутреннем отверстии наружной обоймы, а ее ведомый вал выполнить с прорезями, в которых

5 расположить шарики, взаимодействующие с толкателсм, имеющим коническую поверхность и управляющимся через шарик в шток поршня гидравлического цилиндра.

Такое устройство позволяет отключать

10 задний насос от привода и тем самым ликвидирует бесполезный износ его и дополнительные затраты мощности на привод.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

15 Устройство состоит из обратного клапана

1 переднего насоса, пружины 2 обратного клапана переднего насоса, обратного клапана 3 заднего насоса, пружины 4 клапана заднего насоса и корпуса механизма 5. Каналы

20 б и 7 всасывания переднего и заднего насоса соединены с масляным баком 8.

Подпружиненные клапаны 1 и 3 не имеют между собой жесткой связи. Клапан 1 служит для разъединения полостей нагнетания

25 переднего и заднего насосов в момент отключения заднего насоса, а также для принудительного открытия выступом 9 клапана

3 заднего насоса, что переводит задний насос на режим работы «сам на себя» перед

30 его механическим отключением. Канал а со422641 единяет нагнетание переднего насоса с полостью А и полостью пружины 2. По каналу б жидкость поступает к редукционному клапану гидросистемы. Гlо каналу в жидкость от заднего насоса поступает в полость b механизма. Канал соединяет полость пружины

4 со всасыванием заднего насоса.

Устройство для механического отключения заднего насоса состоит из цилиндра с поршнем 10, толкателя 11, промежуточного шарика

12, вала 13 привода заднего насоса, соединенного шлицами с ведущей шестерней заднего насоса; шестерни 14 привода заднего насоса, входящей в зацепление с шестерней 15 ведомого вала гидропередачи; пружины 16 включения заднего насоса, расположенной между толкателем 11 и опорой 17. В прорезях вала

13 расположены шарики 18. В шестерне 14 выполнены продольные пазы, в которые могут входить шарики 18 при перемещении толкателя 11.

Полость В цилиндра дроссельным отверстием постоянно соединена с полостью A и полостью пружины 2. Полость Г цилиндра постоянно соединена с каналом в нагнетания заднего насоса.

Устройство работает следующим образом.

Когда оба насоса не работают, механизм находится в положении, изображенном на чертеже. В этом случае давление в полостях

В и Г цилиндра отсутствует, и поршень 10 под действием пружины 16 передвинут в крайнее левое положение. При этом шарики 18, находящиеся в прорезях вала 13 привода, конусной поверхностью толкателя 11 выдавливаются в цилиндрические пазы шестерни 14 привода заднего насоса и тем самым соединяют эту шестерню с валом привода и далее через шлицы — с шестерней заднего насоса.

Обратный клапан 1 переднего насоса выступом 9 упирается в обратный клапан заднего насоса. Ввиду того, что пружина 4 имеет усилие большее, чем пружина 2, клапан 1 удерживается принудительно в открытом положении. Таким образом задний насос в неработающей гидропередаче оказывается всегда автоматически подключенным к своему приводу. Если при этом шестерня 14 остановилась в таком положении, что цилиндрические пазы в ней не находятся против шариков 18, то последние не могут соединить шестерню с валом

13 привода. Однако и в этом случае привод постоянно готов к включени|о, так как при небольшом повороте шестерни 14 в первый момент буксировки транспортного средства пружина 16 немедленно вводит конусной поверхностью толкателя шарики 18 в канавки шестерни 14.

При вращении только заднего насоса, например, при буксировке транспортного средства рабочая жидкость нагнетается по каналу в в полость А механизма. Обратный клапан 1 переднего насоса выступом 9 отходит от клапана 3, и магистраль нагнетания заднего насоса оказывается подключенной к каналу

4 б, подводящему жидкость в гидросистему передачи. олости Ы и 1 цилиндра находятся под одинаковым давлением, и поршень от>, ат пру>кинои i6 в краинее левое положение, аким образом при оуксировании автомооиля задний насос постоянно соединен с его приьодом. A.íàëoãè÷íî работает механизм B том случае, если давление, развиваемое передним насосом, недостаточно для раооты гидросистемы.

При ра îòå переднего насоса в момент,,когда автомооиль не движется, и задний насос не работает, масло под давлением поступает от переднего насоса по каналу а в полость пружины 2, закрывает обратный клапан 1 и далее по каналу б подается в гидросистему.

Обратный клапан 1 выступом 9 поднимает ооратныи клапан 3 и сжимает пружину 4.

Одновременно жидкость поступает в полость

Ы цилиндра и перемещает поршень 10 вправо в положение, когда против шариков 18 устанавливается цилиндрическая поверхность толк ателя 11 меньшего ди а метр а. Б этом положении шарики угке нс соединяют шестерню 14 с валом 13 привода, и задний насос отключаетcs> от привода и при движении автомобиля не работает, а полость Г цилиндра через открытый клапан 3 соединяется с магистралью всасывания заднего насоса.

Цилиндрические пазы в шестерне 14 имеют глубину меньше, чем радиус шариков 18, поэтому при вращении шестерни они не могут заклиниться между шестерней и валом 13 привода.

В момент начала работы двигателя при запуске его с буксира, как только возрастет давление переднего насоса, клапан 1 закрывается, а клапан 3 открывается и соединяет канал в с линией всасывания Д. Задний насос начинает работать без нагрузки. Давление от переднего насоса передается в полость циличдра через дроссельное отверстие и, поскольку полость Г соединена с линией всасывания, поршень 10 перемещается вправо и выключает привод к заднему насосу. Шарик

12 не позволяет передавать вращение от толкателя 11 к поршню 10 при работе заднего насоса. Наличие дроссельного отверстия между полостями А и В позволяет исключить возможность выключения заднего насоса при неустановившемся давлении в канале нагнетания переднего насоса, вызванном неустойчивой работой двигателя в начальный момент запуска буксировкой. Это ликвидирует цикличность работы механизма на данном режиме.

Таким образом предлагаемое устройство позволяет управлять приводом заднего насоса на различных режимах работы транспортного средства, вследствие чего увеличивается долговечность и к. и. д. гидропередачи.

Предмет изобретения

1. Устройство разгрузки масляных насосов по авт. св. № 307922, отличающееся

422641 (оставителв М, Жук

Текрсд Л. Богданова

Редактор С. Титова

Корректор Н. Аук

Заказ 2218i8 Изд. М 673 Тпракк 678 Подписное

Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изооретсипй и открытий

Москва, )К-35, Раугпская наб., д. 1/5

Типография, нр. Сапунова, 2 тем, что, с целью повышения долговечности заднего масляного насоса, в его приводе заднего насоса установлена муфта, управляемая посредством гидравлического цилиндра, содержащего подпружиненный поршень, одна из полостей перед которым сообщена с каналом нагнетания этого насоса, а противоположная полос;ь - с каналом нагнетания переднего насоса.

2. У тр0! icT..о по п. 1, отличающееся тем, что муфта выполнена шариковой, имеющей продольные пазы во внутреннем отверстии наружной обоймы, а ее ведомый вал выполнен с прорезями, в которых расположены шарики, взаимодействующие с тол к ателем, имеющим коническую поверхность и управляемым через шарик в шток поршня гидравлического цилиндра.

Устройство разгруз!<и масляных насосов Устройство разгруз!<и масляных насосов Устройство разгруз!<и масляных насосов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх