Универсальный шарнир

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 17.10.72 (21) 1837271/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 15.07.74. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 09.12.74 (51) М. Кл. F 16d 3140

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. М. Шмаков и П, А. Садчиков (71) Заявитель (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР

На фиг. 1 представлен предлагаемый шарнир при нулевом угле между валами, продольwe сечение; на фиг. 2 — поперечное сечение по А — А на фиг. 1.

Универсальный шарнир состоит из двух валов 1, 2, выполненных заодно с вилками 3, 4, между которыми расположены две пары роликов 5, 6; одна пара роликов 5 меньшего среднего диаметра (с углами конусности а), дру

10 гая пара роликов 6 большего среднего диаметра (с углами конусности P). Угол конусности Р больше угла конусности а не менее чем на 3 .

Одна пара роликов выполнена заодно с

15 осью 7, другая пара — заодно с осью 8 с отверстием. Конусные ролики имеют канавки

9, при помощи которых они фиксируются в биссекторной плоскости между валами по косым зубьям 10. Механизм шарнира заключен

20 в центрирующий кожух 11, который выставляется в бисекторную плоскость выступами 12 на торцах роликов. При передаче крутящего момента с некоторым углом между валами 1, 2 усилие пере25 дается одной вилкой посредством одной пары роликов на другую вилку. Вторая пара роликов нагружается при передаче крутящего момента в обратном направлении. Ролики 5, 6 устанавливаются в биссекторной плоскости без

30 трения скольжения благодаря кинематике (образующие конусной поверхности роликов и

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между двумя валами с пересекающимися осями.

Известен универсальный шарнир, содержащий две вилки, взаимодействующие между собой при помощи попарно жестко связанных конических роликов с образующими в каждой паре, пересекающимися в центре вращения шарнира, причем конусность пар конических роликов одинакова.

На практике вращение передается в основном в одном направлении, например в автомобиле, где длительность движения задним ходом весьма незначительна. При этом в основном работает и интенсивно изнашивается одна пара роликов, что снижает нагрузочную способность и долговечность шарнира.

Увеличение нагрузочной способности и долговечности предлагаемого шарнира обеспечивается за счет того, что конусность пары конических роликов, работающих при передаче крутящего момента в одном направлении, не менее чем на 3 превышает конусность второй пары конических роликов, работающих при передаче крутящего момента в обратном направлении.

Это дает возможность увеличить средний диаметр роликов одной пары и поперечное сечение вилок за счет уменьшения среднего диаметра роликов другой пары.! (») 436l86

436186 беговых дорожек вилок пересекаются в центре шарнира) и дополнительно фиксируются в этом положении механизмом, состоящим на вилках из косых зубьев 10, а на роликах — из профилированных канавок 9. Центрирующий кожух 11 с внутренней сферической поверхностью, взаимодействуя с внешней сферической поверхностью вилок 3, 4, обеспечивает надежное шаровое соединение двух вилок на всем диапазоне рабочих углов шарнира.

Для предотвращения проворачивания центрирующего кожуха 11 и для установки его в биссекторную плоскость между осями вилок кожух связан с роликами при помощи выступов 12.

Это обеспечивает надежность шарового соединения вилок и дает возможность иметь по обе стороны кожуха небольшие резиновые чехлы (на чертеже не показаны), испытывающие угловую деформацию, в два раза меньшую обычной (при жесткой связи центрирующего кожуха с одной из вилок).

Наличие двух пар роликов с разными углами конусности не менее чем 3 (а ) позволяет выполнить пары с осями заодно, осуществить простую предварительную сборку, так как ролик с меньшим углом конусности проходит в отверстие оси 8, дает возможность иметь

5 небольшое пространство в центре шарнира для размещения осей 7, 8, увеличить поперечное сечение вилок и средний диаметр наиболее интенсивно изнашиваемых роликов переднего хода.

Предмет изобретения

Универсальный шарнир, содержащий две вилки, взаимодействующие между собой при помощи попарно жестко связанных коничес15 ких,роликов с образующими в каждой паре, пересекающимися в центре вращения шарнира, отличающийся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности и долговечности, конусность пары конических роликов, 20 работающих при передаче крутящего момента в одном направлении, не менее чем на 3 превышает конусность второй пары конических роликов, работающих при передаче крутящего момента в обратном направлении.

436186

Фиг.2

Составитель И. Антипова

Редактор К. Шанаурова Техред Л. Богданова Корректор Е. Рогайлина

Заказ 3314/10 Изд. № 1829 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Универсальный шарнир Универсальный шарнир Универсальный шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам для соединения валов с перекосом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для соединения валов, передающих вращение под различными углами или работающих с перекосом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для соединения валов, передающих высокие крутящие моменты

Изобретение относится к двойным карданным шарнирам для приводов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к машннострое нию и м

Изобретение относится к машиностроению, в частности к игольчатым подшипникам
Наверх