Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 13.12.71 (21) 1723548/25 — 8 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05 07.76 Бюллетень № 25

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 440033 (51) М. Кл.

В 23 F 5/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам иэаоретений н открытий (53) УДК 621.914.7.04:

: 621.833.621.924.6. .04 (088.8) (45) Дата опубликования описания 14.07.76 (71) Заявитель

Ростовский государственный университет

1-.101 ° Г 3 Эб (54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ ПАРЫ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ (72) Авторы изоб етения В. И. Короткин и Г. А. Журавлев

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано для нарезания зубьев колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.

Известен способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производят отдельной червячной фрезой.

Цель изобретения — получение зубчатой пары с 10 зацеплением Новикова с уменьшенными осевыми усилиями.

Для этого фрезы выполняют с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяю- 15 щимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения шага для одноименных сторон зубьев обеих фрез противоположны. 20

На фиг. 1 изображена червячная фреза для нарезания первого колеса пары, осевое сечение с обозначениями шагов по левой стороне зубьев; на фиг. 2схема диагонального фрезерования зубьев первого 25 колеса пары, например, с левым направлением винтовой линии зуба.

Фрезу 1 для нарезания зубьев первого колеса пары выполняют с постоянным осевым шагом т. витка HR соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба (след этих цилиндров в плоскости чертежа изображен соответственно линиямиййи

ЪЪ).

По мере удаления от этих цилиндров шаг витка выполнен плавно изменяющимся. Так, для головки зуба фрезы с удалением от линииапк вершине зуба шаг витка на соосных цилиндрах плавно увеличивается, а с удалением в сторону начальной прямой, производящей рейки фрезы, — плавно уменьшается. Например, на цилиндре, след которого изображен линией сс, шаг Р,, больше шага t, а йа иилинд

ri ре,след которого изображен линией dd шаг а меныгтт ше шага +. Для ножки зуба с удалением от лийии ее к основанию зуба шаг витка плавно увеличивается, а с удалением в сторону начальной прямой -плавно уменьшается. Например, на цилиндре, след которого изображен линией ее, шаг Р, больше шага t,a и на цилиндре, след которого изображен линией т т, шаг Ф меньше шага т..

« г н

Кроме того, на всех соосных цилиндраз исключая

3 моозз делительные (co следами ааидЪ), шаг витка выполнен переменным, т. e.: ... ит,д., Г1 Г а 5Г Ъ и д

i с Р ...итд, н н tн, %н, Нauрaвлeниe изменения шага по противоположной

Ю (п;>авой) стороне зубьев фрезы выполняют либо таким же, либо противоположным направлению изменения

à-.à по левой стороне (в случае обработки колес, предназначенных для работы с реверсивной нагрузкой) .

Фрезу для нарезания зубьев второго колеса пары выполняют аналогично, только направление изменения шага противоположно такому направлению для одноименной стороны зубьев первой фрезы.

Выполненные таким образом червячные фрезы имеют в пределах длины - профилирующей режущей час- М ти плавно увеличивающуюся (или уменьшающуюся) величину проекции на начальную плоскость отрезко: нормалей к дуговым профилям зубьев производящей рейки фрезы от теоретических точек контакта до полюсной линии. N

Фрезы работают следующим образом.

Фрезе 1, установленной на зубофрезерном станке, сообщают движение диагональной подачи в направлении Sg под углом ) к оси нарезаемого колеса 2, Угол выбирают с учетом использования всей длины L профилирующей режущей части фрезы. В процессе обработки определенные зубья фрезы профилируют зубья нарезаемого колеса в определенном сечении по их длине. Так, первый профилирующий зуб фрезы, расположенный у ее левого торца, нарезает зубья колеса в сечении A — A, а последний зуб — в сечении Б — Б.

В результате нарезаемые зубья получаются с плавно увеличивающейся или уменьшающейся от одного торца колеса к другому величиной проекции на начальную плоскость отрезков нормалей к профилям от теоретических точек контакта зубьев колес до полюсной линии.

При зацеплении зубьев колес пары линии зацепления ВВ располагаются под углом к осям колеса.

Формула изобретения

Способ диагональногс фрезеровдния зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производят отдельной червячной фрезой, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью получения зубчатой пары с зацеплением Новикова с уменьшенными осевыми усилиями, фрезы выполняют с постоянным осевым шагом витка на сооснъrx цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения шага для одноименных сторон зубьев обеих фрез противоположны, 440033

Фиг. 1

Редактор Н. Василькова

Заказ 2963/216 с а д

f ь е

Составитель В. Слиткова

Техред О. Лугова» Корректор А Гриденко

Тираж 1178 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная 4 с а

Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для нарезания некруглых колес с прямым и винтовым зубом червячной фрезой

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, станкостроению, редукторостроению, тракторостроению, краностроению, самолетостроению, производству силовых эвольвентных зубчатых передач, применяемых в приводах машин и в их коробках

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к области станкостроения, к нарезанию некруглых зубчатых колес с винтовыми и прямыми зубьями червячной фрезой

Изобретение относится к области машиностроения, обработке червячными фрезами

Изобретение относится к области машиностроения, цепным передачам

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в шлицефрезерных станках

Изобретение относится к машиностроению, к обработке металлов резанием, в частности к способам обработки червячными сборными фрезами, и может быть использовано для обработки зубофрезерованием с упрочнением зубьев колес методом обкатывания
Наверх