Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне

 

т ткЗЗНАЯ бнблиотеиа ЫБА 1

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 4440 3

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.04.73 (21) 1901792/25-27 (51) М. Кл. F 16Ь 39/10 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР (32) Приоритет

Опубликовано 25.09.74. Бюллетень ¹ 35

Дата опубликования описания 04,05.75 (53) УДК 621.882.5 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретен ия

А. С. Гаицевич и М. А. Добкин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ГАЙКИ

НА РЕЗЬБОВОМ СТЕРЖНЕ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известно устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне с помощью стопорного элемента, установленного в диаметральном пазу стержня и взаимодействующего с внутренним храповым венцом гайки, отделенным от резьбы кольцевой канавкой.

Однако известное устройство не обеспечивает достаточной надежности стопорения.

Предлагаемое устройство в отличие от известного имеет стопорный элемент, выполненный из двух частей, подпружиненных одна к другой и сочлененных между собой с помощью торцового выступа, имеющегося на одной части, и вилки — на другой, причем взаимодействующие с храповым венцом концы стопорного элемента имеют скосы и заведенные в кольцевую канавку гайки выступа, а диаметральный паз стержня выполнен íà его торце.

Кроме того, стержни имеют монтажные углубления.

Второй вариант устройства имеет стопорный элемент, выполненный монолитным, в виде z-образной пружинящей пластины.

На фиг. 1 изображено резьбовое соединение в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3, 4, 5 и 6 — стержни в двух проекциях; на фиг. 7 — вид по стрелкам А и Б на фиг. 5 и 6; на фиг. 8 — второй вариант резьбового соединения; на фиг. 9 — стопорный элемент, вид сбоку.

5 Гайка 1 содержит храповой венец 2 с внутренними зубьями 3, с которыми входят в зацепления стержни 4 и 5, помещенные в пазу

6 болта (шпильки) 7.

Стержень 4 имеет выступ 8, а стержень 5—

I0 прорезь 9, которые предназначены для взаимного вилочного их соединения. Кроме того, стержни 4 и 5 имеют по концам частичные скосы 10 для взаимодействия с зубьями 3 и образованные скосами 10 выступы 11, заходя15 щие под зубья 3 в кольцевую канавку 12, чем исключается возможность их осевого смещения. Стержни 4 и 5 имеют также глухие отверстия 13, в которых расположена пружина

14. Для извлечения стержней с пружиной 14

20 из паза 6 болта 7 предусмотрены отверстия

15 (для монтажа) .

Гайку 1 как обычную гайку (без стержней 4 и 5) наживляют на болт 7 и затягивают с заданным крутящим моментом. После этого

25 стержни 4 и 5 в сборе с пружиной 14 с помощью пинцета сближают, вставляют в паз 6 болта 7 и отпускают. При этом стержни 4, 5 своими выступами 11 зайдут под зубья 3 в кольцевую канавку 12, а скосами 10 войдут в

ЗО контакт с зубьями 3.

444013

Cue 7

При случайном или преднамеренном приложении критического момента свертывания гайки зубья 3 внутреннего храпового венца 2 упрутся в плоскости стержней 4 и 5, расположенных в пазу б болта 7, и исключат возмож- 5 ность поворота и свертывания се с резьбовой нарезки.

Если необходимо, гайку можно затянуть дополнительно, при этом скошенные зубья 3 внутреннего храпового венца 2 отожмут lo стержни 4 и 5, которые при каждом повороте венца 2 на один зуб будут заскакивать во впадины ы зубьев 3.

Второй вариант устройства имеет стопорный элемент, выполненный в виде z-образной пру- 15 жинящей пластины 1б со скосами 17, взаимодействующими с храповым венцом 2 гайки 1, и выступы 18, заведенные в кольцевую канавку 12 гайки 1.

Работает устройство аналогично первому 20 варианту.

Предмет изобретения

1. Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне с помощью стопорного эле- 25 мента, установленного в диаметральном пазу стержня и взаимодействующего с внутренним храповым венцом гайки, отделенным от резьбы кольцевой канавкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьпиения надежности соединения, стопорный элемент выполнен из двух частей, подпружиненных одна к другой и сочлененных между собой с помощью торцового выступа, имеющегося на одной части, и вилки — на другой, причем взаимодействующие с храповым венцом концы стопорного элемента имеют скосы и заведенные в кольцевую канавку гайки выступы, а диаметральный паз стержня выполнен на его торце.

2. Устройство по и. 1, от л и ч а ю ще е с я тем, что части стопорного элемента имеют монтажные углубления.

3. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю ще ес я тем, что стопорный элемент выполнен монолитным, в виде z-образной пружинящей плаСТИН 6Т.

444013

Фиг 3!! <5

- !- uñ. б! б

Ф гВ

Фиг. g

Составитель И. Проконнчев

Редактор Д. Пинчук Техред T. Миронова Корректор А. Дзесова

Заказ 1035(2 Изд. ¹ 479 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-З5, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова. 2

Фиг.5

Bud 4,5

Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов
Наверх