Привод подачи заготовки дифракционной решетки

 

и г1

ОП ИС-А НИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

0Ц 446395

Санта Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 29.06.72 (21) 1802833/25-8 с присоединением заявки М (51) Ч. Кл. В 23q 17, 02

Совета Мнннстров СССР по делам изобретений

Опубликовано 15.10.74. Бюллетень Мо 38

Дата опубликования описания 18.04.75 (53) УДК 531.792.3 (088.8) н открытий (72) Авторы изобретенпя

А. И. Малышев, Б. A. Емельянов, И. 3. Семенов, В. H. Козлов и Ю. И. Брайнин (71) Заявитель (54) ПРИВОД ПОДАЧИ ЗАГОТОВКИ ДИФРАКЦИОННОЙ

РЕШЕТКИ

ГосудаРственный комнтет (32) Приоритет

Изобретение относится к прецизионным делительным машинам, используемым для нарезания штрихов на дифракционных решетках.

Известны двухвинтовые делительные машины, имеющие ведущую и делительную каретки, ходовые винты которых кинематически связаны с общим кривошипно-шатунным механизмом. Однако вследствие дискретного метода подачи àãîòîâêè из-за наличия суще- 10 ственной разницы между коэффициентами статического и динамического трения перемещения каретки с заготовкой на малые величины и при малых скоростях ее движения, наблюдается скачкообразное движение карет- 15 ки по направляющим. Величина этих скачков к моменту окончания подачи создает дополнительное усилие, действующее через плоские пружины на верхнюю половину каретки со стороны нижней, которое оказывается раз- 20 личным от штриха к штриху.

Для улучшения качества дифракционных решеток за счет обеспечения постоянства расстояний между нарезаемыми штрихами предлагаемое устройство снабжено дополнитель- 25 ным кривошипно-шатунным механизмом, который установлен на общем валу с первым.

Дополнительный кривошипно-шатунный механизм кипематически связан с ходовым винтом ведущей каретки. Перемещение ведущей 30 каретки заканчивается раньше остановки делительной каретки. Дальнейшее перемещение делительной каретки осуществляется по неподвижной ведущей каретке, исключая ее влияние на точность установки заготовки.

На чертеже изображена кинематпческая схема привода подачи заготовки дифракциоппой решетки.

Привод подачи заготовки состоит пз кривошипно-шатунного механизма. связанного с винтом 1 ведущей каретки 2, состоящего из кривошипа 3, шатуна 4, ползуна-рейки 5, и кривошипно-шатунного механизма, связанного с винтом 6 делптельной каретки 7, состоящего из кривошипа 8, шатуна 9 и ползунарейки 10. Оба крпвошипа закреплены на одном общем валу ll, который приводится в движение электродвигателем 12, причем кривошип 3 развернут по направлению вращения кривошипа 8.

Ползуны-рейки 5 н 10 связаны с зубчатыми колесами 13 и 14, которые при помощи собачек 15 и 16 связаны с храповыми колесами

17 и 18 и через червячные пары 19 и 20 с ходовым винтом 1 ведущей каретки 2 и с ходовым винтом 16 делительной каретки 7.

Ведущая каретка 2 и делнтельная каретка

7 связаны плоскими пружинами 21. Контроль за положением заготовки 22 осуществляется пнтерференционным растровым датчиком, со446395 стоящим из отражательной днфракционной решетки-шкалы 23, укрепленной неподвижно на станине 24 машины, и прозрачной дифракционной решетки-индекса 25, установленной на делительной каретке. Интерференционный датчик управляет работой электромагнитной муфты 26, установленной между храповым колесом 18 и червячной парой 20.

Привод работает следующим образом.

Вращение от электродвигателя 12 передается валу 11 с сидящими на нем кривошипами 3 и 8, и с помощью последних преобразуется в возвратно-поступательное движение реек 5 и 10. Перемещаясь, рейки поворачивают на некоторый угол зубчатые колеса 13 и 14, а следовательно, и жестко соединенные с ними собачки 15 и 16. Кинематика привода обеспечивает одновременное зацепление собачек 15 и 16 с храповыми колесами 17 и 18.

При перемещении реек 5 и 10 в рабочем направлении электромагнитная муфта 26 включена и обеспечивает жесткую кинематическую связь храпового колеса 18 с червячной парой 20. При дальнейшем вращении кривошипов 3 и 8 вращение зубчатых колес 13 и

14 передается через храповые колеса на червячные пары 19 и 20 далее на ведущий и делительный винты 1 и б, которые перемещают соответствующие каретки. Поскольку кривошип 3 имеет радиус больший, чем кривошип

8, и развернут в направлении движения, рейка 5 движется с большей скоростью и прекращает свое движение раньше, чем рейка 10, а соответственно, и каретки 7. После оставовки каретки 2 каретка 7 продолжает движение, перемещая заготовку на заданную величину, и фиксируя ее растровым датчиком, который выделяет сигнал на отключение электромагнитной муфты 26, что приводит к размыканию кинематической цепи и к одновременному торможению винта 6, предохраняющего его от дальнейшего поворота. После остановки делительной каретки 7 происходит профилирование очередного штриха. В этот период вращение кривошипов продолжается, в результате чего начинается холостой ход реек. Вследствие смещения кривошипов перемещение рейки 5 на холостом ходу заканчивается раньше рейки 10, поэтому уже в на;"àëå следующего цикла рейка 5 оказывается смещенной. Далее цикл повторяется.

Предмет изобретения

20 Привод подачи заготовки дифракционной решетки в двухвинтовой делительной машине, имеющей ведущую и делительную каретки, содержащий кривошипно-шатунный механизм, кинематически связанный с винтом по25 следней, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества изготовления дифракционных решеток за счет обеспечения постоянства расстояний между нарезаемыми штрихами, привод снабжен вторым кривошипношатунным механизмом, кинем атически связанным с винтом ведущей каретки, причем кривошип этого механизма установлен на одном валу с кривошипом первого и развернут в направлении его вращения.

446395

Составитель Ю. Кутейников

Техред Н. Куклина Корректор 3. Тарасова

Редактор Н. Аносова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 943/4 Изд. М 1169 Тираж 944 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Привод подачи заготовки дифракционной решетки Привод подачи заготовки дифракционной решетки Привод подачи заготовки дифракционной решетки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в автотракторной промышленности

Изобретение относится к области обработки металлов и токопроводящих материалов резанием, обработке изделий на универсальных и специальных станках всех уровней автоматизации в различных условиях организации производства, а также при исследовании стойкости режущего инструмента

Изобретение относится к станкостроению, сборке и эксплуатации станков

Изобретение относится к области металлообработки, определению деформации срезаемого слоя при резании металлов

Изобретение относится к способу оценки состояния процесса производства деталей, обеспечивающего размеры взаимного расположения их конструктивных элементов, и может быть использовано во всех отраслях производства крупно- и мелкосерийного производства

Изобретение относится к области металлообработки, определению деформации срезаемого слоя при резании

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для определения точности металлорежущих станков

Изобретение относится к области автоматического сканирования поверхностей моделей, имеющих сложную поверхность для дальнейшего использования результатов в создании управляющих программ станков с ЧПУ

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к способам регулирования параметров конструктивных элементов изготавливаемой штамповой оснастки

Изобретение относится к контрольным устройствам для технологических машин, предназначенным для защиты оператора технологической машины в критических рабочих ситуациях
Наверх