Подушка упорного подшипника

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 450039

Саво Советских ;о налисткческих

РесоФлик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 27.12.72 (21) 1863418/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет

Опубликовано 15.11.?4. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 09.04.75 (51) N. Кл. F 16с 1?/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР

pfj делам иаооретеннй н открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) ь,в ор изобпетения (71) Заявитель (54) ПОДУШКА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к области транспортного и энергетического машиностроения и в основном может найти широкое применение для высоконагруженных упорных подшипников судовых валопроводов.

Известна подушка упорного подшипника, содержащая корпус, смонтированный посредством опорного элемента с возможностью самоустановки на основании подшипника, и антифрикционную плиту.

Предлагаемая подушка упорного подшипника отличается наличием балансирной системы между опорным элементом и корпусом, который выполнен составным, из центральной части и периферийной части, образующей уплотнительные бурты с трех сторон центральной части.

Такое выполнение позволяет увеличить несущую способность подшипника за счет образования на периферии рабочей поверхности подушек уплотнительных буртов, у которых высота будет автоматически восстанавливаться по мере их изно" à или при изменении режима работы.

На фиг. 1 изсбраже:a предлагаемая подуи|ка подшипника, продольный разрез; на фиг.

2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 вид в плане на тыльную сторону подушки.

Подушка содержит составной корпус пз центральной 1 и периферийной 2 частей, тспкую антифрикционную плиту 3, балансир 4 с опорами 5, 6 и опорный элемент 7, посредством которого подушка через балансир 4 опирается с возможностью самоустановки на

5 основание 8 подшипника.

Антифрикционная плита 3 через слой смазки опирается на гребень 9. Направление вращения гребня показано стрелкой. Периферийная часть 2 с трех сторон обрамляет центIo ральную часть 1. Обе части соединены между собой штифтами 10.

Нагрузка от гребня через слой смазки и антифрикционную плиту 3 передается на обе

15 части 1 и 2 корпуса подушки и далее, от каждой из них отдельно, на опоры 5 и 6 балансира 4. На основание 8 подшипника эта нагрузка передается через опорный элемент 7 балансира 4. Последний входит в соответствую2о щее углубление, одна часть которого выпо.чнена в центральной, а вторая в периферийной части корпуса подушки.

Углубление служит для фиксации балансира 4 и ограничивает его перемещение в пло2о скости, параллельной гребню, не мешая, однако, линейному и незначительному угловому движению балансира в плоскости, перпендикулярной гребню.

Через опоры 5 и 6 проходят линии действия

30 равнодействующих сил гидродинамического

450039 давления, приходящихся соответственно на центральную и периферийную части подушки.

Поскольку на периферийную часть подушки давление передается через поверхность, имеющую подковообразный контур, и линия действия равнодействующей давления находится вне этого контура, то для расположения опоры у периферийной части 2 имеется специальный выступ 11. На выступ ll опирается балансир 4.

Тонкая антифрикционная плита 3, имеющая форму кольцевого сегмента, может быть выполнена биметаллической и состоять из баббитового слоя на тонкой стальной пластине.

Эта антифрикционная плита должна обладать малой жесткостью, чтобы при возникновении смазочного слоя силы со стороны периферийной части 2 корпуса подушки могли бы эту плиту без разрушения деформировать на величину, равную необходимой высоте уплотнительных буртов, и далее деформировать плиту постепенно в период длительной эксплуатации на величину до 0,5 мм, соответствующую максимально допустимому износу буртов.

Для крепления антифрикционной плиты по краям корпуса подушки выполнены два радиальных выступа 12, образующие паз типа

«ласточкин хвост». В этот паз заводится антифрикционная плита, имеющая края, скошенные соответственно выступам. Со стороны малого радиуса эта сегментная плита имеет лапку 13, которая загибается после установки плиты в паз и не дает возможности плите самопроизвольно отойти от выступов.

В начальный момент работы на центральную часть подушки со стороны смазочного слоя будет действовать значительно большее среднее удельное давление, чем на периферийную часть.

Однако в предлагаемой подушке противодействие со стороны корпуса подшипника давлению в смазочном слое распределяется между центральной и периферийной частями корпуса подушки за счет выбора плеч балансира 4 так, что система будет в равновесии только при примерном равенстве средних

5 удельных давлений в смазочном слое под центральной и периферийной частями подушки.

Поэтому, если в первый момент работы поверхность антифрикционной плиты будет

I0 плоской, то при нагружении подушки и с появлением смазочного слоя нарушится равновесие между силой, сжимающей слой смазки со стороны периферийной части 2 корпуса подушки, и давлением в слое под этой ча15 стью; равнодействующая давления будет меньше указанной силы.

Восстанавливая равновесие, часть 2 будет деформировать на смазочном слое антифрикционную плиту и приближаться к гребню до

20 тех пор, пока равнодействующая давления в слое не станет равна силе, с которой действует деталь 2 через плиту 3 на слой. При деформации плиты 3 на ее поверхности будут образовываться уплотнительные бурты (сту25 пеньки) .

Предмет изобретения

1. Подушка упорного подшипника, содержащая корпус, смонтированный посредством

З0 опорного элемента с возможностью самоустановки на основании подшипника, и антифрикционную плиту, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности, она снабжена балансирной системой между опор35 ным элементом и корпусом, при этом корпус выполнен составным, из центральной части и периферийной части, образующей уплотнительные бурты с трех сторон центральной части.

40 2. Подушка упорного подшипника по п. 1, отличающаяся тем, что периферийная часть снабжена выступом, расположенным в ее середине и обращенным к центральной части.

450039 фиг 3

Составитель Т. Хромова

Техред E. Борисова

Корректор А. Дзесова

Редактор К. Шанаурова

Типография, нр. Сапунова, 2

Заказ 793/б Изд. № 1127 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Подушка упорного подшипника Подушка упорного подшипника Подушка упорного подшипника 

 

Похожие патенты:

В п т б // 397690

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех машинах, содержащих подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, воспринимающими осевые нагрузки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с вращающимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности, к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях сепараторов, центрифуг и других подобных устройств, содержащих быстровращающийся ротор, и касается конструкции опорного узла и, в частности, его подшипника скольжения, работающего постоянно или временно, например на разгоне и торможении, в условиях граничной смазки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подпятника гидрогенератора
Наверх