Фрикционная муфта

 

" @.

r, уг

ОП ИСАЙ И-Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

<ц 450О44

Се.ов Советскиих

Соииалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 24.04.73 (21) 1912460j25-2? с присоединением заявки ¹

У /даР (32) П

Приоритет

Совета Министров СССР по делам иаобретеиий Опубликовано 15.11.74. Бюллетень К 42 (5l) М. Кл. Г 16d 13, 28 (53) УДК 621.825.54 (088.8) ет открытий

Дата опубликования описания 09.04.75 (72) Авторы изобретения

В. А. Зреляков и Д. И. Рудный

Экспериментально-конструкторское бюро по -железобетону

:(71) Заявитель (54) ФРИКЮИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть применено в дорожных и строительных машинах.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведущие и ведомые полумуфты, смонтированные на соответствующих валах, установленных в неподвижном корпусе.

Для обеспечения возможности работы в реверсивном режиме и осуществления необратимого вращения валов ведущая полумуфта описываемой муфты жестко соединена с маховиком, снабженным тормозом, выполнена с резьбой, связывающей ее с валом, и имеет наружную поверхность, образованную двумя соприкасающимися большими основаниями усеченными конусами и взаимодействующую с аналогичной внутренней поверхностью ведомой полумуфты. Тормоз выполнен дисковым, прикреплен к маховику и подпружинен.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 схематически изображена муфта в двухмоторном приводе.

Муфта содержит ведущий вал 1 с закрепленной на нем втулкой 2. На ее резьбовом хвостовике 3 с помощью гайки 4 смонтирована ведущая полумуфта 5, наружная поверхность которой образована двумя соприкасающимися большими основаниями усеченными конусами и взаимодействует с аналогичной внутренней поверхностью ведомой полумуфты

6, установленной на ведомом валу 7. На ней закреплены съемная конусная шайба 8 и сердечник 9.

Маховик 10 жестко связан с ведущей по5 лумуфтой и снабжен тормозом, состоящим из фрикцион ного диска 11, прикрепленного к маховику, и диска 12 с фрикционной накладкой 13. Диски поджаты пружиной 14, опирающейся на шайбу 15, закрепленную стопором

10 16 на корпусе редуктора 17.

Муфта установлена на валы редукторов 17 и 18, попеременно приводимые во вращение электродвигателями 19 и 20. Вращение от редуктора 18 передается на валы 21 с ходо15 ными колесами 22. Для остановки вращения на муфтах, соединяющих электродвигатели 19 и 20 с редукторами 17 и 18, установлены электротормоза.

20 Муфта работает следующим образом.

Электродвигатель 19 передает вращение через редуктор 17 валу 1. С ним начинает вращаться втулка 2. Закрепленная одним концом на неподвижной плоскости редуктора 17

25 пружина 14 через диск 12 с фрикционной накладкой 13 удерживает от вращения ведущую полумуфту 5 с гайкой 4. Резьбовой хвостовик 3 втулки 2, навинчивая или свинчивая гайку 4, перемещает ведущу|о полумуфту 5

30 до соприкосновения с внутренними конуснымп

4500 4

Я 1Ô 2 77 70

12 U

5 3

77 15

7 78 поверхностями полумуфты 6 или укрепленной на ней съемной конусной шайбы 8.

B результате полумуфта 6 начинает вращаться, передавая крутящий момент валу 7 редуктора 18.

В случае остановки вращения вала 1 редуктора 17 маховик 10 по инерции некоторое время продолжает вращаться и, поворачивая полумуфту 5, перемещает гайку по неподвижному резьбовому хвостовику 3, тем самым освобождая полумуфту 5 от сцепления с полумуфтой 6. Фрикционная связь полумуфт разрывается. При включении электродвигателя

20 вращение передается на редуктор 18 и через вал 21 — на ходовые колеса 22.

Одновременно на редукторе 18 начинает вращаться полумуфта 6, но на вал 1 редуктора 17 вращение не передается, так как ведущая полумуфта 5 не зацеплена с конусными поверхностями полумуфты 6 и шайбы 8. Следовательно, муфта осуществляет передачу крутящего момента только с одной стороны.

Одновременно муфта позволяет набрать номинальные обороты электродвигателю, после чего плавно включает рабочую нагрузку, а при остановке электродвигателя муфта под действием инерционной силы маховика автоматически осуществляет отключение рабочей нагрузки и подготовку для следующего вклю5 чения двигателя.

Предмет изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая веду10 щие и ведомые полумуфты, смонтированные на соответствующих валах, установленных в неподвижном корпусе, а также маховик, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью осуществления реверсивности и обеспечения необрати15 мого вращения валов ведущая полумуфта жестко соединена с маховиком, снабженным тормозом, выполнена с резьбой, связывающей ее с валом, и имеет наружную поверхность, образованную двумя соприкасающимися боль20 шими основаниями усеченными конусами и ,взаимодействующую с аналогичной внутренней поверхностью ведомой полумуфты.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что тормоз выполнен дисковым, прикреплен

25 к маховику и подпружинен.

Редактор К. 111анаурова

Составитель О. Логвннова

Техред Е, Борисова

Корректор Н. Аук

Заказ 793)12 Изд. № 1127 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Типография, пр. Сапунова, 2

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов в приводах силовых установок

Изобретение относится к муфтам, в частности к муфтам сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам блокировки, связывающим между собой приводы управления главной муфтой сцепления и топливоподачей в двигателе транспортного средства
Наверх