Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности

 

Союз Советских

Социалистических

:Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 481862 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.05.72,(21) 1929984Ю4-7 (51) М. Кл.

G. 01 т 31/12 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.08.75Бюллетеиь _#_ д1

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам иэаоретений и открытий (53) УДК

621.3 14.21.004.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 19.11,75

Л. A. Астахова, Ю. И. Вичковский, И. М. Ворожцова, В. П. Каныгин, В. А. Маркин и A. Г. Медведева (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ

ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ

I !

Изобретение относится к контрольноизмерительному оборудованию радиотехнической промышленности и может найти широкое применение в различных отраслях промышленности, где производится контроль трансформаторов на электрическую прочность.

Известна установка для контроля трансформаторов по электрической прочности и сопротивлению изоляции, которая содержит поворотный стол с тремя испытательными отсеками, блок автоматики, блок программ, блок контроля электропрочности, блок контроля сопротивления изоляции, блок контроля контактирования в кассете и световое индикаторное табло

«Брак-Годен .

Однако при использовании такого устройства возможно осуществлять контроль только импульсных трансформаторов при определенной величине испытательно« го напряжения, т.е. отсутствует автоматическое многоступенчатое (или плавное) повышение испытательного напряжения на контролируемом трансформаторе, вы- J держка, заданное время контролируемого ! трансформатора под испытательным нап.ряжением и многоступенчатое (или плавное) снижение упомянутого напряжения с трансформатора. Кроме того, для контроля разных типов трансформаторов необхо» димо изготовлять набор перфокарт и бпрк программ, обеспечивающий последовательность обмоток проверяемых трансформаторов, производить смену перфокарт.

Цель изобретения - обеспечение автоматизации и упрощение процессов контроля.

В описываемом устройстве это достигается тем, что блок к онтактир ования выполнен в виде жестко закрепленного шарового двит.ателя, на валу которого установлен поворотный диск, содержащий несколько, например два, отсеков, в каждом из которых установлена контактируюgp щая колодка, контакты которой соедине -, ны с подпружиненными роликами, установленными в отсеке и соединяющимися при контроле в определенной последова тельности с неподвижными контактами р5 }шинами, при этом блок контактирования %81802 электрически соединен через блок управле- ния шаговым двигателем и блок высокого напряжения с блоком управления и индикации.

На фиг. 1 изображено предложенное 5 устройство, общий вид; на фиг, 2 - контактирующее устройство; на фиг. 3— блок-схема предложенного устройства.

Устройство состоит из блока контакти-рования 1 (см,фиг. 1,3) расположенного I0 в столе 2; блока 3 управления и индикации, в который входят дешифратор 4, счетчик импульсов 5 и тиристорные ключи 6; блока 7 высокого напряжения, состоящего из весовых трансформаторов 8, промежутэч- 10 ного трансформатора 9 и высоковольтного. трансформатора 10; блока 11 управления шаговым двигателем, в который входят генератор 12, дешифратор 13, счетчик ил пульсов 14 и коммутатор 1>.

F 20

Контактирующее устройство состоит из жестко закрепленного па основании 1 6 (см. фиг. 2) шагэвэт о двигателя 17, на валу 18 которого закреплен поворотный диск 19 с отсеками 20 и 21. В отсеках 25 расположены сменные контактирующие колодки 22 и 23, пружинные контакты 24 которых соединены проводами 25 с контактами 26, соединяющимися с пружинными

:,контактами 27, закрепленными на nosopo 30 ном диске и соединенными проводами 28 с ноднружине;шыми роликами 29, расположенными равномерно в двух секторах, равных каждый 90о, в каждом отсеке. IIодг ру>:;инеппые ролики при вращении поворот- 35 .э .о диска катятся по контактным шинам

30, 31, 32.

В зависимости от типоразмера и количества обмоток тороидального контролируемого трансформатора,33 в отсеках повог 40 ротного диск 19 устанавливаются соответствующие сл енные контактирующие колодки 22, 23, а переключателем 34, входящим в дешифратор 13, задается сээтвез-, 45 ствуюшее число проверяемых обмоток контролируемого трансформатора.

В отсеке 21 на пэз. Х устанавливается контролируемый трансформатор 33.

Пружинные контакты 24, контакты 26, 50 привода 25, 28, пружинные контакты 27 и подпружиненные ролики 29 электрически соединенные между собой так, что независимо от типоразмера и количества обмоток кэнтролируе ..ого трансформатора в каждом отсеке один из выводов первой обмотки трансф .>рматора соединен с эдним из подпружиненных роликов 29, условно обозначенным цифрой 1, соответственно выводу 60 обмотки трансформатора, один из выводов второй обмотки трансформатора соединен с подпружиненным роликом, условно обозначенным цифрой lJ, и т.д... а центральные корпусные стержни 35, 36, hQ которые устанавливаются контролируемые трансформаторы, соединяются каждый в своел от секе с подпружиненным роликом. 29, обозначенныл знаком и расположенным ца большем радиусе эт центра поворотного диска, чел< все остальные подпружиненные ролики.

При нажатии кнопки "Пуск" (на чертежах не показана), расположенной в блоке управления и индикации, импульсы с генера тора 12 через счетчик импульсов 14 и коммутатор 15 поступают па шаговый двпгате)ц 17, который перемещает контролируемый трансформатор 33, расположенный в отсеке 20 поворотного диска 19, на поз. 11 на постояшяяй угол (например о

90 ) для любого типоразмера контролируе мого трансформатора, при этолл один из аоднружипеппых роликов 29, обозначенный

4 и расположенный в отсеке 20, соедипиотс» с контактной шиной 31, а все ос» таль ые подпружине п ые ролики, распэложенпые в отсеке 20 и эбозпачецные цифра "; ° " ми I, II, 111 и т.д., соединяются с контакт ной шиной 30.

После этого производится контроль электрической прочности всех обмоток трансформатора 33 относительно корпуса, при этом автоматически с помощью входящих в блок 3 управления и индикации дешифратора

4, счетчика импульсов 5 и тиристорных ключей 6, а также входящих в блок 7 высо». кого напряжения весовых трансформаторов

8, промежуточного транеформатора 9 и вы- ., соковольтного трансформатора 10 осуществляется многоступенчатое повышение испытательного напряжения (например от 0 до 15000 в) при этом повышение напряжения от 0 до 100 в происходит ступенями через .1 о с пспэльзэваннем только весовых и промежуточнэт о трансформаторов, а от 0 дэ 15000в - через 100в с использованием дэполнительног э высоковольтного трансформатора 10) в течение заданнэт о времени (например не менее 10 сек).

Затем происходит выдержка упомянутогэ трансформат ора иод этим на пряжением (например 15000 в ) заданное время (1 мин) и многоступенчатое понижение этэгo напряжения указанными ступенями за то же время (не менее 10 сек).

Затем необходимо проверить электрическую прочность каждой эбмэткIf кэнтролируеlмого трансформатора (обмотки Г, 11 тр -тр

481862

fJ7 и т. д..} по отношению ко всем

-тр остальным, при этом также автоматически производятся указанные подъем, выдержка и снятие испытательного напряжения.

При этом поочерецно один из выводов

5 каждой обмотки контролируемого трансформатора 33 соединяется с контактной шиной

31, а все остальные обмотки — с электрически .. соединенными друг с другом контактными шинами 30, 32, причем при

10 переходе от контроля одной обмотки к дру, г ой угол поворота шаг ов or о двигателя 1 7 (независимо от типоразмера контролируе-— мого трансформатора) буцет постоянным (например при максимально выбранном

15 количестве контролируемого трансформатора, равном 10, равномерном расположении подпружиненных роликов 29, обозначенных цифрами I, И, Ш, и т. д. в секторе о равном 90, и с учетом подпружиненного ролика 29, обозначенного ., этот угол поворота при переходе DT контроля, одной обмотки и другой будет равен 9о).

Таким образо.1, после контроля электрической прочности всех обмоток относительВо корпуса производится перемещение поворотного,циска на постоянный угол (напОт ример 9 ), при этом происходит электрическое соединение подпружиненного ролика

29, обозначенного цифрой, с контактной шиной 31 а уолнков 29, обоэначеицых цифрами I I III, ХУ и т..д., — с контактной шиной 30; подпружипенцый ролик 29, обозначенный 3., выходит из соединения с контактными шинами 30, 31, 32. После этого производится контроль электрической прочности обмотки f. контролируемого тр трансформатора относительно остальных

40 (обмотки If, Ш и т. д.).

-тр -тр

Затем шаговый,цвигатель перемещает поворотный диск еше на такой же посо тоянный угол (9 ), при этом подпружиненHbIA ролик 29, обозначенный цифрой, 4" соединяется с контактной шиной 32, под- . пружиненныи ролик 29, обозначенный цифрой ll„соединяется с контактной шиной

31, а все остальные (ролики, обозначенные цифрами Ш, 1У и т. д.) — с контактной шиной 30, и производится контроль электрической прочности обмотки П

-тр контролируемого трансформатора 33 относительно всех остальных (обмотки I 55

III,, IУ и т. д.). тр з-тр Тр

После гого, как произведен конгроль электрической прочности последней обмотки относительно всех остальных эагораетГ

Ен табнз прзпзпп (Ыа ЧЕРтЕжаХ НЕ ПОКаааH0I н.шаеееын,аеигатепь пеаеРачиентпн" . — =:к е на определенный угол, заданный в зависимости от числа обмоток контролируемого трансформатора переключателем 34, и перемешает трансформатор на позицию эа- рузки (йоз. D, где производится его снятие и установка другого контролируемого трансформатора. Одновременно па поз. И производится контроль ранее установленного трансформатора.

В случае нарушения электрической прочности той или иной обмотки контроли

I, руемого трансформатора загорается табло

"Брак" и номер бракованной обмотки, при этом дешифратор 4, входящий в блок 3 управления и индикации, выдает запрещающий сигнал на генератор 12, и управляю- щие импульсы с коммутатора 15 не поступают на шаговый двигатель 17. Дальнейшая проверка прекращается.

При нажатии на кнопку "Сброс", установленную в блоке 3 управления и индикации (на чертежах не показана), происхо дит перемещение контролируемого трансформатора на загрузочную позицию, схема возвращается в исходное состояние, браl кованный трансформатор снимается, устанавливается следующий контролируемый . трансформатор, нажимается кнопка "Пуск, трансформатор перемешается на поз. II

° У где производится его контроль. Далее цикл повторяется.

Прецмет изобретения

Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности, содержащее блок контактирования, блок управления и индикации, блок высокого напряЪсения и блок управления шаговым двигателем, отличающеесятем,что, с целью обеспечения автоматизации и упрощения процессов контроля, блок контактирования выполнен иэ жестко установленного шагового двигателя, на валу которого закреплен поворотный диск, содержащий по крайней мере два отсека, в каждом из которых установлена контактирующая колодка, в одном из отсеков установлены подпружиненные ролики, ссьединенные с контактами указанной колодки, причем блок контактирования электрически соединен через блок управления шаговым двигателем и блок высокого напряжения с блоком управления и индикации.

Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области физики электрического пробоя, может быть использовано для определения тока незаконченного пробоя, потребляемого от генератора высоковольтного импульса при пробое монокристаллических диэлектриков, например, в наносекундной области длительности импульса, и заключается в размещении образца диэлектрика в коаксиальной пробойной ячейке между двумя электродами, образованными путем разрыва центрального проводника коаксиальной пробойной ячейки, причем один из электродов заострен и выполняет функцию катода либо анода в зависимости от полярности подаваемого высоковольтного импульса, подают через заостренный электрод с включенным в разрыв центрального проводника, образующего этот электрод, резистором импульс высокого напряжения Uген

Изобретение относится к технике диагностирования электрооборудования высокого напряжения и предназначено для контроля изоляции высоковольтных вводов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано, в частности для проверки качества нескольких образцов поливинилхлоридной (ПФХ) изоляции электрических проводов и кабелей

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний электрической прочности изоляции жидких диэлектрических материалов

Изобретение относится к способу обнаружения аварийных электрических дуг в кабеле, в частности в кабеле бортовой сети воздушного или космического летательного аппарата
Наверх