Термопластичная композиция для маркировки автодорог
Юеюз Севетсииж
Сецивнмстически к
Реенубаин (63) Йонолнительное к авт. свил-ву (22} Заявлено020273 (23) 1878430 23-05 с нрисоединениеы заявки ла (N) Йриоритет (Ы И. Кл.
С 09 D 3/48
Государственный комитет ссср оо аелам изобретений и открмтнй (Щ УЛ 667.64625 (088.8) Онубликовано 0504.79 Бюллетень Pk 13
Дата опубликования онисаниа ОЬ04.79
В.N.Kàp÷åâñêàÿ, Б.Г.Задонцев, Б.И.Круглов, JI.й.Тарасенко, И.И.Климова, Е.В.Карманова и С.К.Гончаренко (54) СОСТАВ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к: термопластичным композициям на основе полимерных материалов, предназначенным для нанесения маркировочных полос (обозначений переходов, разделительных и осевых линий, надписей и т.п.) на автомобильных дорогах с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием.
Известен состав для разметки дорог на основе инденкумароновой смолы с добавлением пигментов и пластификаторов который неполностью удовлетвоI
15 ряет техническим требованиям, предъявляемым к маркировочным материалам, обладает недостаточной адгезией и высокой истираемостью.
С целью улучшения физико-механических свойств получаемого покрытия, предлагается в него вводить полисти.рол суспензионный.
Предлагаемая термопластичная композиция на основе полимерных мате25 риалов, включающая наполнители, пластификаторы и пигменты„ имеет следую- щий состав, вес.Ъ:
Полистирол суспензионный (мол.вес. 40000-300000) 15-25
Инденкумароновая смола (светлая, температура размягчения 105 С) l5-25
Пластификаторы 10-20
Пигменты 15-30
Иаполнители Остальное
В качестве наполнителей используют следующие минеральные вещества: барит, маршалит, перлит и пески различных марок, в том числе вольский песок.
Для повышения стойкости к истиранию и светоотражающей способности покрытия в состав наполнителей вводят стеклошарики.
В качестве пластификаторов используют сложные эфиры фталевой, себациновой кислот, а также хлорпарафины, например ХП-600Б. как пигменты применяются вещества, широко применяемые в промышленности пластмасс: литопон, окись цинка, свинцовые белила, двуокись титана марки
PO-2.
Предлагаемая термопластичная маркировочная композиция не имеет недостатков, присущих лакокрасочным покрытиям, содержащим летучие компоненты, и характеризуется повышенной адгезией к асфальтобетонному покры485647
15
В таблице приводится сравнительная характеристика физико-механических свойств известного и предлагаемого составов.
0,01
0,3
ГОСТ 4650-65
Водопоглощение,%
Прочность при отрыве, кгс/см
8,0-12,0
4,8
ГОСТ 14760-69
Прочность при отрыве (адгезия к асфальту), кгс/см ГОСТ 14760-69
12,0-13,0
6,1
Абразивный износ мам
9,0
ГОСТ 11012-69
12,7
П р и м е ч а н и е: Значения показателей являются средними результатами пяти испытаний.
Технология изготовления покрытия. мешалкой, обогреваемый газовой форТермопластичный материал на асфальт сучкой, соединенной со сменным балпроезжей части дорог наносят.,механи- лоном В баке материал нагревают Ло зированным способом с помощью марки- 160 С и при постоянном перемешиваровочных машин, установленных на нии расплавляют в течение 1,5 ч. Зашасси от автомобиля и приводимых в тем расплав самотеком пос упает в движение автомобильным двигателем. обогреваемую газовой горелкой каретку, из которой его доэируют и наносят на рабочий участок автодсц кн о покрытия. тию из-за наличия в ее рецептуре инденкумароновой смолы (ИКС).
ИКС придает маркироьочному покрытию повышенную термостойкость, устойчивость к истлранию и является эффективным эластифицирующим компонентом.
Совокупность этих свойств обеспечивает повышенную долговечность маркировочного покрытия в эксплуатационных условиях.
Технология нанесения данного термопластичного материала проста, не трудоемка и может быть полностью механизирована. Покрытие выполняется однослойным, быстро затвердевает,. не требует дополнительных защитных слоев.
Движение автотранспорта после нанесения маркировочного покрытия возобновляется не более чем через
10 мин.
Кроме того, предлагаемую композицию можно многократно перерабатывать, что важно в случае неполного использования находящегося в рабочих емкостях материала, после его расплавления и послецующего охлаждения.
Примеры композиционных составов термопластичного материала для линий безопасности движения.
Состав 1, вес.%:
Полистирол ПСС (M-150000-300000) 19
ИКС марки В/1 15
Двуокись титана (окись цинка) 26
Песок вольский 26
Дибутилфталат 7
Хлорпарафин ХП-600 7
Термопластичный материал загружают в бак емкостью 0,2 мэ снабженный 65
Маркировочный состав готовят но следующей технологии.
Подготовка компонентов. В случае повышенной влажности песка и двуокиси титана их сушат в термостате при о
200-250 С до содержания влаги не более 1%.
Смешивание. Навески полистирола, песка, инденкумароновой смолы, двуокиси титана загружают в смеситель барабанного типа. Барабан смесителя приводят во вращение на 20-30 мин, после чего останавливают и выгружают перемешанную смесь.
Введение жидких добавок (пластификаторов). Перемешанные сухие компоненты загружают в емкость, добавляют жидкие пластификаторы и перемешивают до однородного состояния. Готовый материал выгружают в полиэтиленовые мешки.
Термопластичная маркировочная композиция представляет собой массу белого цвета с уд. вес. 1,4 г/смзи т.пл. 160 С.
Состав II вес.%:
Полистирол ПСС (М-150000-300000) 17
ИКС марки В О 17
Двуокись титана 26
Песок вольский 20
Стеклошарики (0,3 мм) 5
Дибутилфталат 6
Хлорпарафин 9
4Н >647 формула изобретени я
r.íåäeH полистнрол суспензионн ;и прн следуюшем соотношении компонентов, вес.Ъ:
Полистирол суспензионный
Инденкумароновая смола
Пластификаторы
Пигменты
Наполнители
Составитель Л. Жукова
Редактор Л.Письман Техред 3.фанта Корректор И. Муска.1»
Ш .И11ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж;35, Раушская наб, д.4/5 Филиал ППИ Патент, г.Ужгород, ул.проектная,4 Состав для разметки дорог, жащий инденкумароновую смолу, менты, напоинители и пластифи отличающийся тем, с целью повышения физико-меха свойств получаемого покрытия, содерпигкаторы, что, нических в него 15-25 15-25 10-20 15-30 Остальное