Быстроразъемная муфта

 

(») 493587

ОГ1ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-эу (22) Заявлено 02.10.73 (21) 1969345/25-8 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.11.75. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 24.02.76 (51) М. Кл, F 16l 37/28

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.643(088.8) (72) Авторы (54) БЫСТРОРАЗЪЕМНАЯ МУФТА

Известна быстроразъемная муфта, состоящая из двух одинаковых полумуфт, каждая из которых имеет контактирующий с уплотняющей манжетой шаровой клапан. При замыкании муфты клапан открывает проходное сечение, а при размыкании — перекрывает.

Цель изобретения — предотвращение попадания атмосферного воздуха в трубопровод при стыковке труб.

Это достигается тем, что в предлагаемой муфте, в каждой полумуфте установлена подвижная втулка, охватывающая шаровой клапан, а на клапане выполнена лыска, расположенная в одной плоскости с наружной кромкой уплотнительной манжеты и торцом корпуса полумуфты. Кроме того, муфта снабжена приводным механизмом, состоящим из кулачка, перемещающего подвижную втулку, и зубчатой пары, обеспечивающей поворот шарового клапана.

На фиг. 1 показана предлагаемая быстроразъемная муфта в замкнутом положении; на фиг. 2 — механизм замыкания полумуфты; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — полумуфта в разомкнутом положении; на фиг. 5 — приводной механизм подвижной втулки и поворота шарового клапана, вид со стороны оси 12; на фиг. 6 — приводной механизм подвижной втулки и поворота шарового клапана, вид со стороны оси 11

Быстроразъемная муфта состоит из двух одинаковых полумуфт. Каждая полумуфта включает в себя корпус 1, соединенный при помощи стопорного устройства со штуцером 2.

5 На передней части корпуса 1 выполнен фланец 3, имеющий пять секторов 4, между которыми расположены выборки 5. Угловая протяженность каждого сектора и выборки равны между собой. В зацеплении с секторами 4

10 находится стопорное кольцо 6, имеющее пять выступающих в осевом направлении секторов 7, имеющих угловую протяженность, равную протяженности выборок 5, и оканчивающихся фланцами 8. На противоположной сторо15 не стопорного кольца 6 выполнен зубчатый сектор 9. Внутри корпуса 1 расположен шаровой клапан 10, имеющий осевое отверстие для прохода газа или жидкости и помещенный своими осями 11 и 12 в канавки 13, вы20 полненные в подвижной втулке 14, и прижимаемый к передним кромкам канавок при помощи пружины 15, передающей свое усилие через упорную манжету 16, закрепленную во втулке 17. Полумуфты уплотняются между со25 бой при помощи эластичных колец 18, расположенных на передних торцах корпуса 1. Уплотнение корпуса 1 относительно штуцера 2 осуществляется при помощи эластичного ко. льца 19.

30 Подвижная втулка 14 со стороны оси 12

493587

55 имеет плоский срез 20, над которым размещен кулачок 21, контактирующий с торцом 22 подвижной втулки 14. На оси 12 шарового клапана 10 выполнен зубчатый сектор 23, входящий в зацепление с одним из зубчатых секторов 24, расположенных симметрично на кулачке 21. Последний осью входит в цилиндри- еское отверстие, выполненное в корпусе 1, и уплотнен относительно последнего эластичным кольцом 25. На противоположном от кулачка конце оси закреплен зубчатый сектор 26, находящийся в зацеплении с зубчатым сектором 9. В проходном отверстии корпуса 1 закреплена эластичная уплотнительная манжета 27, наружная кромка которой выполнена на одном уровне со стыковочным торцом корпуса и равна диаметру осевого отверстия шарового клапана 10. На шаровом клапане 10 срезаны две параллельные осевому отверстию лыски 28 и расположены от него на таком расстоянии, что диаметр окружности, образующейся от пересечения плоскости каждой лыски с шаровой поверхностью, равен диаметру осевого отверстия, а следовательно, и внутреннему диаметру уплотнительной манжеты 27.

Для предотвращения самопроизвольного проворачивания шарового клапана 10 относительно подвижной втулки 14, а втулки 14 относительно корпуса 1 на оси 11 шарового клапана выполнены две параллельные лыски 29.

На втулке 14 имеется выступ 30, равный по ширине оси 11, а в корпусе 1 — паз 31, в котором могут двигаться выступ 30 и ось 11.

К стопорному кольцу 6 жестко прикреплен кожух 32, зафиксированный от проворачивания относительно корпуса 1 подпружиненным фиксатором 33. Для фиксации стопорного кольца 6 относительно корпуса 1 при расстыкованных полумуфтах выполнен подпружиненный фиксатор 34, выступ 35 которого одновременно является ограничителем поворота стопорных колец при стыковке полумуфт.

Для этого на задней стороне стопорного кольца выполнен срез 36, ограниченный с двух сторон торцами 37 и 38 и имеющий посередине радиальную канавку 39, в которую входит выступ 35 фиксатора 34.

Для расстыковки муфты необходимо утопить фиксатор 33. При этом сцепленные вместе кожухи 32 могут вращаться в одну из сторон, в зависимости от того к какому торцу (37 пли 38) среза 36 прижат выступ 35 фиксатора.34. Вместе с кожухами 32 вращаются закрепленные жестко с ними стопорные кольца 6, которые через выполненные на них зуб;атые секторы 9 приведут во вращение зубчатые секторы 26 и сидящие с ними на одной оси кулачки 21. На первом этапе поворота один из зубчатых секторов 24 кулачка 21, находящихся в зацеплении с сектором 23 оси 12, развернет шаровой клапан 10 на 90, т. е. его проходное отверстие встанет перпендикулярно к оси муфты. В это время кулачок 21 скользит по торцу 22 среза 20, выполненного на подвижной втулке 14, не вызывая поступательного движения последней. По окончании разворота шарового клапана 10 кулачок 21 повернется кромкой своей срезанной части к торцу 22 и при дальнейшем повороте его подвижная втулка 14 вместе с шаровым клапаном 10 под действием пружины 15 начнет перемещаться к центру кулачка, все время оставаясь с ним в контакте. При этом ось 11 шарового клапана 10 входит лысками 28 в паз 31 корпуса 1, а зубчатый сектор 23 выходит из зац пления с сектором 24. В конце движения шаровой клапан 10 сферической частью прижимается к уплотнительной манхкете 27, перекрывая выход газа из корпуса.

При этом срез кулачка 21 станет параллельно торцу 22 втулки 14, и секторы 7 стопорпых колец 6 станут против выборок 5, выполненных на флапцах 3 противолежащих корпусов 1. Фланцы 8 стопорных колец 6 каждой муфты встанут над своими секторами 4, выходя из зацепления с секторами противоположной полумуфты, позволяя разомкнуть полумуфты. Стыковка полумуфт производится в обратном порядке.

Предмет изобретения

1. Быстроразъемная муфта, состоящая из двух полумуфт, каждая из которых содержит размещенные в корпусе шаровой клапан и уплотнительную манжету, отличающаяся тем, что, с целью предотвращения попадания атмосферного воздуха в трубопровод при стыковке полумуфт, в каждой полумуфте установлена подвижная втулка, охватывающая шаровой клапан, а на клапане выполнена лыска, расположенная в одной плоскости с наружной кромкой уплотнительной манжеты и торцом корпуса полумуфты.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что QHB снабжена приводным механизмом, состоящим из кулачка, перемещающего подвижную втулку, и зубчатой пары, обеспечивающей поворот шарового клапана.

493587

39 юг.,У

7О—

4 И

70

Составитель В, Караулов

Техред Е, Митрофанова

Корректор T. Миронова

Редактор Н. Суханова

Заказ 183/15 Изд. № 2025 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Быстроразъемная муфта Быстроразъемная муфта Быстроразъемная муфта Быстроразъемная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и предназначено для расстыковки пневмогидромагистралей космических аппаратов

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для расстыковки пневмомагистралей космических аппаратов

Изобретение относится к соединительному узлу
Наверх