Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера

 

СССР

Класс 21 с, 57-„

A 5762.) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У

wa Йри СНК

С. 3. Барский.

Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера.

Заявлено 3 июля 1939 года в НКЭП за М 25230.

Опубликовано 31 июля 1940 года.

Как известно, переключение ступеней металлических сопротивлений в роторах асинхронных машин малых и средних мощностей производится с помощью барабанных или кулачковых контроллеров.

В машинах больших мощностей этот способ управления уже становится затруднительным в виду наличия в роторной цепи больших токов и напряжений; в этом случае управление осуществляется с помощью контакторов. В настоящее время контакторы переменного тока выпускаются в серийном производстве на мощность порядка 600 kVA при напряжении до 650 V. Для мощных машин контакторы изготовляются уже по специальному заказу (напри- мер, для шахтных подъемных электродвигателей, для прокатных станов и др.).

Большая стоимость мощных контакторов, а также затруднения, связанные с их изготовлением, заставляют искать рациональные схемы запуска и управления мощными двигателями.

Предлагаемая схема частично ре ает поставленную задачу.

В предлагаемом устройстве, с целью уменьшения количества мощных контакторов, включающих отдельные секции пускового реостата, согласно изобретению, применены только два мощных контактора, рассчитанные на пусковой ток, остальные же (по числу ступеней пуска) контакторы взяты маломощными и на пониженное напряжение и соединены параллельно между собой через один и последовательно с главными контакторами в две группы, сблокированные между собой таким образом, что выключение и включение контакторов ступеней сопротивления осуществляется в обесточенном состоянии.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на фиг. 1 которого изображена схема присоединения контакторов к ступеням сопротивления асинхронного двигателя, а на фиг. 2— развернутая схема соединений катушек главных и вспо.; огательных контакторов с переключателем (командо контроллером).

Как показано на фиг. 1, все операции по включению и разрыву токов в роторной цепи осуществляют два мощных контактора А и В; вспомогательные контакторы от К! до КУ1П включаются и выключаются при отсутствии в их цепях тока; поэтому они выбираются маломощными и к тому же на пониженное напряжение. Таким образом, в предлагаемой схеме вместо восьми мощных контакторов работают только два мощных и восемь вспомогательных маломощных контакторов. Порядок включения контакторов следующий:

Π— все контакторы выключены

1 — вкючается Кl, за ним А

2 — включается hll, за ним В, после чего выключаются А и Кl

3 — включается RIII, а за ним А, после чего выключается В, а за ним и RII

4 — включается К1У,, за ним В, после чего выключается А, а за ним и KIII.

Таким способом с помощью главных к онтакторов А и В выключаются остальные ступени, число которых может быть как угодно большим.

При повороте рукоятки управления контакты переключателя замыкаются поочередно в направлении сверху вниз на фиг. 2 (показано стрелкой), причем предполагается, что одновременно замыкаются две пары контактов, При этом последовательно вклю- I чаются катушки I, 11.... Ч111 вспомогательных контакторов Kl, К11...KVIII, а с ними блок-контакты Г, 11 .....И1Г и главные контакторы А и B в той последовательности, как это описано выше.

Нормально замкнутые блок-контакты 1, 2, 8, 4, 5 и б принадлежат соответствующим вспомогательным контакторам КI...К1"1(и исключают одновременно включение каких-либо, двух контакторов, принадлежаших к одной группе (А или В).

Кнопки К, и К нормально при пуске включены. При обратном движении переключателя (остановка двигателя) храповичок, связанный с его рукояткой, поочередно нажимает кнопки К, и К и этим обеспечивает последовательность включения главных и вспомогательных контакторов.

Схема по фиг.2 является лишь принципиальным осуществлением идеи схемы по фиг. 1. В каждом же отдельном случае, в зависимости от специфических условий пуска или остановки, схема по фиг. 2 может быть соответственно изменена.

Схема по фиг. 1 может быть выполнена без вспомогательных контакторов Rl и К11, т. е. в прямом соединении начальных двух ступеней с контакторами А и В. Последовательность включения главных и вспомогательных контакторов будет та же, что и в схеме основного варианта, с той разницей, что вспомогательные контакторы KIII, KIV, KV, КР/, lCVIII после своего включения не выключаются обратно.

Таким образом, достоинство этого варианта состоит в том, что число ступеней фактически увеличивается почти вдвое, а с ними и плавность пуска. За этот счет можно уменьшить число основных ступеней. Кроме того, в этой схеме экономятся два вспомогательных контактора.

Недостаток этой схемы заключается в том, что вспомогательные контакторы работают в несколько худших условиях. Однако, как указывает автор, ток при этом настолько мал, что влиянием его на износ вспомогательных контакторов можно пренебречь.

Указанные принципы запуска и остановки мощных асинхронных машин, по мнению автора, могут быть применены в шахтных под ьемных машинах, в прокатных станах и других мощных установках, а также могут быть приложены к некоторым установкам постоянного тока.

Предмет изобретения.

Устройство для контакторно го управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера, отличаюшееся тем, что, с целью уменьшения количества мощных контакторов, включающих отдельные секции пускового реостата, применены только два мощных контактора, рассчитанные на пусковой ток, остальные же — по числу ступеней пуска— контакторы взяты маломощными и i рованные между собой таким обрана пониженное напряжение и соеди- зом, что выключение и включение иены параллельно между собой через контакторов ступеней сопротивления один и последовательно с главными осуществляется в обесточенном соконтакторами в две группы, сблоки-, стоянии.

Госпланиздат

Текред Л. И. Хрош

Отв. редактор П. В. Никитин

Ти .Сов. печ.", М 28346. Зак. М 7152 — 575

Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера 

 

Наверх