Гидроскопический компас

 

Х 59832

Класс 42 с, 35

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана при СНК СССР

В. В. Алексеев.

Гироскопический компас.

Заявлено 26 января 1940 года в НКВМФ ва Мв 2568.

Опубликовано 30 апреля 1941 года.

Предлагаемое изобретение касается устройства уже известного гироскопического компаса с баллистической системой жидкостных сообщающихся сосудов и маятниковым чувствительным к девиации элементом, воздействующим на электрический орган, изменяющий электрическое напряжение на своих зажимах пропорционально углу принудительного изменения положения центра тяжести дополнительной баллистической системы.

Согласно изобретению, в качестве упомянутой баллистической системы в гиро-компасе применены два сообщающихся через капилляр сосуда, соединенные с воздушным насосом трубопроводом, снабженным переключателем и перекидными кранами, управляемыми от электрического чувствительного органа таким образом, чтобы передача жидкости в сосудах дополнительной баллистической системы происходила принудительно в сторону, обратную перетеканию жидкости в основной баллистической системе. Кроме того, согласно изобретению, для привода воздушного насоса в предлагаемом гирокомпасе используется синхронный мотор, скорость которого пропорциональна меридиональной составляющей скорости корабля.

Как видно из чертежа, на котором изображен разрез предлагаемого гирокомпаса, этот последний состоит из окруженной следящей системой 2 гиросферы 1 с гироскопами 3 и баллистическими соединенными при посредстве трубок б и 7 сосудами 4 и 5 гашения.

Внутри гиросферы 1 помещено устройство, состоящее из вспомогательной баллистической системы, в которую входят сосуды 8 и 9, наполненные жидкостью по возможности с большим удельным весом, чем жидкость основных сосудов 4 и 5, и соединенные между собой капиллярной трубой 10; верхние пространства этих сосудов 8 и 9 сообщаются через перекидные краны 11 и 12 с помощью трубопровода 13 с воздушным насосом 14. Перекидные краны 11 и 12 сцеплены с электромагнитами 15 и 16, которые при своем действии поворачивают краны и тем самым сообщают верхнее пространство сосудов 8 и 9 с насосом 14. Насос 14 приводится в действие синхронным мотором 17, действующим от так называемого гиро-широт (или за неимением пбследнего от широкого ключа), который приводит его во вращение в зависимости от движения корабля по широтной составляющей. Величины зазоров при открывании кранов 11 и 12 на59832 ходятся в строгой зависимости от величины тех или иных ускорений корабля. Обмотки электромагнитов 15 и 16 с одной стороны соединены с переключателем 18, приводимым в действие мотором 17, а с другой стороны — с электродной поверхностью гира-сферы 1 и дальше через поддерживающую жидкость с контактным кольцом следящей системы 2. Контакты переключателя 18 соединены с электродными пластинками 22 гиро-сферы и следящей системы и дальше с контактными кольцами.

Таким образом при вращении мотора 17 в одном направлении переключатель 18 всегда будет поставлен на электромагнит 15, а при вращении в другую сторону — на электромагнит 16, насос же 14 будет работать при любом: направлении вращения мотора 17.

Для включения того или другого электромагнита 15 или 16 служит расположенный на следящей системе 2 или на кольце горизонта 23 контактор ускорений 19.

Этот контактор 19 состоит из маятника 20 и двух элементов 21, реагирующих на давление (пьезо-кварца, угольных пластинчатых столбиков, сегнето-электриков и т. п.) и зажимающих рычаг маятника 20. Контактор 19, будучи замкнут зажатым рычагом маятника 20 с источником тока, присоединяется своими элементами 21 к контактным пластинкам 22 и дальше к переключателю 18. При желании полу. чить от контактора токи большей силы включается усилитель 24.

Действие описанного устройства сводится к следующему. Когда корабль будет описывать циркуляцию или набирать скорость в плоскости меридиана, то в указанной плоскости появится ускорение и вследствие этого одновременно заработают с одной стороны основная баллистическая система сосудов 4 и 5, т. е. жидкость начнет перетекать из одного сосуда в другой и начнет вращаться мотор 17, а с другой стороны, под влиянием образующихся ускорений как круговых, так и прямолинейных в плоскости меридиана, в контакторе 19 будет создаваться или проходить, под влиянием надавливания груза маятника 20, ток, пропорциональный да влеаию или, mo то же, ускорению, В результате произойдет открывайие одним из электромагнитов 15 или 16 соответствующего крана 11 и

12 на величину, пропорциональную силе тока, и воздух из насоса 14 будет поступать в один из сосудов 8 или 9.

Поступающий воздух будет выжимать жидкость вспомогательной баллистической системы из одного сосуда в другой, но в направлении, обратном направлению перетекания жидкости в основной баллистической системе.

К моменту прекращения ускорения перетекание жидкости в обеих системах прекратится, перетекшие жидкости будут создавать равные, но обратно направленные моменты, которые равновесия системы не нарушат, и девиации ускорения не получится. По прекращении ускорения жидкости будут перетекать в обратном направлении.

Предмет изобретения.

1. Гироскопический компас с баллистической системой жидкостных сообщающихся сосудов и маятниковым чувствительным к девиации элементом, воздействующим на электрический чувствительный орган, изменяющий электрическое напряжение на своих зажимах пропорционально углу принудительного изменения положения центра тяжести дополнительной баллистической системы, отличающийся тем, что в качестве последней применены сообщающиеся через капилляр сс. суды 8 и 9, соединенные с воздушным насосом 14 трубопроводом 13, снабженным переключателем 18 и перекидными кранами 11 и 12, управляемыми электромагнитами, включенными в цепь электрического чувствительного органа таким образом, что перетекание жидкости в сосудах 8 и 9 происходит принудительно в сторону, обратную перетеканию жидкости в основной системе 4 и 5.

2. Форма выполнения компаса по п. 1,. о тли чаю ща я с я тем, что для привода воздушного насоса 14 применен синхронный мотор 17, скорость которого пропорциональна меридиональной составляющей скорости корабля.

59832

Отв. редактор Н. В. Никитин

Тип. «Сов. печ,>. М 66519. Зак. № 3916 †4

Госпланиздат

Цена 35 коп

3. Форма выполнения компаса по пп. 1 и 2, от лича юща я ся тем, что электрический чувствительный элемент 21, соединенный с маятником 20, выполнен из известных индикаторов давления, например, пьезо-кварца, сегнето-электрика, пластинчатого угольного столбика и т, п.

Гидроскопический компас Гидроскопический компас Гидроскопический компас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх