Смазочное масло для полимерных и металлополимерных пар трения
Сеюз Советокик
Социалистических
Реслуолик
« 505673
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.09.74 (21) 2056843/23-4 (51) M.Ê,:t. - С 0 М . 20
С !0.Й (/24
С 10М 1,46 с присоединением заявки— (23) Приоритст— (,43) Опубликовано 05.03.76. Б(оллстснь ¹ 9.осудаpcTBBNlblN комитет
Совета Мииис гров СССР пв делан изооретеиий и открытий (53) УДЫ 621.892.8 (088„8) (15) Дата Ои " гбликования Описан:(Я «8.05. (О (72) Авторы изобретепня
M Б. Каплан, C. С. Песецкий и С. В. Ще (71) Заявитель
Институт механики металлополимерных
АН Белорусской ССР
i (54) СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ПОЛИМЕРНЫХ
И МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЪ|Х ПАР ТРЕНИЯ
Стеарат кальция
Стеарат цинка
Бис- (2- оке и-3- третбутил-5-метилфеннл)метан
Трифенилфосфит
Ароматический р стзоритель
Минеральное масло
0,1 — 2,0
0,1 — 3,0
0,05 — 1 "0
0,05 — 1,00
5 — 30
До 100
Изооретен(ле стносится;< смазочнь:м маслам для полимерных н мета:I Ioïoëèìåpíbtx пар трения.
Извест;0 смазочное масло для полимерНЫХ И MHT2.".ËOÏOËÈÌ PHbIX Пав TPCHHR Н2 OC1(озе м:((ед алыого масла и аооматическо.-0 растворителя.
Однако известное смазочное масло обладает невысокими антифрикционными, противоизносными и противозадирными сзойствами.
Цель изобретения — повышение износостойкости и снижение потерь на трение — достигается тем, что в масло дополнительно Bзодят стеар 2TLI к2льция и цинк2, Оис- (2-Оз(си3-трет-бутил-5-метилфенил) -метан (бисал <0фен БП) и трифенилфосфит при следующем соотнош=-пии между компонентами (вес. % ):
Указанны(- вещества, вво имые непссредственно в объем полимера. быстро дезактивнPX (ОТСЯ В ПОВЕЭХНО "ТНЫХ СЛОЯХ, 2 1 :3 В IVTPQIIних слоев к Hot!epxttoсти практически не дифф" ндир пот, T2t(как полимер находится и твердом состоянии.
Ст=2p2Tbi, б"!=2. ( 1о в любых соотноше;(иях, что позволяет регулировать вязкость см230-(HO О м2сла. Для определения эффективности смазочного масла цилиндричес ие роликовые образцы (d 440 0лл, ширина площад:
Ь = 10 II,II) из пентапласта — поли-3,3-6ис(хлорметил)-оксаци, лобутана с чистотой рабочей позеэхнссти,77 —, 8 нспыть(вают в паре с металлическими роликами тех жс р22меров, изготовленными Йз стали 45. на машиН2х трения Ми-l,Ì B условиях, моделирующих р аооту зубчатых перед; ч при скорости;<а чения 0.89 м/сек и удельном скольжении 20% Hа базе 10 циклов нагружения. П=ред началом исиыт" Hitй ооразцы обезжиоивают серным эфиром tt агетоном и взвс-! ò 1(в2; . и;» ч i °,гче-;-1, - "- " з ДЯ 000 точ: ост=:a „-о 0,1 т..е-, пото;"яя э-.и опера„гии через ка;-:-:дые 10 циклов H2ãpi;æeHèÿ. П(оеде.-ьные значе- (я коэффициента трения, из:-.:"== и удельных нагрузок при смазке 505673 образцов каждым из испытуемых смазочных масел определяют по результатам 3 — 5 идентичных опытов, фиксируя качественные изменения и характер разрушения рабочей поверхности экспериментальных образцов. Износ и коэффициент трения определяют при Р 30 кг/с.н2. Результаты испытаний приведены в таб5 лице. Коэффициент трения при времени Износ, лг, при времени работы, час работы, час Я М С3 „ Смазочное масло (50 10 20 30 (40 20 30! ,0,035 ! . ;0045, 22,7 43,5 42,1 968 ! Масло авиационное МС-20 0,030 96,5 Разрушение То ж.е Разрушение То же 6,0 Масло индустрпальное ИС-20 Масло приборное !!! В П 0,035 Разрушение 138,3 j Разрушение 9,3 14,8 0,050 0,035 0,030 о,озо 0,030 0,300 0,020 185,1 193,5 (189,4 46,4 0,035 0,035 21,9 19,3 42,1 44,8 0,035 0,040 92,1 92,8 5,3 5,8 0,035 0,030 о,зоо I 0,020 ) 1 0,300 0,020 41,5 18,8 18,9 6,3 0,035 0,025 92,3 31,4 0,035 0,020 5,8 1,8 * Масло авиационное МС-20+0,5 вес. % стеарата кальция+1,5 вес, % стеарата цинка+0,05 вес. % бнсалкофена БП+0,05 вес. % трифенилфосфита+10 вес. % бензола. Из данных таблицы видно, что п", 1:использовании предлагаемого м асл з 1 ф.;>ициент трения полимерных и металлопо11 иерных пар снижается в 1,5 — 2 раза, износостойкость пентапласта увеличивается в 2 — 4 раза, а контактная прочность повышается на 30— 40%. 0,1 — 2,0 0,1 — 3,0 Формула изобретения Смазочное масло для полимерных и металлополимерных пар трения на основе минерального масла и ароматического растворителя, отличающееся тем, что, с целью снижения потерь на трение и увеличения из0,05 — 1,00 0,05 — 1,00 5 — 30 До 100 Составитель Л. Иванова Техред А. Камышникова Редактор T. Шарганова Корректор И. Симкина Заказ 569/850 Изд. ¹ 294 Тираж 629 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5 Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» Масло авиационное МС-20+ + 10 вес. % бензола+ +5 вес. % а-капролактама Этиленгликоль Этиленгликоль+5 вес. % гидрохинона Масло предлагаемое" (0 030 1 О 030 0,040 0,035 0,050, 0,050 носостойкости, масло дополнительно содержит стеараты кальция и цинка, бис-(2-окси-3трет-бутил-5-метилфенил) -метан и трифенилфосфит при следующем соотношении между 10 компонентами (вес. %) Стеарат кальция Стеарат цинка Бис- (2-окси-3-третбутил-5-метилфенил)метан Трифенилфосфит Ароматический раствор итель Минеральное масло