Замок для двери автомобиля

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕПЬСТВУ с !>w) (<ляФ.7(i,ö>

< о иалмстииеснии

Респубвик

„ () 7 (Яд (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено06.07.72 (21, 1808473/27-1. . 2 (51) M. Ел.

Е 05 В 65/34

В с присоединением заявки №

T0ñóäàðñ .âåííbté комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликочано25.03.76,Бюллетень ЛЪ 11 (45) Дата опубликования описания 30,04.76 (53) УДК

62, 3.1 1.3.011.6:34 (088.8) Ю. М. Полев, В, Н. Епишин н Г, B. Аверин (72) Авторы изобретения (71) ЗанвитЕль Волжское объединение по производству легковых «вчомобиле1 (54} ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ АВТОМОБИ) Л

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к замкам роторного типа для дверей автомобиля, которые могут быть использованы для запирания навесных боковых дверей автомобилей, Замкг дверей автомсбиля играют важную роль в обеспечении пассивной безопасности пассажиров.

Лрактика эксплуатации автомобилей показывает, что пассажиры, оставщиеся при авариях, например при опрокидывании автомобиля,.внутри салона кузова, как т равило, имеют менее серьезные травмы, чем пасса-сиры, выпавшие из автомобиля в мсй=

1 мент аварии. В связи с этим в настоящее время многие специализированные орг ниэации и фирмы занимаются проблемой обеспечения надежного эапирания дверей, особенно в момент аварий.

Известные замки роторного типа широко применяются на большинстве современ« ных автомобилей.

Такие замки укрепляются в панели две,ри и имеет выступающий вращающийся ротор с двумя зубьями, а также неподвижно закрепленный на стойке проема двери фиксатор.

На об.цем валике с ротором закреплен храповик, с псмощью которого осуществляется блокировка ротора в положении рабочего или прецохренительного зуба. Хр,.повой механизм кннематически связан с наружным и внутренним приво том эамк так, что при нажатии на одну из ручек двери тв (наружную или внутреннюю) происходит разблокировка ротора и он получает возможностт- провернуться ь выйти из эацет.л ния с фиксатором.

15 При закрывании двери ротор приближается к фиксатору, имеющему фасонный вырез, образующий запирающий зуб, входит в контакт с этим вырезом, обкатывает его и входит в зацепление зубом фиксатора.

20 В этом положении храповой механизм блокирует ротор и замок фиксиоуется в лоложении рабочего или предохранительного зуба храповика.

Однако этот эа,ок не исключает само26 произвольного открывания двери автомобиля B момент аварии при возникновении аварийных нагрузок, ConpoмеЯные нормы безопасности пас саж.ров предъявляют особые требования к замкам, Ротор и фиксатор замка не должны разъединяться в момент аварии при оздействии на них поперечной нагрузки до 907 кг на рабочем зубе и 454 кг на предохранительном зубе храповика и продольной нагрузки соответственно -1134 кг .и 454 кг. В момент удара зуб ротора, несмотря на заблокированный храповой механизм, выходит из зацепления с зубом фиксатора, и дверь самопроизвольно открывается. Это происходит потому„ что в момент удара (аварии) под действием поперечных нагрузок в точке контакта ротора и фиксатора возникает сила реакции (К}, направленная к центру кривизны зуба ротора, Зту силу можно разложить на две составляющие, одна из которых (R ) не оказывает вредного влияния на работу замка, ибо действует в направле-. нии, противоположном, действию поперечной нагрузки, и уравновешивает ее.,Qpyгая составляющая (Я ) направлена вдоль

Оси петель и стремится вывести ротор иэ зацепления с зубом фиксатора.

Как очевидно, действие выталкивающей составляющей (R }, зависит От велич.ины силы реакции (К) и угла ее наклона по отношению к оси петель„Решающим фактором, определяющим величину выталкивающего усилия составляющей (R<), является угол наклона силы реакции (Ц), который в свою очередь зависит от формы сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора.

Форма сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора известног замка (иными словами, их кривизна)

«икова, что угол наклона силы реакции (R), a, следовательно, и величина ее вредной составляющей (Я ), оказываются знаФ чительно больше, чем силы сцепления (сила tpeHBH) контактирующих поверхностей ротора и фиксатора, удерживающих замок в закрытом состоянии, в результате чего и происходит самОпроизвольное Открб!Ванне замка даже при заблокированном храпов ом мех ан и зме, Это подтверждается результатами испытаний известного замка, проведенными в лаборатории А/О ФИАТ.

Бель изобретения — повыи!ение надежности замка и ". редотврашение eI о самопроизвольного Открывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок.

Это достигается тем, чтс участок запираюшег "уба фиксатор,!, Ограниченный точками предварительного и окончательного закрывания двери, выполнен предпочтительно параллельным оси петель двери с допустимым отклонением, не превышающим величины угла трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора;

Соблюдение этого условия позволяет направить силу реакции (К) так, чтобы ее направление совпадало с направлением открывании двери, либо направить ее под таким углом к направлению открывания двери, который не будет превышать угла трения контактирующих поверхностей зуба ротора и фиксатора, В обоих случаях кривизна сопрягаемых поверхностей зуба ротора и фиксатора обеспечивает надежную фиксацию замка, даже при значите ъном увеличении аварийнои поперечной нагрузки, выходящей за пределы допустимых норм.

На фиг, 1 показан замок для двери asтомобиля, вид со стороны храпового меха.низма; на фиг. 2 - разрез замка и фиксатора по оси валика; на фиг. 3 — фиксатор замка, вид со стороны стойки .Ъерного проема; на фиг. 4 — схема разложения сил в положении предохранительного зуба; на

-фиг, 5 - то же, в положениях рабочего зуба; на фиг. 6 — построение профилей контактирующих поверхностей зуба ротора и зуба фиксатора замка.

Замок для двери автомобили имеет металлический штампованный корпус 1 с отверстиями 2 для крепления к панели двери (на чертеже не показана). В корпусе 1 на общем валике 3 установлены ротор 4 с зубьями 5 и 6, храповик 7, подпружиненный пружиной 8, и опорная шайба 9, причем ротор 4 и храповик 7 закреплены на валике 3 жестко. (Ъ

В корпусе 1 на другом валике 10 установлен двуплечий качающийся рычаг 11 наружного привода со спиральной пружиной 12., Верхний конец 13 рычага 11 кинематически связан с наружной ручкой двери (на чертеже не показано), а на его нижнем конце выполнена собачка 14, В фиксированных положениях замка собачка, поддерживаемая пружиной 12, находится в зацеплении с рабочим 15 или предохранительным 16 зубьями храповика 7 и обеспечивает блокировку ротора 4.

Кроме того, в корпусе 1 смонтированы щеколда 17 и рычаг 18 внутреннего привода, который Одним плечом взаимодействует с рычагом 1 1 наружног0 привода, а другим

IIIIE .Чом Обес лечив не Г кинематнческ ю (вя ° ь с внутренней ру кой дв . рл; вт», обили (на чар Ге. ж !е 1г)к:< .:>I! .), 507698

Собранный замок крепится к двери автомобиля обычным способом, например винтами.

На стоике дверного проема (на чертеже не показано) жестко крепится фиксатор 19 (см,фиг. 3), с которым входи ьв зацепление ротор 4 замка.

Фиксатор 19 представляет собой пластину, отштампованную из листовой стали, и имеет привалочную поверхность 20 с от верстиями 21 для крепления фиксатора к стойке дверного проема, а также рабочую поверхность 22. Обе эти поверхности удалены друг от друга так, что между ними образуется полость, в которую входит ротор 4 при закрывании двери.

На рабочей поверхности 22 фиксатора19 выполнен фасонный вырез 23, нижняя кромка которого образует впадину 24 и запирающий эуб 25 фиксатора. &тот эуб имеет наружную кромку а,,торцовую кромку, ы рабочую кромку б, которая сопрягается с впадиной 24 фиксатора, Над верхней кромкой фасонного выреза 23 фиксатора закреплен скользящий в горизонтальной плоскости клиновой сухарь

26, поджатый пружиной 27,. В закрытом положении замка сухарь 26 своей клиновой частью контактирует с опорнои шайбой 9, установленной на общем валике 3 с ротором 4, предотвращая вертикальные колебания, двери автомобиля, Профиль рабочей кромки зуба 25 фиксатора выполняется так, чтобы угол (Ф ) между осью петель и линией, проходящей через точку контакта (С) и центр кривизны (О) зуба ротора, в фиксированных положениях замка был больше или, по крайней мере, равен прямому углу (90 ) за вычетом угла трения (P ) контактирующих поверхностей ротора и фиксатора.

Выполненный согласно этому условию профиль рабочей кромки 5 зуба 25 фиксатора обеспечивает оптимальный наклон силы реакции (R), а, следовательно, надежность в работе замка.

Замок работает следующим образом.

При закрывании двери ротор 4 приближается к фиксатору 19 и его первый зуб 5 входит в контакт с наружной кромкой запирающего зуба 25 фиксатора. При этом ротор проворачивается и его второй зуб 6 входит во впадину 24 фасонного выреза 23 фиксатора. Собачка 14 рычага 11 наружного привода заскакивает за предохрани,тельный зуб 16 храповика 7 и блокирует ротор 4 в первом фиксированном положении (положение предохранительног0 зуба).

В та«ом положении замки дверь в; крыта, 5

Ю

)5

И

6

О но все же имеет люфт в поперечном направлении, вызывая при движении стук, предупреждающий о неполном закрывании двери.

Дверь закрыта полностью тогда, когда собачка 14 рычага ll наружного привода входит в зацепление с рабочим зубом 15 храповкка 7, что соответствует второму .фиксированному положению замка (положению рабочего зубе). В. этом положении зуб

6 ротора 4 полностью входит во впадину 24 фи Жатора, дверь плотно закрыта и не име ет поперечных колебаний, При эакрываниидверей опорная шайба 9

;вступает в контакт с клйновой поверхно:стью сухаря 26, который под действием пружины 25 удерживает дверь от вертикальных колебаний.

В закрытом положении замка зуб 6 ротора 4 всегда прижат к рабочей кромке .6 зуба 25 фиксатора так, что между ними

:обеспечен постоянный контакт, в силу чего возникающая при аварии поперечная нагрузка и ее реакция всегда будут передавать,ся с ротора 4 на фиксатор 19 через эту

;точку.

Если профиль рабочей кромки Ь зуба 25 фиксатора или профиль контактирующего зуба 6 ротора 4 выполнены в соответствии с условиями предлагаемого изобретения,то направление силы реакции (R) образует с направлением оси петель угол (ф ), который больше или, по крайней мере, равен величине 90о- Р, где P — угол трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора, Формула изобретения

Замок для двери автомобиля, содержащий смонтированные на общем валике поворотный зубчатый ротор, взаимодействующий с закрепленным на стойке проема двери фиксатором, имеющим фасонный вырез, образующий запирающий зуб, опорную шайбу, контактирующую с подпружиненным сухарем фиксатора, храповик и рычаги привода, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности замка и предотвращения его самопроизвольного открывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок, участок запираюшегос зуба фиксатора, ограниченный точками пртllварительног0 и скончательного закрыв:и я двери, выполнен предпочтительно пара тжл — ным оси петель двери с допустичыч ст«понение., пе преBbII!iаюв)ич величины углы

TpеHиSI K9fi т -II< T;! k. IIIIIX IIOT3еp«II».

i I

Составитель Л. Смольская

Редактор H. Козлова Техред M. Левицкая Корректор Ц. (оксич

Заказ 1724 ТиРаж 653 Подписное

ЦНИИПИ Государственного омитета Совет» Министров ((СР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, >К-35, Раушская наб.. д. филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,

Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля Замок для двери автомобиля 

 

Наверх