Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей

 

<п БИ936

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.08.74 (21) 2073721/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30 05.76. Бюллетень № 20 (51) М. Кл,з- 6 01В 11, 26

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 531.715.27 (088.8) Дата опубликования описания 09.08.76 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Я. Х. Закин и Э. В. Копилевич

Ленинградский филиал государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКРУЖНЫХ ЛЮФТОВ

ТРАНСМИССИЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение касается способов определения окружных люфтов в передачах, применяемых в машиностроении, а именно способов определения люфтов в трансмиссиях автомобилей.

Известен способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей, заключающийся в том, что на ведомом валу наносят базовую метку, с помощью вилки люфтомера от руки поврачивают этот вал на один оборот и по лимбу определяют люфт путем определения угла отклонения базовой метки.

Однако точность определения люфтов этим способом не удовлетворяет требованиям эксплуатации автомобилей, поскольку определение окружного люфта трансмиссий производится в статическом положении трансмиссий производится в статическом положении трансмиссий, т. е.,когда трансмиссия находится в нерабочем положении. Кроме того, в в определении окружного люфта участвует дополнительное кинематическое звено-люфтомер, который вносит дополнительную погрешность в процесс определения люфта.

Целью изобретения является повышение точности определения окружного люфта трансмиссии.

Это .достигается тем, что базовую метку освещают стробоскопическими импульсами с частотой, при которой метка на ведомом валу кажется неподвижной, изменяют синхронно скорость вращения ведущего вала и частоту стобоскопических импульсов и определяют угол отклонения метки от первоначального ее положения, по которому судят о люфтах в трансмиссии.

Это обеспечивает повышение точности определения люфтов трансмиссии в динамике, т. е. лри нахождении трансмиссии в рабочем

10 положении.

Изобретение поясняется схемой. На поверхности ведомого вала 1 наносят базовую метку А и вращают его с определенной и постоянной угловой скоростью, затем базовую мет15 ку освещают стробоскопическими импульсами.

Если частота импульсов равна частоте вращения вала, то метка А оказывается в неподвижном положении, а с изменением угловой

20 скорости вращения вала синхронно изменяется частота стробоскопических импульсов. Однако в момент изменения угловой скорости частота импульсов изменяет свою величину

|несколько раньше, так как в трансмиссии

25 происходит перекладывание зазоров, в связи с чем метка А смещается в точку В на угол а. Угол соответствует окружному люфту трансмиссии.

Предлагаемый способ осуществляется сле30 дующим образом.

Ьf5936

Формула изобретения

Составитель Л, Кениг

Техред E. Подурушина

Редактор О. Юркова

Корректор E. Рожкова,"-,аказ 1591,12 Изд. ¹ 1481 Тираж 854 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам пзооретений и откр3итий

1!3035, Москва, Ж-35, Рву!некая наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Автомобиль устаняв .ивают на стенд для свободного вращения .,едущих колес. На поверхности ведомого вала наносят базовую метку А и в коробке передач вклю !ак!т прямую передачу. Затем освеща1от cTpo60OKQI вращающийся ведомый вал трансмиссии. Источником стробоскопических импульсов может служить любой стробоскопич вский прибор для проверки системы зажигания, где гснератором импульсов является искра от свечи первого цилиндра двигателя автомобиля. На ,картере заднего моста закрепляют лимб 2, при,работе двигателя на любых оборотах частота стробоскопических импульсов всегда кратна частоте вращения коленчатого вала, т. е. 1=2о3 где f — частота стробоскопичсских импульсов, а Го — частота вращения вала, т. е. два оборота вала соответствуют одному искрообразованию в первом цилиндре. В силу этого метка А кажется неподвижной. После этого из кабины автомобиля осуществляют изменение числа оборотов ведущего вала трансмиссии путем воздействия на педаль акселератора. При изменении оборотов вала происходит перекладывание зазоров, вследствие чего метка А перемещается па какой-то момент и занимает положение В. Угол а между положением оазовой метки в точке А и в точке B характеризует величину окружного Гпофта трансмиссий автомобиля.

Исключая поочередно элементы 1p!;Ici;IIOсии и вычитая из сум....;рного люфта АВ значение люфта предыдущего элемента, можно получить величию люфта каждого э;емента

В 0 ГДЕЛЬНОС! И. К!!РДЯППОГО ВЯЛЯ, КОРООКИ IICредач и других элементов. Для этого достаточно перестави I ü лимб 2 вдоль элсментов трансмиссии и повторить замер.

Точность замера люфтов предлагаемым способом повышается на 8,5% по сравнению

10 с известным спосооом. При этом определение люфтов производится в условиях, предельно приближенных к экплуатационным.

Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей с ведомым и ведущим галами, заключающийся в том, что на ведомом валу наносят базовую метку и вращают его с определенной и постоянной угловой скоростью, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения люфтов, освещают базовую метку стробоскоIIH÷åñêèìII импульсами с частотой, при кото25 рой метка на ведомом валу кажется нсподвижной, изменяют синхронно скорость враI! joII11!I Вед1 !Г1сi о Вя.la и ч ас ГО! строооскопи !сских и!мп льсов и Онрсде. 1яют 1 Гол Отклонен:!я метки от первоначального се поло1ке30 ния, iio которому судят î;,þôòàõ трансмпсC II II.

Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства при осуществлении контроля смещения подвижного объекта при строительстве высотных зданий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточных измерений малых угловых перемещений в специальных геодезических работах, в точных геофизических измерениях и при производстве крупногабаритных изделий в качестве контрольно-измерительной аппаратуры

Изобретение относится к области измерительной техники и служит для определения пространственной геометрии технологических каналов, в т.ч

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в астрономии, навигации, геодезии, технической физике, точном машиностроении и приборостроении, оптико-механической и оптико-электронной промышленности и в строительстве сооружений

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике для бесконтактного определения линейных и углового положений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых смещений объектов различного назначения
Наверх