Устройство коррекции гировертикали

 

УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ ГИРОВЕРТИКАЛИ, содержащее направляющую с подвизкнам шариком, поводок, редуктор привода от ротора гироскопа свыходным колесом, отличающееся тем, что, с целью увеличения эффективности коррекции и упрощения конструкции. Направляющая и поводок выполнены в виде желоба, расположенного по диаметру диска выходного ко- .леса редуктора, а ось вращения зубчатого колеса совпадает с осью вращения ротора гироскопа.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (Н), Зд) G 01 С 19/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСЯОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2114547/23 (22) 19,03,75 (46) 23 ° 01 84. Бюл. 9 3 (72) С.А, Знаменский и .A,È. федоров (53) 629.7 ° 058.83(088 ° 8) (54)(57) УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ ГИРОBEPTNKMIH, содержащее направляющую с подвижнйм шариком, поводок, редуктор привода от ротора гироскопа с выходным колесом, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью увеличения эффективности коррекции и упрощения конструкции, направляющая и поводок выполнены в виде желоба, расположенного по диаметру диска выходного ко.леса редуктора, а ось вращения эубчатого колеса совпадает с осью вращения ротора гироскопа.

519011

Изобретение относится к гироскоПИ= ческому приборостроению и может быть использовано в авиационном и морском транспорте.

Известное устройство механической коррекции гировертикали содержит 5 один или несколько шариков, перемещающихся по круговой направляющей, жестко закрепленной на кожухе ротора гироскопа в плоскости, перпендикулярной к оси ротора, а также пово- 10 док, связанный через редуктор с ротором гироскопа и приводящий в движение шарик в направлении вращения ротора гироскопа.

Такое устройство имеет недостаточ- 15 ную эффективность коррекции и сложную конструкцию. Это объясняется тем, что полезная составляющая момента небаланса, определяемая весом шарика, действует по разные стороны от линии наибольшей крутизны и имеет неравные по величине и противоположные по знаку значения, поэтому величина полезной составляющей корректирующего момента представляет собой разность этих значений и не является максимальной для данной массы шарика, что снижает эффективность коррекции.

Целью изобретения является повышение эффективности коррекции и упрощение конструкции устройства. 30

Это достигается тем, что направляющая и поводок выполнены в виде прямолинейного желоба, расположенного по диаметру диска выходного зубчатого колеса редуктора привода, при 35 этом ось вращения зубчатого колеса совпадает с осью вращения гироскопа.

На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое устройство в положении, когда ось ротора гироскопа совпадает с вертикалью места; на фиг. 3-6 — траектория движения шарика при наклоне гироскопа вокруг оси Х.

Устройство коррекции гировертикали состоит из подвижного шарика 1, помещенного в направляющей, выполненной в виде прямолинейного желоба 2, закрепленного по диаметру диска 3 выходного зубчатого колеса редуктора привода. Первое колесо 4 редуктора входит в зацепление с трубкой 5, ук- 50 репленной на оси ротора 6 гироскопа.

Редуктор обеспечивает вращение желоба 2 со скоростью 15-20 об/мин в направлении, совпадающем с направлением вращения ротора гироскопа.

Диск 3 выходного зубчатого колеса. служит опорной поверхностью для шарика 1 и может быть выполнен как плоским, так и в форме вогнутой сферы с большим радиусом кривизны.

При совпадении оси ротора б гирос-. копа с вертикалью места центр массы шарика 1 находится на оси вращения ротора 6 в центре диска 3.

При отклонении оси ротора 6 от вертикали места шарик 1 начинает откатываться по желобу 2 от центра диска

3, одновременно перемещаясь вместе с вращением желоба 2. Амплитуда перемещений шарика 1 вдоль желоба 2 увеличивается пропорционально увеличению угла отклонения оси ротора 6 от вертикали. Соответственно увеличиваются корректирующий момент и скорость процессии. Эти параметры достигают максимальной величины и становятся ! постоянными при упоре шарика 1 в торец желоба 2, Скорость вращения желоба 2 подобрана так, что траектория движения шарика 1 при наклоне гироскопа, Например, вокруг оси Х приобретает характер замкнутых кривых 7, 7", 7" 7 " (фиг. 3), касающихся центра диска 3 и симметричных относительно оси Х, причем изменение траектории происходит в зоне, пропорциональной характеристики коррекции (см. фиг. 4,5 и б). Вне этой зоны углов процессионное движение происходит с постоянной скоростью. Шарик 1, перемещаясь в зависимости от угла наклона гироскопа по одной из семейств кривых 7,за половину оборота диска 3 проходит. полную замкнутую траекторию, которая располагается по одну сторону оси Z, касаясь этой оси в центре диска 3. В результате этого перемещения массой шарика 1 создается импульс корректирующего момента только одного знака. Это увеличивает эффективность коррекции, делая ее максимальной для данной массы шарика.

519011

4Уиг. 2

Фиг. 4 фиг. J

@us. 5

Puz. Б

ТехредЖ. КастелевичКорректор А. Повх

Редактор О. Юркова

Тираж 587 Подписное

BHHHTIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1047/2

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство коррекции гировертикали Устройство коррекции гировертикали Устройство коррекции гировертикали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы

Изобретение относится к области гироскопических приборов, предназначенных для определения истинной вертикали на движущихся или неподвижных объектах и применяющихся, например, в качестве датчиков крена и тангажа летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в измерительных системах и системах управления подвижных объектов

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для систем стабилизации, наведения и управления, работающих на подвижных объектах
Наверх