Автоколлимационный способ контроля профиля выпуклых криволинейных поверхностей

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИПДЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик (<>)- zosхо (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.09.73;(21) 1960493/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.07.76.Бюллетень № 25 (45) Дата опубликования описания15,10.76 (51) M. KJt.e . & 01 В 11/24

Ьоуднротееннмй номнтет

Сонате Мнннотрон СССР не денем нзобрвтеный н еткрмтнй (53) УДК

531,717,86 (088.8) (72) Авторы изобретения! В, В. Горелик, В, С. Плотников, А. H. Маренков и А. М, М ондрус (71} Заявитель (54) АВТОКОЛЛИЖАКИОННЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ

ВЫПУКЛЫХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Изобретение относится к измерительной

:технике и может быть использовано для контршы асфернческих поверхностей, преимущественно оптических деталей.

Известен способ контроля формы поверх-! ностей, заклющающийся в том, что автокол%, ;лимационную систему поворачивают вокруг точки, совпадающей с фокусом контролируе,мой поверхности flj., Известен также способ контроля путем; 10 .,анализа смещения светового луча, внои-;: мого подвижным контактирующим элемен)том при перемещении последнего по контро-, - -. ! лируемому профилю f23.

Наиблее близким аналогом предлагаемо- IÜ го изобретения является способ контроля асферическнх поверхностей, заключающий1 ся в том, что ось поворота контактирующе-, го элемента с отражающей полированной

:плоской поверхностью перемещают по подэ-. M, pe контролируемого профиля, а в качестве, регистрирующего устройства используют

,автоколлиматор, который поворачивают вокруг оси, проходящей через точку, отно ! рительно которой определаена подэра, и ; М

2 ! ориентируют так, чтобы ось оптической системы проходила через ось поворота ьон-! тактирующего элемента.

Применение известного способа ограни чено поверхностями. второго порядка.

Е1ель изобретения - расширение диана зона форм контролируемых поверхностей. ! Зго достигается тем, что используют: контактирующий элемент, представляющий собой две плоско-параллельные полирован,!ные пластины, которые устанавливают под ! углом одну к другой с возможностью не-! зависимого поворота в плоскости контролируемого профиля, вершину угла распола! гают на изооптической кривой; контролируемого профиля, поворачивают контактирующий элемент вокруг вершины угла, ! контролируемую поверхность перемещакт: .внутри угла, сохраняя «сжтакт между плас тинами и контролируемой поверхностью и . !, по величине изменения угла между пластя-! нами, который измеряют оптической систе

;мой, судят о периметрах контролируемого профиля.

520510, Источники информации, принятые во внима тин 5 под углом, дополняющим до прямого

r угол, спомощью! которого получена изоптиче кая кривая проверяемого профиля. !

Предложенный способ дает возможность

,35 контролировать автоколлимационным метоние при экспертизе:

1. Авт. св. № 138797 по кл. 001В1 1/24

2 от 1961 r.

2. Авт.св,¹241024,покл.Ъ01И11/24 от 1969 r.

ЦНИИПИ ;,аказ 4232/203

ЛодписноР

Тираж 863

Филиал ППЛ "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 4

Сущность изобретения поясняется чер дом поверхнос ом» тежом. ости как второго, так и более высоких порядков, Контроль профиля выпуклых криволиней- ных поверхностей производят следующим

I образом, Формула иэобретеийя

Проверяемую деталь 1 закрепляют на Автоколлимационный способ контроля поворотном столе 2, параллельно оси вра профиля выпуклых криволинейных поверхносщения когорога устанавливают ось 3 на тей, при котором взаимно перемещают опти«вляющейся и" расстоянии, уев«ом радиусу окружности 4,;. ческую систему контактирующий е эртаоптической кривой (котора,! р и контролируемую поверхность, о т л на свою очередь, является частным случаем ч а ю щ и и м а ю щ и с я тем, что, с целью расшииэьптической кривой) контролируемого про рения диапазона форм контролируемых ложностью независимо верхностей, используют контакти ующий эле-! го ново от р а устанавливают две полирован-, I мент, представляющий собой две плоско па

I ь р ные!плоскопараллельные пластины 5, кото- 15 раллельные полированные пластины, которые поджимают к проверяемой детали 1. Рые устанавливают под углом одна к другой, На одной иэ пластин 5 станавлив авто у т авливают а то.. с воэможностью независимого поворота в коллиматор 6. плоскости контролируемого профиля, вершину угла располагают на изооптической кривой ц процессе контроий профиля вы уклой контРолиРУ о профили ooBoPB oo3GR7F кон поверхности детали 1 ее поворачивают на тактирующий элемент вокРУг веРшины Угла !

У

4я оле 2 относительно оси 3 (или ось 3 от,.контролируемую поверхность перемешают носитещ«о детали 1), При этом измеряют внутри Угла, сохраняя контакт между плас помощью автоколлиматора 6 отступление l, òèíeìè и контролируемой поверхнос тью и !

Я ! от прямо о угла между двумя полированны по величине изменения угла между пласти ами пластинами. ми, который измеряют оптической системой, судят о параметрах контролируемого про-

Для контроля профиля ряда поверхностей по дальному .способу возможно также размещение автоколлиматора 6 на одной из плас-

Автоколлимационный способ контроля профиля выпуклых криволинейных поверхностей Автоколлимационный способ контроля профиля выпуклых криволинейных поверхностей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам определения геометрических параметров объектов и оптическим устройствам для осуществления этих способов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактных измерений профиля деталей типа тел вращения, а также слабой волнистости поверхности в виде пространственной функции

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля технического состояния рельсового подвижного состава

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройству для измерения поверхностей и профилей с помощью интерферометрии

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к оптико-электронным устройствам для бесконтактного измерения отклонения поверхности длинных узких объектов от прямолинейного на заданном отрезке и может быть использовано для контроля прямолинейности поверхности катания рельса
Наверх