Дроссель

 

14t i

-".Мгй и Е

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВ 1ОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.12.72 (21) 1860724/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 25.01.77 (51) М. Кл2 F 16К 25/00

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621-540(088.8) (72) Автор изобретения

H. H. Расчетнов (71) Заявитель (54) ДРОССЕЛЬ

К„r„

К,r cos $

Изобретение относится к области пневмоавтоматики и может быть использовано в пневмоарматуре и пневмосхемах.

Известны дроссели, включающие корпус с седлом, входной и выходной патрубки, дросселирующий орган, через упор, поджатый пружиной к седлу со стороны входной полости и имеющий на рабочей поверхности канавку переменной глубины, полость которой связана с полостями выходного и входного штуцеров через каналы, выполненные в теле седла и дросселирующего органа, хвостовик которого со стороны, противоположной пружине, выведен из корпуса и снабжен посадочным местом для установки регулировочного инструмента, и разъемно связанную с корпусом заглушку, охватывающую хвостовик дросселирующего органа (1).

При работе известного дросселя в определенном режиме фиксация углового положения дросселирующего органа осуществляется пружиной, а регулировка дросселя осуществляется поворотом упомянутого органа посредством приложения крутящего момента к посадочному месту хвостовика, которое может быть выполнено как под ключ, так и под отвертку.

При этом возможны потертости и надиры на уплотняющих поверхностях дросселирующего органа и седла, что обусловливается невозможностью оценки положения дросселирующе го органа на момент начала его поворота, т. е. неизвестно, отжат ли он от седла или нет.

Повреждение рабочих поверхностей, которые в условиях необходимости частей перенастройки

5 увеличиваются, приводит к нарушению герметичности и работоспособности дросселя.

Цель изобретения — обеспечение автоматического отжатия рабочей поверхности дросселирующего органа от седла прп регулировке т0 дросселя.

Указанная цель достигается тем, что посадочное место хвостовика дросселирующего органа выполнено в виде двух наклонных по15 верхностей, в зону сопряжения которых устанавливается регулирующий инструмент, при этом угол наклона поверхностей и коэффициент трения между ними и инструментом выбираются такими, чтобы при условии приложе20 ния к регулирующему инструменту осевого усилия, равного или близкого к усилию пружины, соблюдалось соотношение где К„и r„— коэффициент и приведенный радиус трения между поверхностями посадочного места и HHcTp) 30 ментом;

541065

К, игу — коэффициент и приведенный радиус трения между дросселирующим органом п упором;

Р— угол наклона поверхностей посадочного места. 5

Для использования заглушки в качестве регулирующего инструмента она снабжена продольным выступом.

На фиг. 1 показан предлагаемый дроссель, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по 10

Л вЂ” А на фиг. 1.

Дроссель содержит корпус 1, имеющий входной и выходной штуцеры 2 и 3 и седло 4 с каналом 5, сообщающимся с полостью выходного штуцера 3. В корпусе 1 установлен дрос- 15 селпрующий орган 6, на прижатой к седлу 4 рабочей поверхности которого выполнена канавка переменного сечения 7 длиной менее длины окружности радиуса R, причем полость канавки 7 с одной стороны связана с поло- 20 стью входного штуцера 2 каналом 8, который выполнен в теле дросселирующего органа 6, а с другой стороны с каналом 5. Дросселирующий орган 6 снабжен хвостовиком 9, который выведен за пределы корпуса 1 и имеет поса- 25 дочное место 10, выполненное в виде двух наклонных поверхностей.

В полости входного штуцера установлена пружина 11, которая через упор 12, имеющий отверстия 13 для прохода рабочей среды, при- 33 жимает дросселирующий орган 6 к седлу 4, обеспечивая таким образом необходимый для фиксации углового положения органа 6 суммарный момент трения М,б, складывающийся из момента трения между седлом 4 и органом 35

6 Мс и момента трения между органом 6 и упором 12 Му. Зона выведения хвостовика 9 охвачена установленной на резьбе герметизирующей заглушкой 14, которая предохраняет хвостовик 9 дросселирующего органа 6 от слу- 40 чайных механических воздействий.

Кроме того, на крышке заглушки 14 выполнен продольный выступ 15, служащий регулирующим инструментом при изменении режима работы дросселя. 45

Дроссель работает следующим образом.

Рабочая среда через входной штуцер 2, отверстия 13 и канал 8 поступает в зону максимального сечения канавки 7. Если зона а дросселирующего органа 6, в которой канавка 7 50 прерывается, совмещена с каналом 5 седла 4, то полости входного и выходного штуцеров герметично разобщены. При повороте дросселирующего органа по часовой стрелке канавка переменного сечения 7 (ее минимальное се- 55 чение) начинает сообщаться с каналом 5 седла 4. При дальнейшем повороте дросселирующего органа 6 с каналом 5 сообщается все большее сечение канавки 7 и так до максимального. Таким образом, поворотом дроссе- 60 лирующего органа 6 меняется дросселирующее сечение и, следовательно, расход рабочей среды от максимального до нуля.

Автоматическое отжатие дросселирующего органа 6 от седла 4 при его повороте обуслов- 65 лено следующим. Угловое положение дросселирующего органа определяется суммарным моментом трения M„g=M„+M,- (1).

При снятии заглушки 14 и постановке ее продольного выступа 15 в зону сопряжения наклонных поверхностей посадочного места 10 при приложении определенного усилия между инструментом (выступом 15) и посадочным местом 10 возникает момент трения М, Если усилие имело бы только угловое направление, то для того, чтобы повернуть дросселпрующий орган 6, необходимо, чтобы величина М„была больше М,б, т. е. My)Moo, но поскольку практически при подобных регулировках всегда имеет место и осевая нагрузка, то Му(М,б, но это далеко не всегда сопровождается размыканием силового контура седло — дросселирующий орган, что приводит к дефектам. Согласно известной зависимости

М„можно выразить следующим образом:

М„= К„„Р„)cos ... (2) где К„и г„— коэффициент и приведенный радиус трения между выступом 15 и посадочным местом 10;

Є— осевое усилие, приложенное к инструменту;

P — угол наклона поверхностей посадочного места 10.

Отсюда следует, что для того, чтобы из М,е удалить М„т. е. разомкнуть силовой контур в этой паре трения, к инструменту (заглушке

14) необходимо приложить осевое усилие Р„, равное или предельно близкое к усилию пружины Р, которое обуславливает величину М„ в этом случае

М,б = Му = КугуР, (3) где Ку и гу — коэффициент и приведенный радиус трения между упором и дросселирующим органом;

P — усилие пружины.

Чтобы дросселирующий орган повернулся, М„должен быть незначительно больше Му, т. е. М„)М,. плп " )1. (4)

М, Таким образом, для поворота дросселирующего органа 6 с обязательным автоматическим его отводом от седла 4 необходимо, чтобы прикладываемое к заглушке 14 осевое усилие было равным и близким к усилию пружины

11, а коэффициент трения в паре посадочное место — выступ заглушки К,- и угол наклона плоскостей посадочного места р выбирались такими, чтобы М„всегда был несколько большим, чем М, т. е. при P(P„(5) всегда должно соблюдаться соотношение

К„у „Р!!/соя

Му К ГуР

Считая в общем случае, что Р=Р„можно написать !! и ) 1 (6)

К,!,, cos 3

Поскольку М„устанавливается незначитель541065 но большим, чем Му, то при невыполнении условия (5) становится практически невозможным повернуть дросселирующий орган 6, так как в этом случае соблюдается условие (1), и

М„всегда будет существенно меньшим, чем

М„-. Следовательно регулировка дросселя подобной конструкции может быть осуществлена только при условии отжатия дросселирующего органа от седла.

Формула изобретения

1. Дросссль, включающий корпус с седлом, входной и выходной патрубки, дросселирующий орган, через упор, поджатый пружиной к седлу со стороны входной полости и имеющий на рабочей поверхности канавку переменной глубины, полость которой связана с полостями выходного и входного штуцеров через каналы, выполненные в теле седла и дросселирующего органа, хвостовик которого со стороны, противоположной пружине, выведен из корпуса и снабжен посадочным место для установки регулирующего инструмента, и разьемно связанную с корпусом заглушку, охватывающую хвостовик дросселирующего органа, отличающийся тем, что, с целью обеспечения автоматического отжатия рабочей поверхности дросселирующего органа от седла при регулировке дросселя, посадочное место хвостовика дросселирующсго орг i1 .0 и и: лнеНо B B1Igc gl;B) x HBK. oHjj поверхностей, в 30ну сопряжения которых устанавливается регулирующий инструмент, при этом угол наклона поверхностей и коэффициент трения между ними и инструментом выбираются такими, чтобы при условии приложения к регулирующему инструменту осевого усилия, равного или близкого к усилию пружины, соблюдалось со10 отношение

К„г„

К,.r,. с в Э где К„и г„— коэффициент и приведенный ра15 диус трения между поверхностями посадочного места и инструментом;

Кг и r — коэффициент и приведенный радиус трения между дросселирую20 щим органом и упором;

P — угол наклона поверхностей посадочного места, 2. Дроссель по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью использования заглушки в каче25 стве регулирующего инструмента, она снабжена продольным выступом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт. св. № 421809, кл. F 15С 3/02.

541065

*- Т

Фиг.7

А-А

Фиг. 2.

Составитель Ф. Емельянов

Техред Е. Петрова

Корректор Т. Гревцова

Редактор С. Заика

Заказ 300279 Изд. № 1924 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раугпская паб., д. 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2

Дроссель Дроссель Дроссель Дроссель 

 

Похожие патенты:

Клапан // 515908

Клапан // 514146

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к конструкции узла уплотнения в запорном органе трубопроводной арматуры, и может быть использовано, например, как при изготовлении новых, так и при работе старых задвижек

Изобретение относится к средствам перекрытия потока жидкости, содержащего значительное количество абразивных частиц или включений, и может быть использовано в гидротехнике, мелиорации и т.д

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в клапанных, фланцевых, ниппельных и других соединениях

Клапан // 2169303
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к клапанам газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также к клапанам (золотникам) запорной и регулирующей арматуры на трубопроводах

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для использования в качестве седла запорного органа затвора на трубопроводах с высокой температурой рабочей среды, включающей абразивные частицы

Изобретение относится к машиностроению, а именно к регулирующей трубопроводной арматуре, и может быть использовано в клапанах дискового типа для регулирования расхода и перекрытия потока жидкой или газообразной среды в различных технологических линиях

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре, а именно к устройствам, регулирующим расход и перекрытие потока жидкой или газообразной среды, находящейся как при низком, так и при высоком давлении, и может быть использовано в системах тепловодоснабжения, например в клапанах дискового типа на трубопроводах тепловых электростанций

Клапан // 2285850
Изобретение относится к запорной энергетической арматуре и предназначено для использования при изготовлении конструктивных элементов клапанов котельных установок
Наверх