Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 547877 (61) Дополнительное к авт. свид-вуЛ 457128 (22) Заявлено 04 02.75 (21) 2103322/07 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.02,77.Бюллетень % 7 (45) Дата опубликования описания 80(51) М. Кл.

Н 01 М 10/48

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо дели изобретений и открв тий (53) УДК 621.355.1 (088.8) В. Т. Лапыгин, Е. В, Земляков и B. Г. Хижняк

;72) Авторы изобретения

Украинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт кэдземнэй гидравлической добычи угля (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ

ЗАРЯЖЕННОСТИ ТЯГОВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Изобретение относится z средствам для проверки состояния аккумуляторов при эксплуатации или уходе за ними, и,в частности, может быть использовано для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подьемнэтранспортных средств с питанием от аккумуляторных батарей. Оно является усэвершенст-10 вованием известного устройства по авт. св. % 457128.

B основном авт.св. М 457128 описано устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи, исполь-15 зуемое для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электр овэз ов, элехтр окар, электр опогрузчихов и других подъемно-транспорнтных средств20 с питанием эт аккумуляторных батарейЭто устройство содержит токовое реле, подключающее измеритель к измеряемому напряжению дискретно только в момент, хогда тэх нагрузки равен определенной (нане- 25

2 ред заданной) величине. Измеритель напряжения представляет сэбэй блок усилителей пэстэяннэго тэка, выпэлненный в виде параллельного ряда двухкаскадных электронных реле, обладающих запоминающим свойством.

Резистивнэ-емкэстная цепь гашения, обеспечивающая сброс показаний предыдущего замера перед производством следующего, подключена параллельно полупроводниховым управляемым вентилям выходных каскадов блэка усиления постоянного тока. Результаты измерений регистрируются на световом табл о-шкале.

Недэстатхи такого устройства — невысокие точность измерений, помехозащищенность и надежность. Это обуслэвлено широкой полосой заданного тоха в зависимости от коз фициента возврата токового реле. Измеритель подключается к измеряемому напряжению при токе срабатывания реле и остается подключенным при меньших значениях тока вплоть дэ тоха этпускания. Это приводит к тому, что измерения могут производиться в широхом диапазоне нагрузок., что снижает точность. Кроме того, возможны ложные заме547877 ры вследствие помех, так как измеритель длительное время (от момента срабатывания до момента отпускаиия) оказывается подключенным к измеряемому напряжению. Надежность устройства также понижена, так как элементы схемы сравнения без необходимости длительное время находяться под напряжением.

Цель изобретения — повышение точности измерений, пэмехэзашишенности и надежности 10 устройства контроля заряженности тяговой аккумуляторнои батареи.

Это достигается тем, что в предложенное устройство введена импульсная схема, состоящая из транзистора е-Р->- типа, эмич 15 тер хоторого подключен к минусу батареи через первый замыхаюший контакт токового реле, входные цепи блоха усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этоготранзистора,, база транзисто- 20 ра через резистор, конденсатор и второй замыхаюший контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи. 25

Введение импульсной схемы обеспечивает подключение измерителя и производство измерений только в момент срабатывания токового реле и отключение его по истечении времени импульса. ЭО

На чертеже представлена схема описываемого устройства.

Устройство для определения степени заряженности тяговой ахкумуляторной батареи состоит из блока усиления постоянного тэка

1, вхлючаюшего в себя входные цепи, предварительные усилители, охонечные усилители на тиристорах, нагруженные лампами накаливания, служащие для выдачи информации о състоянии батареи; контактов 2 и 3 токового реле 4; импульсной схемы, включаюшей в себя транзистор 5 и -p-w - типа, резисторы 6 и 7 и хонденсатор 8; резистивно-емкостной цепи гашения, состоящей из конденсатора 9, зарядного резистора 10 и разрядногэ резистора 11; стабилизатора напряжения, состоящего из стабилитрона 12 и резистора 13.

При трогании электровоза с места ток, потребляемый его двигателями DT батареи, дос- + тигает величины, необходимой для срабатывания токового реле. Токовое реле 4 замыкает свои контакты 2 и 3. При движенииэлектровэза величина тока нагрузки непрерывно меняется. Контакт 3, подхлючаюший резистивно-емхостную цепь гашения, периодически замыкается и размыкается, а контакт 2 остается замкнутым, так как эн настроен на меньший ток срабатывания. Одновременно с командой на гашение замыхание хоВТВКТВ

3 вызывает заряд конденсатора 8 и, следовательно, возникает ток базы транзистора

5 по цепи: плюс питания, контакт 3, конденсатор 8, переход база-эмиттер транзистора 5, контакт 2, минус питания. В течение времени заряда конденсатора 8 транзистор

5 открыт, причем параметры цепи заряда хонденсатора 8 выбраны так, что транзистор

5 остается открытым в течение времени, большего, чем время гашения предыдуших показаний резистивно-емкостной цепью.

Следовательно,сушествует вполне определенный промежуток времени, когда входные цепи блоха усиления постоянного тоха

1 подключены х батарее, причем батарея в этот момент нагружена тохом, определяющим срабатывание контакта 3„ После заряда ксащенсатора 8 транзистор 5 выходит из насышения и вновь запирается отрицательным напряжением через резисторы 6 и 7, входные цепи блока усиления 1 обестэчиваются, а на шкале устройства остаются светящимися только те лампы, котэрыезажглись непосредственно после срабатывания контакта 3 токового реле 4, т.е. при строго заданной величине тоха нагрузки. Весь процесс измерения автоматически повторяется при кахдом приеме нагрузки тяговыми двигателями. В режиме, когда контахты 2 и 3 разомкнуты, транзистор 5 иадежнэзаперт отрицательным напряжением через резисторы

6и7.

Использование изобретения позволит повысить точность измерений, надежность и помехозащищенность устройства в целом.

Формула из обретения

Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи по авт.св. № 457128, о т л и ч а ю ш ее с я тем, что, с целью повышения точнос-. ти измерений, помехозашишенности и надежности устройства, в него введена импульсная схема, состояшая из транзисторал-р -и— типа, эмиттер хоторого подключен х минусу батареи через первый замыхаюший кэнтахт тохового реле, входные цепи блока усиления постоянного тоха непосредственно соединены с холлектором этого транзистора, база транзистора через резистор, хэнденсатор и второй замыкаюший хонтахт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор пэдхлючена к минусу батареи.

547877

Составитель И. Найдина

Редактор Т. Загребельная Техред М. Левицкая Корректор А. Власенко

Заказ 650/105 Тираж 1ОО2 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам .изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх