Узел крепления на валу колеса турбохолодильника

 

«ц 552402

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски»

Социалистических

Республик

«61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.12.75 (21) 2198932/06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.77. Бюллетень М 12

Дата опубликования описания 05.04.77 (51) М. Кл 2 F OID 5/02

F 25В 11/00

F 040 29/20

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.,515:621.57. .012.4 (088.8) (72) Авторы изобретения В. Г. Иванников, Г. В. Морозов, В. С. Кекух и В. Г. Баранов (71) Заявитель (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ

НА ВАЛУ КОЛЕСА ТУРБОХОЛОДИЛЬНИКА

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к узлам крепления на валу колес турбохолодильников, например детандеров, систем кондиционирования воздуха.

Известны узлы крепления колес на валах турбохолодильников, содержащие разрезные втулки, устанавливаемые между ступицей колеса и валом, прижимаемые через шайбу и тарельчатую пружину концевой гайкой (1).

Недостатком известных узлов крепления колес на валу турбохолодильника является нестабильность величины усилия прижатия разрезных втулок к валу и ступице колеса из-за образующейся со временем в местах контакта тарельчатой пружины на сопряженных с ней деталях в результате трения скольжения выработки, препятствующей нормальному перемещению опорной поверхности тарельчатой пружины при работе узла крепления колеса на переходных режимах работы турбохолодильника.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем замены трения скольжения на трение качения.

Это достигается тем, что в предлагаемом узле крепления упорные поверхности тарельчатой пружины выполнены тороидальными, а контактирующие с ними поверхности шайбы и втулки — коническими, Центры радиусов торо идальных поверхностей пружины могут быть расположены за пределами ее сечения.

Образующие конических поверхностей шайбы и втулки могут быть расположены к плоскости, перпендикулярной к оси вала, под углом, 5 не превышающим 45, преимущественно от

20 до 30 .

На чертеже изображен узел крепления на валу колеса турбохолодильника, общий вид в разрезе.

10 Узел крепления колеса 1 ступицей 2 на валу 3 содержит концевую гайку 4, шайбу 5 с конической поверхностью б, тарельчатую пружину 7 с TOpOBbIvIH поверхностями 8 и 9 и разрезные втулки 10, контактирующие кониче15 ской поверхностью 11 под углом «х с торовой поверхностью 9 пружины 7 и конической поверхностью 12 с соответствующей конической поверхностью ступицы 2 колеса 1.

При работе турбохолодильника под дейст20 вием центробежных сил и термических расширений ступица 2 колеса 1 деформируется в радиальном направлении, в результате чего между ступицей 2 и валом 3 в зависимости от режимов работы то увеличивается, то

25 уменьшается зазор. При этом коническая разрезная втулка 10, перемещаясь по валу

3 или под действием усилия со стороны имеющей предварительное сжатие тарельчатой пружины 7 соответственно при возрастании

30 скорости вращения, или под действием уси552402

Составитель P. Данилов

Техрсд А. Камышникова Корректор T. Добровольская

Редактор С. Заика

Заказ 617/4 Изд. № 305 Тираж 709 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

T I i lI0l pi: ф и я, Il p. C 3 il > и он а, 2 лия со стороны ступицы колеса, возвращающейся в первоначальное состояние, соответственно при снижении скорости, удерживает колесо 1 от радиальных смещений. В эти моменты тарельчатая пружина 7 своими торовыми поверхностями 8 и 9 не скользит, а в основном перекатывается соответственно по коническим поверхностям б и 11 шайбы 5 и втулки 10.

Применение в турбохолодильниках предлагаемого узла крепления на валу колеса позволит снизить трение скольжения между тарельчатой пружиной и контактируемыми с ней деталями на 80 — 90%, заменив его трением качения, предотвратить разбалансировку ротора и появление остаточных деформаций в ступице колеса, повысить эксплуатационную надежность агрегата.

Формула изобретения

1. Узел крепления на валу колеса турбохолодильника, например, детандерного, содержащий разрезную втулку, шайбу, тарельчатую пружину и концевую гайку, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем замены трения скольжения на трение качения, упорные поверхности тарельчатой пружины выполнены тороидальными, а контактирующие с ними поверхности шайбы и втулки — коническими.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, 10 что центры радиусов тороидальных поверхностей пружины расположены за пределами ее сечения.

3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что образующие конических поверхностей

15 шайбы и втулки расположены под углом к плоскости, перпендикулярной к оси вала, не превышающим 45, преимущественно от 20 до 30 .

Источники нформации, принятые во внима20 ние при экспертизе

1. Авт. св. СССР № 478118, кл. F 01Р 25/27, 1973.

Узел крепления на валу колеса турбохолодильника Узел крепления на валу колеса турбохолодильника 

 

Наверх