Управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сента Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.01.75 (21) 2099900/06 с присоединением заявки Ив (5l) М. Кл. - F 01D 17i 26

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень Хо 16

Дата опубликования описания 23.05.77 (53) УДК 621.165-546 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

В. H. Веллер

Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский инститчт им. Ф. Э. Дзержинского (54) УПРАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СЕРВОМОТОРЛ СИСТЕМЫ

РЕГУЛ И РОВАН ИЯ ТУРЬИ Н Ы

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области регулирования паровых и газовых турбин и может быть использовано для управления сервомоторами промежуточного или выходного усиления систем регулирования.

Известны управляющие элементы сервомоторов системы регулирования турбин, выполненные в виде цилиндрических золотников (1). При перемещении золотника полости сервомотора сообщаются с подводом или сливом рабочей жидкости, что вызывает перемещение поршня сервомотора.

Трение между золотником и буксой и износ кромок золотника снижают надежность систем регулирования, усложняют и удорохкают ремонт.

Известен также управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины, содержащий жестко соединенные между собой и размещенные в корпусе два клапана, патрубок с соплом для подвода рабочей жидкости в полость сервомотора и патрубок для слива жидкости из этой полости (2). Упомянутые два клапана, управляющие подводом и сливом жидкости из полости сервомотора, соединены рычажной передачей с командным элементом и сервомотором. Этот управляющий элемент является ближайшим к данному по технической сущности и достигаемому рез ул ь тат у.

Недостатком такого элемента следует счи. тать то, что клапаны не разгружены от гидравлических усилий, и, кроме того, в направляющих штоках и шарнирах возникают зна5 чительные силы трения, которые могут вызвать заклинивание, что снижает надежность системы регулирования.

Цель изобретения — повышение надежностии управляющего элемента сервомотора пу10 тем разгрузки от гидравлических усилий и сил трения.

Для этого основные клапаны подвешены к корпусу на мембранах, патрубок для слива рабочей жидкости снабжен соплом, площадь

15 которого равна площади сопла в патрубке для подвода жидкости, а против обоих сопл установлены дополнительные клапаны, подвешенные на мембранах к основным клапанам.

2р На чертеже схематически изображен данный управляющий элемент.

В корпусе 1 размещены жестко соединенные между собой основные клапаны 2 и 3, установленные на опоре 4. Патрубок 5 и сопло 6 предназначены для подвода рабочей жидкости в усилитель и далее в полость сервомотора (на чертеже не показан), патрубок

7 — для слива жидкости из усилителя и поло30 сти сервомотора.

556225

Клапаны 2 и 3 подвешены к корпусу 1 на нсупругих мембранах 8 и 9. Патрубок 7 для слива 2кидкости снабжен соплом 10, площадь которого равна площади сопла 6. В центральной части клапана 2 расположен допол- 5 нительный клапан 11, подвешенный к основному клапану 2 на мембране 12, а в центральной части клапана 3 — дополнительный клапан 13, подвешенный к клапану 3 на мембране 14. 10

Опора 4 2кестко связана с помощью штока

15 с диском 16 (жестким центром мембраны

9). 1-1а штоке 15 установлен клапан 17, предназначенный для управления давлением в камере 18 под диском 16. Давление в камере 18 определяется соотношением площадей отверстия 19 и сливного отверстия 20. Патрубок 21 служит для сообщения с устройством обратной связи. Камера 22 над диском 16 используется для подвода гидравлической команды в виде изменения давления, например, от регулятора пли промежуточного элемента системы регулирования.

В мембране 8 выполнены отверстия 23 для с.tI1IÂÿ жидкости. Таким Оорязом, мембрана 9 25 только центрирует полоэкение опоры 4 и клапанов 2 и 3, но не разобщает камеры 24 и 25.

Дополнительные клапаны 11 и 13 с большими зазорами надеты на шток 15. Движение клапана 11 вверх ограничено заплечиком 26 на штоке 15, а вниз — не ограничено ничем.

В клапане 11 выполнено отверстие 27 для выравнивания давления по обе стороны от него. В клапане 13 есть отверстие 28, сообщающее полость 29 над ним со сливным патрубком 7. Отверстие 30 малого диаметра соединяет полость 29 с камерой 24. Размеры отверстий 28 и 30 подбираются так, чтобы в полости 29 создавалось расчетное давление Р, выбираемое из условия:

40 к р," кр,— " р — в3), где Р1 — давление в полости 29;

D — наружный диаметр мембраны 14; 45

Р„. — давление в камере 24;

0p — диаметр сопла 10;

Л и К2 — коэффициенты, величина которых зависит от сопротивлений отверстий

28 и 30.

Камера 24 сообщается с полостью сервомотора с помощью патрубка 31.

Действие управляющего элемента можно проследить на примере передачи импульса в камеру 22 в виде повышения давления. Обычно все схемы гидравлического регулирования строятся так, чтобы повышение давления соответствовало повышению нагрузки, т. е. открытию регулирующих органов.

В случае повышения давления в камере 22 60 диск 16 перемещается вниз. Клапан 17 увеличивает пропуск жидкости в камеру 18 и тем тормозит движение диска 16 (самовыключение). При перемещении диска 16 шток 15 перемещает опору 4 вниз. Подвод жидкости в 65 камеру 24 увеличивается, а слив из этой камеры уменьшается. Это приводит к росту давления в камере 25, что, в свою очередь, вызывает перемещение поршня сервомотора в сторону открытия. При движении поршня в этом направлении регулирующий орган обратной связи (не показан) прикрывает слив патрубка 21, в результате давление в камере 18 повышается и диск 16 возвращается в исходное положение.

Если требуется более быстрое увеличение нагрузки и рост давления в камере 22 становится относительно большим, то соответственно большим будет перемещение диска 16 и штока 15. Суммарный зазор между седлами (торцами сопл 6 и 10) и клапанами 11 и 13 может оказаться меньше перемещения штока

15 и опоры 4. Клапан 13 прижимается к седлу. При дальнейшем перемещении опоры 4 клапан 13 перемещается вверх по штоку 15, что приводит к дополнительному повышенному открытию клапана 11 и сохранению закрытого поло>кения клапана 13. Движение диска

16 несколько тормозится, так что действу1ощему на него усилию из камеры 22 придется преодолеть усилие прижатия клапана 13 к заплечику 26 штока 15.

Но это усилие, выбираемое по приведенной формуле, может быть принято относительно малым.

Так же происходит действие управляющего элемента при сбросе нагрузки с управляемого агрегата — уменьшении давления в камере 22.

При равенстве диаметров дополнительных клапанов 11 и 13 и мембран 12 и 14 полностью исключается воздействие давления в камере 25 на шток 15. Далее при равенстве этих диаметров на шток 15 действует полное Д

2 усилие Ро, где Ро†давление в камере

32, а .01 — диаметр сопла 6.

Это усилие уравновешивается соответствующим увеличением давления в камере 18, т. е. уравнение равновесия будет (без учета давления на клапан 17 и шток 15)

" 2 " 2 г. Д

Р„=Р,, +Р, 4 4 4 где P, — давление в камере 18;

D2 — наружный диаметр мембраны 9;

Р, — давление в камере 22.

Но поскольку управляющее усилие на диск

16 создается потоком, питаемым от общего источника питания системы регулирования с давлением нагнетания, то изменение этого давления не может нарушить равновесия сил на шток 15, так как Р; и Р изменяются пропорционально изменению давления нагнетания.

В данном управляющем элементе сохраняются все преимущества цилиндрического золотника, но в нем полностью устранены трущиеся пары и значительно упрощен и удешевлен ремонт. При износе отсекающих кромок

556225

Формула изобретения

Г2 9 Я

Составитель А. Калашников

i åäàêòîð A. Осочников Техред Н. Аук Корректор О. Тюрина

Заказ 1107/14 Изд. № 420 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ?К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 и клапанов их легко заменить, не изменяя работоспособности элемента. Одновременно элемент разгружен от гидравлических усилий и лишен сил трения, что существенно повышает надежность работы системы.

Управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины, содержащий жестко соединенные между собой и размещенные в корпусе два основных клапана, патрубок с соплом для подвода рабочей жидкости в полость сервомотора и патрубок для слива жидкости из этой полости, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности путем разгрузки от гидравлических усилий и сил трения, основные клапаны подвешены к корпусу на мембранах, патрубок для слива жидкости снабжен соплом, пло5 щадь которого равна площади сопла патрубка для подвода жидкости, а против обоих сопл установлены дополнительные клапаны, подвешенные на мембранах к основным клапанам.

10 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Шегляев А. В, Регулирование паровых турбин, М., ГЭИ, 1962, с. 74 — 75.

2. Веллер В. Н. Автоматическое регулиро15 вание паровы." турбин. М., «Энергия», 1967, с. 215.

Управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины Управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины Управляющий элемент сервомотора системы регулирования турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к серводвигателю для перемещения штанги вдоль оси с гидравлическим исполнительным органом (Actuator) и конструктивно объединенным с ним пусковым механизмом, который выполнен с возможностью нагружения гидравлической текучей средой и подключен через гидравлическую текучую среду к исполнительному органу, причем: а) исполнительный орган содержит цилиндр, в котором установлен с возможностью скольжения и уплотнения соединенный с силовым замыканием со штангой поршень, и соединенную с силовым замыканием со штангой и противодействующую исполнительному органу пружину сжатия, причем штанга является выдвигаемой за счет пружины сжатия из цилиндра и втягиваемой в цилиндр за счет нагружения исполнительного органа гидравлической текучей средой, b) пусковой механизм имеет нагружаемую гидравлической текучей средой область притока, область давления, к которой подключен исполнительный орган, диафрагму, через которую область притока соединена с областью давления, область оттока, из которой гидравлическая текучая среда может отводиться без давления, а также переключательный элемент, который соединяет область давления с областью оттока, если появляется положительный перепад давления от области давления к области притока, а в остальное время закрывает область оттока

Изобретение относится к области паровпуска паровых турбин, преимущественно для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с относительно большими объемными расходами пара и содержащими большое количество растворимых и нерастворимых солей

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при производстве, реконструкции и эксплуатации систем регулирования паровых турбин

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к сервомотору блока регулирующих клапанов паровой турбины, имеющей последовательность открытия клапанов - верхнего клапана за нижним и преимущественно высокие параметрами пара

Изобретение относится к системам электрогидравлического привода лопаток направляющего аппарата, лопастей рабочего колеса и других регулирующих поток рабочей жидкости органов гидравлических турбин любого типа

Изобретение относится к области регулирования паровых турбин
Наверх