Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин

 

пц 558346

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскмх

Соцмалмстмческмх

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.12.75 (21) 2194279/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.77. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 14.06.77 (51) М. Кл.- "Н 02Н 3, 28

Государственный комитет

Совета Министров СССР до делам, нзооретаний и открытий (53) УДК 621.316.925 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

А. Н. Бурнашев и Г. Н. Бурнашов

Томский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт им. С. М. Кирова (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

С TOPMOSTÅÍÈÅÌ СБОРНЫХ ШИH

Изобретение относится к области релейной защиты, а именно к продольным дифференциальным защитам сборных шин электрических станций и подстанций, и может быть использовано также для защиты генераторов, трансформаторов и блоков генератор-трансформаторов.

Известные устройства того же назначения имеют ряд серьезных недостатков. Так, защиты с реле типа PHT имеют недостаточную отстройку от периодических токов небалапса (1). Более совершенными в этом отношении являются защиты с торможением (2).

Недостатком таких защит является то, что торможение не снимается и при повреждениях на защищаемом объекте, обуславливая снижение чувствительности. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство дифференциальной защиты, включающее в себя трансформаторы тока (ТТ), схему с циркулирующими токами, ферромагнитные преобразователи трехфазной системы токов в однофазное напряжение, первичные обмотки которых соединены по с еме

«зигзага», а вторичные — в разомкнутый «треугольник», причем одни концы этих обмоток соединены со средними точками выпрямительных полумостов, включенных согласно и действующих на торможспие исполнительного органа (ИО), выполненного в виде реле с рабочей и тормозной обмотками, другие же концы тех же обмоток объединены и соединены со средней точкой полумоста, действующего на срабатывание ИО.

5 В известном устройстве для отстройкп от токов небаланса применяется торможение ИО арифметической суммой токов присоединений.

Все устройства, в которых используется указанный принцип, имеют недостаточную чув1з ствительность. Причиной этого недостатка является то обстоятельство, что торможение имеет место как при внешних, так и при внутренних повреждениях. Кроме того, наличие торможения усложняет выбор уставок защи15 ты.

Для увеличения чувствительности дифференциальной зашиты сборных шпн электрических станций и подстанций и упрощения выбора ее уставок в предлагаемом устройстве

20 ферромагнитные преобразователи тока снабжены дополнительными вторичными обмотками, одноименными зажпмамп, которые объединены и через выпрямительный мост подкгпочены к дополнительной обмотке исполни25 тельного органа.

Сущность изобретения заключается в том, что прп внсшнпх повреждениях исполнительный орган находится под воздействием примерно удвоенного тока небаланса, действуюЗз щего на срабатывание и арифметической сум558346

50

65 мы токов плеч, действующей в сторону торможения.

На фиг. 1 показана схема дифференциальной защиты с торможением сборных шин на выпрямленных токах.

Как показано на фиг. 1, на каждом присоединении к сборным шинам 1 устанавливают трансформаторы тока 2, к вторичным обмоткам которых подключают ферромагнитные преобразователи трехфазного тока в два однофазных напряжения 3, первичные обмотки которых соединяют по схеме «зигзага», а вторичные — разомкнутого «треугольника». Одна группа вторичных обмоток преобразователей соединена со средними точками выпрямительных полумостов 4, включенных согласно. Другие одноименные выводы этой же группы обмоток объединены и соединены с входным зажимом моста 5, а другой его зажим соединен со средней точкой полумоста 6, включенного согласно с полумостами 4. На выход схемы сравнения абсолютных велпчин токов, образованной полумостами 4 и 6, включена тормозная обмотка 7 ИО направленного действия (например, поляризованное реле) .

Рабочая обмотка 8 ИО подключена к выходным зажимам моста 5. Для регулировки уставок используются резисторы 9, 10. Необходимый коэффициент торможения может быть получен при помощи резистора 11, Резисторы 12 — 15 играют роль рабочих сопротивлений.

Другая группа вторичных обмоток преобразователей соединена между собой одноименными зажимами и соединена с выпрямительным мостом 16, на выход которого включена третья, дополнительная обмотка 17 ИО так, что создаваемая ею намагничивающая сила совпадает по направлению с намагничивающей силой обмотки 8. Величина тока в этой обмотке регулируется резистором 18. Сглаживание пульсаций тока в ИО осуществляется при помощи конденсаторов 19 — 21.

На фиг. 2 изображена схема соединения обмоток ферромагнитного преобразователя (ФП), распределение намагничивающих сил по первичным обмоткам (а, б), а также диаграмма, поясняющая определение выходного напряжения при двухфазном повреждении.

Первичные обмотки ФП соединены по схеме

«загзага», а вторичные — разомкнутого «треугольника». Первичные полуобмотки выполнены с равным числом витков.

При синусоидальных первичных токах фазные напряжения преобразователя содержат все нечетные гармоники.

В случае двухфазного повреждения на шинах ток протекает в двух фазах. Напряженности первичных фазных обмоток распределяются при этом в отношении 1:2: 1. Если вторичные фазные напряжения обозначены соответственно через U>, С4, U, то (фиг. 28) Uâûõ. =2Us — К3=2 7а — з.

33

Наибольшее значение при двухфазном повреждении имеет 1-я гармоника выходного напряжения.

При двухфазном повреждении за трансформатором со схемой соединения Y/Ë вЂ” 11 токи распределяются по фазам, как известно в отношении 2: 1: 1, поэтому напряженность в одной фазе обращается в нуль, а в двух других их значениях одинаковы, а знаки противоположны. При этом U»,, =О. Это означает, что при повреждении за трансформатором дифференциальная защита шин принципиально не действует (фиг. 2,б). В случае трехфазного повреждения ФП работает как утроитель частоты, так как все гармоники, кроме кратных трем, при сложении взаимно уничтожаются.

При внешних повреждениях ИО находится под воздействием токов небаланса на выходе выпрямителей 6 и 16 и арифметической суммы токов плеч (от выпрямителей 4). Первые протекают через ИО в сторону срабатывания, а вторые — в обратную, то есть обусловлено торможение. Соответствующим выбором коэффициента торможения (К,) можно добиться надежной отстройки защиты от внешних повреждений. В отличие от существующей защиты, К, в данном случае может выбираться с большим запасом без ущерба для чувствительности защиты. Если же повреждение находится внутри зоны, охватываемой защитой, то при соответствующей настройке схемы арифметическая сумма токов плеч и модуль их геометрической суммы равны по величине, и торможение полностью компенсируются. ИО при этом находится под воздействием лишь модуля геометрической суммы токов плеч.

Выравнивание токов, протекающих по обмоткам 7 и 17 ИО соответственно от мостов 4 и

16, осуществляется при повреждении на шинах, в режиме, когда ток повреждения минимален (например, в режиме АПВ шин) . Таким образом, в схеме применяется «селективное» торможение.

Чувствительность защиты может оцениваться по начальному току ее срабатывания.

Формула изобретения

Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин, содержащее трансформаторы тока, схему с циркулирующими токами, ферромагнитные преобразователи трехфазной системы токов в однофазное напряжение, первичные обмотки которых соединены по схеме «зигзага», а вторичные — в разомкнутый «треугольник», блок сравнения абсолютных значений токов и исполнительный орган направленного действия, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения чувствительности, ферромагнитные преобразователи снабжены дополнительными вторичными обмотками, одноименные зажимы которых объединены и через выпрямительный мост под558346 исполниво вниключены к дополнительной обмотке тельного органа.

Источники информации, принятые мание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство № 152904, М.

Кл.- Н 02Н 3/28, 1965.

2. Авторское свидетельство № 254627, М.

Кл. Н 02Н 3/28, 1973.

558346

V8bv

Составитель Л, Корнеева

Техред М, Семенов

Корректор Н. Аук

Редактор И, Шейкин

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1153/8 Изд. ¹ 432 Тираж 914 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин Устройство для дифференциальной защиты с торможением сборных шин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано в качестве основной защиты на линиях электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты различного вида трехфазных электрических установок (электродвигателей, трансформаторов, линий электропередач и т

Изобретение относится к релейным защитам линий электропередачи, в частности для резервирования защит тяговых подстанций

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к защитам линии электропередачи (ЛЭП)

Изобретение относится к защите электроустановок от коротких замыканий (КЗ) и, в частности к защите генераторов и/или трансформаторов

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к способам защиты высоковольтных линий электропередачи

Изобретение относится к устройствам релейной защиты асинхронных генераторов с емкостями самовозбуждения от внутренних междуфазных коротких замыканий в обмотке статора
Наверх