Способ испарительного охлаждения электрической машины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик,11, 5593 35 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.01.75(21) 2096931/07 с присоединением заявки № 2096932/07 (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.05.77Бюллетень №19 (45) Дата опубликования описаний19.07.77 (51) М. Кл.

Н 02 К 9/20

Государственный намитет

Совета Министров СССР па делам изааретеннй и открытий (53) УДК 621 313 .713 (088.8) (72) Авторы изобретения

В, А, Винокуров, Ю. H. Дедаев, Ю. Г. Иванишин, Б. Н. Калугин, В. В. Комов и A. Б. Романов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

ЗЛЕКТРИЧЕСКОЙ MAIIIHHbl

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть всполье зовано для создания электромашинных источников энергии с испарительным охлажде нием, применяемых на подвижных обьектах и транспортных средствах.

Известен способ охлаждения электрической машины,при котором подача жидкого хладагента осушествляется непрерывно и с постоянным расходом, соответствуюшим номинальной нагрузке машины. Пары хладагента и часть неиспарившейся жидкости отводятся из машины (1), При таком способе не учитывается действительная величина нагрузки электри ческой машины, что приводит к недостатку хладагента при перегрузках и непроизво дительному расходу его при малых нагруз ках.

Известен способ охлаждения электрических машин, при реализации которого величина расхода хладагента изменяется в зависимости от температуры одной из наибо» лее нагретых поверхностей машины (3J.

Такой способ не может обеспечить .ар фективное охлаждение, так как уменьшеиие расхода хладагента приводит к срыву плен; ки жидкости и перегреву активных элемен5 Тов MGUIHHbI

Зти недостатки снижают в целом эффек тивность и экономичность охлаждения.

Целью изобретения является повышение эффективности и экономичности испаритель» р ного охлаждения электрйческих машин.

Зто достигается тем, что внутреннюю полость машины в процессе подачи запол\ няют хладагентом до уровня, при котором начинается его гидромеханическое взаимо

15 действие с цилиндрической поверхностью ротора, причем подачу хладагента осушестamaor дискретно и отводят только его паровую фазу, а начало и конец подачи опре делают по изменению плотности или давле

2О ния охлаждаюшей среды в полости машины.

При работе электрической машины непооредственно в ее внутненнюю полость пода ют хладагент. Когда хладагент достигает уровня цилиндрической поверхности ротора, 25 происходит их гидромеханическое взаимо559335

Пик!О

0,25 действие, что приводит к повышению средней плотности и давления хладаюента. Уве» личение плотности или давления определяют с помошью датчиков, например емкостного (мембранного) типа, и подачу хладагента прекрашают. В результате гидромеханичес кого взаимодействия конструктивных элементов ротора с хладагентом происходит его интенсивное перемешивание с образованием охлаждаюшей среды гетерогенной дисперсно-пленочной структуры, что обеспечивает теплосъем со всех внутренних поверхностей машины и повышает эффективность тел. поотдачи и охлаждения в целом, Под действием тепла электрических и гидромеханических потерь происходит испарение хла дагента и в течение, длительного промежут ка времени, который зависит от величины потерь g, типа хладагента, из мешины огводят только паровую фазу. Когда по мере отвода паров плотность и давление охлаж-даюшей среды во внутренней полости машины уменьшаются, осушествляют очередную подачу хладагента и последовательность указанных операций повторяется вновь.

На фиг. 1 показаны периоды подачи и отвода хладагента;(цифры над импульсами подачи указывают количество хладагента, подаваемого в машину за каждый цикл); на фиг, 2 представлены процессы изменения давления охлаждаюшей среды во внутренней полости машины.

Использование предлагаемого способа испарительного охлаждения электрических машин повышает эффективность охлаждения, так как обеспечивается равномерное темпе» ратурное поле в результате интенсивного теплоотвода практически со всех внутренних поверхностей машины и повышает экономич ность испарительного охлаждения, так как при дискретной подаче хладагента и отводе только его паров, обеспечивается расход хладагента, соответствуюший действительной нагрузке электрической машины.

Формула изобретени

Способ испарительного охлаждения электрической машины, заключаюшийся в подаче в полость машины жидкой и отводе паровой фаз хладагента, о т л н ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективнось ти охлаждения и экономичности расхода

2Е хладагента, в процессе подачи полость мюшины заполняют хладагентом до уровня, при котором начинается его гидромеханическое взаимодействие с цилиндрической поверхностью ротора, причем подачу хладагента осушествляют дискретно и отводят только его паровую фазу, а начало и конец подачи определяют по изменению плотности или давления охлаждаюшей среды в полости машины.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 23992, 12,03.62.

2. Патент США ¹27 80738 кп. 31О-54, 1957.

ЦНИИПИ Заказ 1415/106

1д g ч, 1 ираж 93.7 Подписное

Филиал ППП "Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ испарительного охлаждения электрической машины Способ испарительного охлаждения электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, заполненных жидкостью, преимущественно асинхронных двигателей, и может быть использована в электроприводе систем с большой продолжительностью пусковых нагрузок при работе на низких оборотах, например в тренажерной технике

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам, охлажденным тепловыми трубами (ТТ)
Наверх