Гидростатический радиальный подшипник

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

q«> 56008I

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.10.75 (21) 2184502/27 (51) М. Кл г F 16С 32/06 с присоединением заявки № 2198350/27 и 2308004/27 (23) Приоритет 12.12.75; 04.01.76

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Опубликовано 30.05.77. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 30.06.77 (53) УДК 621.822.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Я. И. Менделевский, В. Я. Эглитис и Л. Я. Кащеневский

Вильнюсский станкостроительный завод «Комунарас» (71) Заявитель (54) ГИДРОСТАТ И Ч ЕСК И Й РАД ИАЛ Ь H Ы Й ПОДШ И П Н И К

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных механизмах для поддержания одной детали относительно другой в процессе их относительных движений.

Известен гидростатический радиальный подшипник, содержащий установленную в корпусе втулку с несущими карманами, разделенными в окружном направлении перемычками, входные дроссели и каналы подвода рабочей жидкости от источника питания (1).

В качестве входных дросселей в таких подшипниках, как правило, применяют либо капиллярные дроссели, изготовление KQTopbIx связано с большими трудностями ввиду малого диаметра капилляра при большой его длине (l)20d), либо же входные дроссели выполняют в виде щелей между наружной поверхностью втулки и сопряженной поверхностью корпуса, в результате чего упрощается изготовление, но снижается виброустойчивость подшипников из-за наличия большого объема смазки между входными дросселями и несущими карманами.

Подшипник указанного типа имеет также недостаточную жесткость, так как при приложении нагрузки к валу гидросопротивленпе входных дросселей остается постоянным и не оказывает влияния на приращения давления смазки в несущих карманах подшипника.

Кроме того, такие подшипники имеют недостаточную несущую способность, так как в них площади нагруженных и разгруженных карманов остаются постоянными прп измене«ии нагрузки.

Целью изобретения является повышение несущей способности, жесткости и виброустойчивости.

Это достигается тем, что в предлагаемом гидростатическом радиальном подшипнике перемычки выполнены в виде пластин, вмонтированных во втулку. При этом входные дроссели целесообразно выполнять в виде щелей, образованных внутренней поверхностью втулки и наружными поверхностями пластин. Пластины могут быть закреплены во втулке радиальными винтами или на параллельных оси подшипника осях с возможностью поворота вокруг этих осей, при этом оси установлены на торцах пластин, а пластины выполнены с наклонными гранями.

Между наружной поверхностью каждой из пластин и внутренней поверхностью втулки могут быть размещены упругие прокладки.

Кроме того, втулка может быть выполнена с заплечикамп, а пластины — с выступами, взаимодействующими с этими заплечиками, 30 при этом между пластинами могут быть раз560081 мешены пружины, например, равной >кссткости.

На фиг. 1 представлен предлагаемый подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант исполнения подшипника, продольный разрез; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вариант исполнения подшипника, продольный разрез; на фиг. б — разрез по В—

В на фиг. 5; на фиг. 7 — вариант исполнения подшипника, продольный разрез; на фиг. 8— разрез по à — Г на фпг. 7; на фиг, 9 †.разрез по Д вЂ” Д на фиг. 7; на фиг. 10 — разрез по

Š— Е на фиг. 8.

Предлагаемый подшипник (см. фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, в котором установлена втулка 2, имеющая отверстие 3, в котором размещен вал 4. На поверхности отверстия 3 выполнена расточка 5, в которую вмонтированы пластины 6, прикрепленные к телу втулки 2 радиальными винтами 7, Пластины

6 разделяют расточку 5 на несущие карманы

8 и образуют перемычки, разделяющие в окружном направлении карманы 8 один от другого. На наружной поверхности втулки 2 выполнена канавка 9, образующая с сопряженной поверхностью корпуса 1 полость 10 смазки под давлением. Полость 10 сообщена каналом 11 с источником 12 подачи смазки. Между сопряженными поверхностями расточки 5 и пластин 6 выполнены щели 13, образующие входные дроссели для каждого из несущих карманов 8. Щели 13 сообщены с полостью 10 отверстиями 14. Между поверхностями отверстия 3 втулки 2 и вала 4 образованы выходные дроссслирующие щели

15, сообщенные с карманами 8 и полостями слива 16. Полости слива 16 каналом 17 сообщены с резервуаром источника подачи смазки 12. Кроме того, в подшипнике имеются щели 18 между валом 4 и внутренней поверхностью пластин 6, а также боковые грани 19 пластин б.

На фиг. 3 и 4 представлен подшипник, который отличается от подшипника на фиг. 1 и

2 тем, что каждая из пластин 6 закреплена на параллельных оси подшипника осях 20 с возможностью поворота вокруг этих осей.

На фиг. 5 и 6 представлен подшипник, в котором между наружной поверхностью каждой из пластин 6 и внутренней поверхностью расточки 5 втулки 2 размещены упругие прокладки 21.

На фиг. 7 — 10 дан другой вариант исполнения подшипника, в котором втулка 2 выполнена сборной, состоящей из гильзы 22 и двух концевых крышек 23, скрепленных с гильзой 22 болтами 24. Крышки 23 снаб>кены буртиками 25, выступающими внутрьрасточки 5 гильзы 22. Поверхности 26 буртиков

25 и поверхность расточки 5 образуют заплечики 27. Пластины 6 по концам снабжены выступами 28 (см. фиг. 10), входящими в заплечики 27 втулки 3. Между боковыми гранями 19 пластин б размещены пружины сжатия 29 равнои жесткости. В ка>кдом из каналов 14 втулки 3 установлены входные дроссели 30, сообща ощие полость 10 с несущими карманами 8.

Подшипник, показанный на фиг. 1 и 2, работает следующим образом.

Смазка под давлением источника 12 подается по каналу 11 в полость 10, по отверстиям 14 проходит к каждой из щелей 13 и, дроссслируясь В этих и!елях, поступает В карманы 8. Из карманов 8 смазка через выходные щелевые дросселирующие щели 15 поступает в полости слива 16 и по каналам 17 возвращается в резервуар источника 12. Прп приложении к валу 4 нагрузки, например вниз, высота выходных дросселирующих щелей 15 на участке нижнего кармана 8 уменьшается, а па участке верхнего кармана— увеличивается. В результате перераспределения гидросопротивлений выходных дросселирующих щелей 15 и, следовательно, потоков через них давление в нижнем несущем кармане 8 возрастает, а в верхних — уменьшается, в результате чего развивается противодействующая нагрузке сила, возвращающая вал 4 в первоначальное централь.юе поло>кение.

Так как между входными щелевыми дросселями и карманами 8 отсутствует «паразитная» емкость смазки, подшипник по известным причинам обладает более высокой виброустойчивостью в работе по сравнению с известными подшипниками указанного типа.

Показанный на фиг. 3 и 4 подшипник работает аналогично описанному вы пе подшипнику. Однако за счет того, что пластины 6 здесь закреплены на параллельных оси под40 шипника Осях 20 с Возможностью поворота вокруг этих осей, прн приложении к валу нагрузки н возникновении разности давлений между соседними карманами, эти давления, воздействуя на боковые поверхности пластин б с неодинаковыми силами, поворачивают пластины от кармана с большим давлением в сторону кармана с меньшим давлением.

В результате этого происходит перераспределение гидрораспределения входных щелевых дросселей, увеличивающее поток в нагруженный карман и уменьшающее его в разгруженный карман. При таком повороте пластин увеличивается гидросопротивление потоку смазки из нагруженного кармана в разгруженный через щели между пластиной 6 и поверхностью вала. В результате указанных перераспределений гидросопротивлений дросселнручощих щелей давление в .нагруженном кармане дополнительно увеличивается, а в разгруженном кармане — уменьшается, что ведет к повышенпю жесткости и несущей cIIQсобности подшипника.

В случае, когда между сопряженными поверхностями пластин 6 и расточки втулки ус65 танавливаются прокладки из упругого мате560081 риала (см. фиг. 5 и 6), эти прокл"д-ки демпфируют повороть. пластин, в результате чего дополнительно повь|шается виброустойчивость подшипника.

Подшипник, показанный на фиг. 7 — 10, работает следующим образом.

Смазка нод давлением Р„ от источника 12 по каналу 11, полости 10 через входные дроссели 30 поступает в несущие карма ы 8 под давлением Р,-,, а из карманов 8 смазка вытекает через выходные дросселируюпие щели

15 в полости слива 16 с давлением Р,. Давление смазки в карманах 8 центрирует вал 4 в отверстии 3 втулки 2. При прило>кении к валу 4 внешней нагрузки G вниз (см. фиг. 8) вал 4 несколько смещается вниз. При этом высота нижних участков выходных дросселирующих iiteëeé 15 уменьшается, а верхних участков — увеличивается, гидросопротивленпе выгекачию смазки из нижнего кармана 8 возрастает, а из верхнего — уменьшается.

Для боковых карманов 8 гидросопротивление участков выходных дросселирующхи щелей

15 практически пе изменяется. В результате указанного перераспределения гидросопротивлений выходных дросселирующих щелей 15 давление в нижнем несущем кармане 8 возрастает, а в верхнем — уменьшается. При этом ItîÿâëÿcTc5f разность сил, действующих на боковые грани 19 пластин 6. Так из зоны

ttH>Iкних пластин б действуют большие силы, чем из зоны боковых карманов 8. В то же время на боковые грани 19 верхних пластин б действуют большие силы, чем из зоHbI верхнего кармана 8. Результирующие снл, действующих па боковые грани пластин 6, перемещают пластины 6 в орбитальном itaправлении. При этом нижние пластины расходятся от центров нижнего кармана 8, а верхние пластины 6 сходятся к пентру верхнего кармана 8. В результате указанных орбитальных перемещений пластин 6 эффективная площадь нижнего нагруженного несущего кармана 8 увеличивается, а верхнего разгруженного несущего кармана 8 — уменьшается, что приводит к увели ению противодействующей нагрузки G силь ;, возвраща.ошей вал 4 в центральное положение. В результате повышается несущая способность и жесткость подшипника.!

О

:f5

Таким образом, предложенный подшипник обладает повышеннон несущей способностью, жесткостью и виброустойчивостью по сравнению с извсстными подшипниками указанного тина.

Формула изобретения

1. Гидростатическнй радиальный подшипник, содер;кащнй установленную в корпусе втулку с несущими карманами, разделенными в окружном направлении перемычками, входные дросселн н каналы подвода рабочей жидкости от источника питания, о т л и ч а ющи и ся тем, что, с целью повышения несущей способности и виброустойчивости, перемычки выполнены в виде пластин, вмонтированных во втулку.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что входные дроссели выполнены в виде щелей, образованных внутренней поверхностью втулки и наружными поверхностями пластин.

3. Подшипник по пп. 1 и 2, отл ича ющи и с я тем, что каждая из пластин во втулке закреплена радиальными винтами.

4. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что втулка выполнена с заплечиками, а пластина — с выступами, взаимодействующими с этими заплечикамн, при этом между нластпнамн размсгцены пру>titttiti. например, равной жесткости.

5. Подшипник по пп. 1 и 2, отлпч а юшийся тем, что каждая нз пластин во втулкс закреплена Hà параллельных продольной оси подшипника осях с возможностью поворота вокруг этик осей, прн этом оси установлены на торцах пластин, а пластины выполнены с наклонными гранямн.

6. Подшипник по пп. 5, отличающийся тем, что между наружной поверхностью каждой пластпны и внутренней поверхностью втулки размещены упругие прокладки.

Приоритет по пунктам: 12,12.75 по п. 4;

04.01.76 по пп. 5 и 6.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Риппел Г. Проектирование гидростатических подшипников. М., «.Машиностроение», 1967, с. 126.

560081

Корректор Л. Котова аз 1460/3 Изд. № 476

ЦНИИПИ Г з Тираж 1151 Подписное

И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Редактор О. Юркова

Зак

Составитель T. Хромова

Техред Н. Аук

Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник Гидростатический радиальный подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх