Устройство для компенсации перекоса траверсы

 

1п) 563233

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сяюэ Ооветсйий

Социалистических

Республик (61) Допол нительное к а вт. свид-ву (22) Заявлено 03.12.75 (21) 2195605(08 с присоединением заявки № (51) М. Кл. - В 23D 7/04

В 23В 41/00

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.06.77. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 01.08.77 (53) УДК 621.952.5 (088.8) 1

Н. В. Кошелев и П. Г. Кравцов

"пт

Куйбышевский завод координатно-расточных стиннва. Еф

"" @!Сщрт -з (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ПЕРЕКОСА ТРАВЕРСЪ|

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к машиностроительной промышленности и может быть использовано в станкостроении, особенно в прецизионном, например в координатно-расточных, координатно-шлифовальных станках высокой и особо высокой точности с устройством для автоматической компенсации перекоса траверсы.

Известны устройства, исключающие перекос поперечины при несимметричном расположении шпиндельной бабки предварительным натягом ходовых винтов (1). Величина натяга винтов управляется системой питания гидроцилиндра в функции положения шпиндельной бабки на траверсе.

Известные устройства решают задачу компенсации перекоса траверсы с учетом лишь одного конкретного фактора, вляющего на перекос, например, деформации ходовых винтов, но не решают задачи с учетом прогиба траверсы от веса шпиндельных бабок, перемещающихся по траверсе. Такие устройства могут применяться в станках обычной точности.

Известны устройства для компенсации перекоса траверсы, например, в станках портального типа, перемещающейся посредством кинематических цепей, содержащих ходовые винты, от сервоцилиндра, закрепленного на траверсе и связанного через следящую систему, содержащую блок сравнения, с двумя индуктивными датчиками маятникового типа, измеряющими отклонение траверсы и стола станка от горизонтального положения (2).

Недостатком этих устройств компенсации перекоса траверсы является установка индуктивного датчика, измеряющего отклонение траверсы от горизонтального положения, непосредственно на траверсе. В этом случае датчик уровня, контролирующий ее горизонтальность, реагирует и на небольшой угол прогиба корпуса, вызываемого движением тяжелой шпиндельной бабки по направляющим травсрсы. Это вносит определенные погрешности в систему автоматической регулировки параллельности траверсы относительно зеркала стола, так как равновесие системы нарушается несмотря на то, что заданная горизонтальность траверсы между опорами не изменяется, что недопустимо в станках портального типа особо высокой точности.

Цель изобретения — повышение точности установки параллельности траверсы относительно плоскости стола.

Это достигается тсм, что предлагаемое устройство снабжено мостиком, соединенным с траверсой одним концом жестко посредством, например, шарнирной опоры, другим концом— плавающей опоры, а оси опор расположены в плоскостях, проходящих через оси ходовых

30 винтов, прп этом индуктивный датчик, измеря563233

1ощий отклонение траверсы от горизонтального положения, установлен на мостике, На чертеже изображен станок с устройством для автоматической компенсации перекоса траверсы, общий вид.

Станок включает подвижную траверсу 1, вдоль которой перемещается шпиндельная бабка 2. На траверсе смонтирован мостик 3.

Один конец мостика жестко соединен с траверсой шарнирной опорой 4, другой конец— плавающей опорой 5. На мостике 3 установлен индуктивный датчик 6 маятникового типа, измеряющий отклонение траверсы от горизонтального положения. В корпусе стола 7 установлен второй такой же датчик 8, измеряющий отклонение плоскости стола от заданного горизонтального положения, определяемого установкой станка на фундаменте. Датчики связаны по схеме следящей системы, содержащей блок сравнения 9. Разность показаний датчиков 6 и 8 является сигналом управления исполнительного сервоцилиндра 10, взаимодействующего посредством кинематических цепей, содержащих ходовые винты 11.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении шпиндельпой бабки 2 по направляющим траверсы 1 происходит нарушение параллельности травсрсы отпо«птсльпо плоскости стола 7. Угол отклонения травср«ы измеряется датчиком 6 и в виде сигllllла подается в блок сравнения 9, где опрсдсл;!«res! разница измерения датчиков 6 и 8 и выр!00тывается сигнал управления, включающий в работу сервоцилиндр 10, который в сзою очередь воздействует посредством кинематичсских цепей на траверсу. Одновременно под действием веса шпиндельной бабки траверса прогибается. Но деформация траверсы пс оказывает своего действия на мо«п.к, . к ка::

4 он, благодаря плавающей опоре 5, сохраняет свою параллельность. Поэтому при любом изгибе корпуса траверсы 1 мостик останется прямолинейным, а установленный на нем инг дуктивный датчик 6 покажет только чистьп, перекос травсрсы. 11скл(оче)!це влияния прогиба травсрсы от веса шпиндельно". бабк 1 па показания датчика значительно повышает точность ком пенсац)ш перекоса траверсы от10 но«итс15110 Ilлоско«тп стола.

Формула изобретения

Устройство JJIH компенсации перекоса траверсы, например, в станках портального тп15 па, перемещающейся посредством кинематических цепей, содержащих ходовые винты, от сервоцилипдра, закрепленного»а траверсе и связанного через следящую систему, содержащую блок сравнения, с двумя индуктивными

20 датчиками маятниковогO типа, измеряющими отклонение траверсы и стола станка от горизонтального положения, о т л и ч а ю щ с с с я тем, что, с целью повышения точности установки параллельности траверсы относительно

25 плоскости стола, опо снабжено мостиком, сос„ипсппым с травсрсой 0;IIIklb концом жестко посредством, например, шарнирной опоры,, I) Г1! м ко) I пом — Ië 11 в(1 K) щс11 01101) ы, а 0«11

О! iÎ ) I) 1! (. ПОЛ ОЖ(.>i!1>I В ПЛО«1<ОСТSIХ, I) t)ОХОДSI!Ц11Х

3,1 I(рсз 0«и х0,1031>lx впп Ов, 111)п 310> llo 1 кi Ili!

::ый д;п )пк, измеряющий отклоне!)пс травср(Ь! ОТ Г01)11301!Та! ll>!!OI 0 ПОЛОжС1111Я УСТаНОВЛ il

;. а и oc 1! кс.

И«го>!ники информации, принятые во впи35 мание при экспертизе

1. Патент СССР ¹ 316225, кл. В 23@ 1/02, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР ¹ 465834, к.. В 23В 41/00, 1972.

563233

Составитель Г. Довнар

Тсхред А. Камышникова

Редактор H. Богатова

Корректор О. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1678/15 Изд. № 555 Тираж 1207 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для компенсации перекоса траверсы Устройство для компенсации перекоса траверсы Устройство для компенсации перекоса траверсы 

 

Наверх