Дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки

 

О П И С А Н И Е " 592!97

И3ОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) 3а явлено 07.04.75 (21) 2121032/24-06 с присосд!iilсiiпс м ваявI(и (23) Приор птст†(51) М. Кл.з

F 02 С 7/26

Гасударственный комитет по делам изобретений и открытий, 53) УДК 621.438-55 (088.8) с>п блпковапо 23.04.82. 13юллсте М 15

Дата опубликования снтисанпя 23.04.82 (72) Авторы изооретс шя

А. Л. Кузнецов, В. H. Якунин, С. 3. Шабашов и Ю. Н. Якимов

Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени

Невский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (71) Заяl3HTC ih (54) ДИСТАНЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО=

ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

, 1ji jt,s, 1

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации пуска газотурбинных установок.

Известны дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки, содер>кащис пусковой двигатель, на валу которого установлена расцепная муфта для соединения с ротором турбины (11. Муфта связана с управляющим сервомотором при помош,и рычага.

Это устройство имеет большие габариты и пониженную надежность из-за наличия рычагов.

Известно также дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки, содержащее пусковой двигатель, вал которого снабжен шестерней для соединения с ротором турбины, и сервомотор, поршень которого установлен на валу двигателя, а полости, образованные поршнем и корпусом сервомотора, подключены к управляющим клапанам (21.,При подаче сигнала на управляющие клапаны поршень сервомотора, смещаясь, вводит шестерню в зацепление с колесом на роторе турбины, и вращение вала пускового. двигателя передается к ротору турбины.

Это устройство является ближайшим к предлагаемому по технической сущности и достигаемому рсзультату.

В этом устройстве поршень сервомотора вращается вместе с валом пускового двигателя, что вызывает постепенное увеличение радиального зазора между поршнем и

5 корпусом, поэтому надежность устройства недостаточна.

Цель .изобретения — повышение надежности работы устройства.

Для достижения поставленной цели на

)О валу двигателя закреплен диск упорного подшипника, опорная поверхность которого выполнена в виде кольцевого паза в пор шпс сервомотора, а в одной из полостей ссрвомотора между корпусом и торцом

is поршня установлена пружина.

На чертеже приведена схема конструкции устройства.

Предлагаемое устройство содержит пус20 ковой двигатель (турбодстапдер) 1, сервомотор с корпусом 2, поршень 3, диск 4 упорного подшипника с баббитовой заливкой и шестерню 5 расцепной муфты. Шестерня 5 через направляющие шпонкп б со25 сдпнсна с валом 7, который связан с двигателем 1, а через зубчатое колесо 8 — с ротором 9 турбины. В поршне 3 имеются уплотнительные кольца 10 и калиброванное отверстие 11, через которое управляющая зо полость 12 сообщена с полостью 13, в кото592197

3 рой установлена пружина 14. Отверстие 15 сообщает полость 13 со сливом.

В торцевой части 16 корпуса 2 выполнено отверстие 17, которое трубопроводом 18 через трехходовой управляющий электромагнитный клапан 19 может быть сообщено либо с магистралью высокого давления, либо со сливом. Полость 13 через отверстие 20 в торцевой крышке 21 корпуса 2 сообщена трубопроводом 22 с подпружиненным сервомотором 23 на клапанс 24, управляющем подводом рабочсго тела к двигателю 1. В поршне 3 выполнен кольцевой паз 25, который является опорной поверхностью для диска 4 упорного подшипника.

При подаче напряжения на катушку управляющего электромагнитного клапана 19 управля10щая жидкость (или Газ) подводится в полость 12, и поршень 3, перемещаясь, через диск 4 передает движение шестерне 5, которая входит в зацепление с колесом 8. При этом поршень 3 доходит до упора в крышку 21, отверстие 11; в поршне совмещается с отверстием 20 в крышке 21, и управляющая жидкость (газ) поступает к подпружиненному сервомотору 3. Клапан 24 открывается, и пусковой двигатель 1 включается в работу.

Таким образом, двигатель 1 работает только при включенной расцепной муфте (шестерня 5 и зубчатое колесо 8 находятся в зацеплении). В противном случае при перемещении поршня 3 в другую сторону клапан 24 закрыт, так как подпружиненный сервомотор 23 через отверстия 20 и 15 сообщается со сливом, а поступление управляющей жидкости (газа) в полость 13 через калиброванное Отверстие 11 незначительно.

Отключение муфты и остановка двигателя 1 происходят следующим образом. С катушки управляющего электромагнитного клапана 19 снимается напряжение, в результате чего полость 12 отсекастся от подвода управляющей жидкости (газа) и сообщается со сливом. Пружина 14 отжимает поршень 3, через диск 4 движение передается шестерне 5, которая выходит из зацепления с колесом 8. В начале перемещения поршня 3, когда шестерня 5 и колесо 8 еще находятся в зацеплении, отверстия 20 и 11 разобщаются, и управляющая жидкость (газ) из подпружиненного сервомотора 23 через отверстия 20 и 15 выпускается на слив, и клапан 24 закрывается.

Повышение надежности работы пускового устройства достигается введеHèñì упорного подшипника на поршне, что позволяет исключить вращение поршня.

Формула изобретения

Дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки, содержащее пусковой двигатель, вал которого снабжен шестерней для соединения с ротором тур25 бины, и сервомотор, поршень которого установлен на валу двигателя, а полости, образованные поршнем и корпусом серво»отора, подключсны к управляющим клапанам, отличающееся тем, что, с целью

З1 повышения надежности, на валу двигателя закреплен диск упорного подшипника, опорная поверхность которого выполнена в виде кольцевого паза в поршне сервомотора, а в одной из полостей сервомотора между корпусом и торцом поршня установлена пружина.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

4О _#_ 449605,,кл. F 02 С 7/26, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Ме 166556, кл. F 02 С 7/26, 1963.

592197

Составитель А. Калашников

Тскред Л. Куклина

Редактор Л. Письман

Корректор 3 Тарасова

Заказ 2792

Изд, М 125 Тираж 548

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Подписное

Загорская типография Упрполигрзйиздата Мосоолисно.чкома

Дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки Дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки Дистанционное пусковое устройство для газотурбинной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх