Канатоукладчик

 

Своз С -;"зетски:(11159653 7

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ант. свнд-ву(22) Заявлено 17.05.76 (21)2361348/29-1 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опублнковано05.03. 78. Бюллетень №9 (45) Дата опубликования описания 13.01.78

2 (51) М, Кл.

В 66 Р 1/36

Государотеевый аометет

Совета Менеетроа СССР ао делам аеобретеаев и втер@те» (5З) УД1 621.864 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. А. Богорад и С. Н. Сыткин (71) Заявитель (54) KAHATQKc " Lj fHK

Изобретение относится к грузоподьемным механизмам, а именно к канатоукладчикам лебедок.

Известны канатоукладчики лебедок, содержашие смонтированные параллельно оси rpy- 5 зового барабана лебедки ходовой винт с перемещающейся по нему кареткой, несушей направляющий канат ролик, концевые выключатели и механизм реверсирования винта в виде переключаемого электромагнитными муф-10 тами блока конических шестерен 11) .

Недостаток известного устройства заключается в отсутствии синхронизации apameния барабана лебедки и перемешения каретки, что приводит к иеравномернойнавивке 15 каната на барабан лебедки. Нарушение син.хронизации происходит при опережении- или ртставании гкаретки от витка каната вследствие отклонения диаметра каната от номи« нального значения. х

Наиболее близким к изобретению является канатоукладчик содержащий установленный параллельно осн барабана лебедки двухходовой винт с перемешаюшейся по нему кареткой, соединенной с приводом барабана 25 через механизм синхронизации. В данном устройстве обеспечивается непрерывное ре- гулирование скорости каретки, а, следователь« но, и равномерная навивка каната на барабан лебедки 1.2) . Однако управление механизмом синхронизации осуществляют вручную путем поворота рукоятки реверсивного поста и включением в результате этого дополнительного электродвигателя, целью изобретения является обеспечение автоматического управления скоростью движения каретки.

Для этого канатоукладчнк снабжен;следящим механизмом, содержащим смонтированные во взаимоперпендикулярных плоскостях отклоняюшие ролики и шкив, шарнирно закрепленный на каретке рычаг и установленную на конце винта гайку, кинематически связанную со шкивом и взаимодействующую с механизмом синхронизации, который выполнен в виде механического, вариатора, при этом шкив закреплен коаксиально винту и снабжен огибаюшим его тросом, свободные концы которого пропущены через отклоняющие ролики и закреплены на рычаге каретки.

ЙМБ37

Кроме того, шкив связан с гайкой посред. сТВоМ планетарного редуктора.

На фиг. 1 показана лебедка с канатоукладчиком, вид сверху; на фиг. 2 — канатоукладчик, в разрезе; на фиг. 3 — разрез

А-А фиг. 2; ка фиг, 4 — разрез Б-В фиг. 2; на фиг. 5 — разрез В-В фиг. 2.

Параллельно оси барабана 1 лебедки установлен двухходовой финт 2 канатоукладчика с перемещающейся по нему кареткой 3.

На каретке 3 шарнирно укреплен рычаг

4„ На каретке 3 и рычаге 4 установлены направляющие ролики 5. Внутри каретки шарнирно установлены сухари 6 для зацепления с нарезкой винта 2, управляемые сколь зяы1ей планкой 7 и соединенные между собой пружиной 8. Планка 7 связана с корпусом каретки фиксатором 9.

Рычаг 4 соединен с концами гибкого элемента 10, огибающего ролики 11 и шкив

12, На одном конце винта 2 установлена гайка 13, соединенная посредством цеатраль ной шестерни 14 планетарного редуктора со шкивом 12, сидящим на втулке 15. Втулка 15 и ступица шкива 12 имеет наружные зубья 16, входящие попеременно в зацепление с внутренними зубьями водила 17 редуктора. Втулка 1.5 соединена со стойкой

18, конец которой укреплен иа верхнем saлу вариатора 19, приводимом во вращение от привода 20 лебедки. На стойке 19 укреплен электромагнит 21, внутри которого установлен подпружиненный шток 22 конец которого соединен посредством шарового шарнира 23 с коромыслом 24, установленным в продольном вырезе втулки 15.

На торцевой поверхности водила 17 выполнена кольцевая выточка, в которой с зазором установлены концы коромысла 24.

Вариатор 19 выполнен в виде двух нар конических дисков 25»»28, связанных между собой клиновым ремнем 29. Диски 25 и 26 установлены неподвижно, а диски 27 и 28с, воэможностью продольного перемещения.

С помощью рычага 30, шарнирно связанного с одной из стоек 31, посредством которых корпус канатоукладчика шарнирно связан с лебедкой, диски 27, 28 соединены между собой.

По концам винта 2 установлены упоры

32, укрепленные на стойках 31. На упорах установлены концевые выключатели 33, управля1ршие электромагнитом 21.

Между дисками каждой пары установлены пружины 34.

Канатоукладчик работает следующим образом.

Перед началом навивки каната на барабан лебедки, например справа налево, включением привода барабана 1 лебедки подвижная каретка 3 перемешается винтом 2 вправо до упора планки 7 в правый упор 32. Затем привод барабана 1 отключается и HBBHBBBмый канат пропускается через ролики 5, установленные на каретке 3 и рычаге 4, и закрепляется на барабане лебедки. После прижима планки 7 к упору 32 она перемешается влево и сухари 6 каретки 3 устанавливаются в положение ее рабочего хода (справа налево), включается привод барабана лебедки и начинается навивка каната.

При соответствии параметров навиваемого каната заданному передаточному отношению привода винта каретка движется синхронно с навиваемым витком каната, обеспечивая перпендикулярность каната к оси тягового барабана и, следовательно, равномерную навивку. При сохранении перпендикулярности каната к оси барабана 1 рычаг 4 находится в среднем положении и при перемещении каретки 3 вдоль винта 2 элемент 10 следящего устройства движется по роликам 11 и вращает шкив 12 против часовой стрелки.

Винт 2 также вращается против часовой стрелки. При движении каретки 3 канатоукладчика справа налево гайка 13 управления вариатором 19 вращается против часовой стрелки.

Благодаря подбору требуемого диаметра шкива 12, угловые скорости вращения гайки 13 и винта 2 равны. При этом диск 28 вариатора 19 не перемешается, его передаточное отношение не изменяется и продолжается синхронное перемещение каретки Р механизма канат оукладчика.

В случае, например, отставания каретки

3 от плоскости навиваемого витка каната рычаг 4 поворачивается и элемент 10 следящего устройства получает дополнительное перемещение влево, увеличивается скорость вращения шкива 12 против часовой стрелки.

Поскольку при этом угловая скорость вращения ходового винта еше остается прежней, то гайка 13 управления вариатором 19, имеющая теперь большую угловую" скорость, смес-.итси по нарезке винта 2 вправо. При этом йодвижный.диск 28 вариатора 19 под действИем пружины 34 также переместится вправо, а другой диск 27 переместится влево с помощью рычага 30. При этом угловая скорость винта 2 привода каретки 3 возрастает так, как при увеличении расстояния между дисками 25 и 28 увеличивается кх угловая скорость и каретка займет нужное положение - переместится влево.

Одновременно с этим угол отклонения рычага 4 будет уменьшаться, пока рычаг не займет среднее положение и не расположится. перпендикулярно оси барабана 1. В это время угловая скорость вращения шки596537

5 ва 12, н, соответственно, гайки 13 управления вариатэром у:,геньшится, что при сохранении угловой скорости вращения винта 2 на прежнем уровне, вызовет перемещение гайки 13 .влево и уменьшение передаточного отношения вариатора.

После этого величины угловых скоростей вращения винта 2 н шкива 12 следящего устройства выравниваются и каретка 3 продолжает свое синхронное с вращением барабана лебедки движение, обеспечивая правильную и плотную навнвку каната на барабан 1. В:случае опереженйя. кареткой 3 плоскости найиваемого витка каната рычаг 4 канатоукладчика повернется в другую сторону;- при этом угловая скорость вращения шкива

12 и-связанной с ним гайки 13. уменьшается. Гайка переместится по винту 2 влево и уменьшит передаточное отношение вариатора 18, а, следователь"î,,и угловую скорость вращения винта 2, замедлив осевое движение: кареты 3.

При завершении навивки цервэго слой каната .на барабан 1 лебедки каретка 3 канатоукладчика подойдет K левому упЩ)у 32. g5

Планка 7 переключит сухари 6 приводакаретки 3 в положение, соответствующее движению в обратном направлении (слева направо); одновременно корпус каретки воздействует на левый вьпцпочатель 33, в результате чего электромагнит 21 перемещения водила 17 планетарного редуктора выключается и шток 22 вместе с коромыслом

24 и водилом.17 перемешается влево дэ зацепления зубьев водила с зубьями втулки з5

15.

При движении каретки 3 слева направо шкив 12 следящего устройства вращаемый элементом 10 от движущейся каретки, имеет обратное по отношению к винту 2 направ-40 пение вращения,т.е.почасовойстрелке. При ,выводе водила 1? изэанеплениасоступицей шкива 12 сателлиты планетарного редуктора начинФот вращаться в том же направлении, чтэ и шкив, а центральная. шестерня 45 редуктора - в обратном. Следовательно, гайка 13 вращается в направлении, обратном направлению вращения шкива 12, но в том же, что и винт 2. При отклонении рычага из плоскости виткаре уаирование скоро- Ю сти движения каретки производится так же, как было описано выше.

При подходе каретки 3 к правому упору 32 и пераключении сухарей 6 в пэложение хода каретки cllpaBa 1илеВэ Выключатель 33 замкнет цепь питания электромагнита 21, который передвин".ò еэпилэ 7 вправо и соединит его с зубьями сту«ипь1 шкива 12 и повторяется процесс «аматываяия слоя каната справа налево.

Для обеспечения четкой работы канатэводуней следящей системы и предэтнраше««я скольжения каната пэ шкиву увеличен уг",л обхвата шкива элементом 10 и один и-i р»ликов 11 BblIIQJIHBH натяжным.

При многослойной навивке каната на барабан лебедки канатоукладчик вследствие соединения с последней посредством шарнирных стоек имеет возможность перемещения в вертикальной плоскости.

Для этого в основании под канатэуклаа«яком предусмотрен приямок с эбэрудэвакием (на чертежах не показано) для поддерживания канатэукладчнка на различных уровнях относительно лебедки по мере изменения количества слоев навиваемэгэ каната.

Формула изобретения

1. Канатэукладчик, содержащий установленный параллельно эси барабана двуххэдэвэй винт с перемещающейся по нему кареткой, соединенной с приводом барабана чере» механизм синхронизации, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью автоматического управления скоростью движения каретки, он снабжен следящим механизмом, содержащим смонтированные во взаимнэЬерпендикулярных плоскостях отклоняющие рэлики и шкив, шарнирно закрепленный на каретке рычаг и установленную на конце винта гайку, кинематически связанную со шкивом н взаимодействующую с механизмом г:инхрэниэации, который выполнен в виде механического вариатора, при этом шкив эакре, лен кэаксиально винту и снабжен огибающим его тросом, свободные концы которого прэпуп ени через отклоняющие ролики и закреплены на рычаге каретки.

2. Канатоукладчик по п. 1, о т л и— ч аюши йс я тем, что шкивсвяэан с гайкой посредством планетарного редуктора

Источники информации, принятые вэ внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство % 260861, an. В 66 13 1/36, 31.09.68.

2. Авторское свидетельство % 360316, .

an. В 66 Q 1/36, 01.04.70.

Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик 

 

Похожие патенты:

Лебедка // 582185

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к прижимным устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к направляющим устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к прижимным устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к усовершенствованию их узлов, и может быть использовано для обслуживания скважин в отраслях добывающей промышленности для спуска и подъема различных скважинных приборов и устройств при гидродинамических и геофизических исследованиях, а также в других отраслях, где используются подъемно-транспортные механизмы

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к канатоукладчикам для барабанов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатоукладчикам лебедок

Изобретение относится к прокладке проводов с помощью вертолетов, преимущественно при строительстве линий электропередач

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатоукладчикам с многослойной навивкой каната на барабане лебедки

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к конструкциям канатоукладчиков лебедок
Наверх