Способ определения адгезионного взаимодействия при трении

 

ОПИС

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 597952

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 290975(21) 2175615/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 150378.Бюллетень № 10 (45) Дата опубликования описания 2О.О2.78 (51) М. Кл.

С 01 К 19/04

Гоотдаротввнный новнтвт

Воввтн Мнннотров CCCP

an данаи нзобрвтвннй н открытий (53) УДК 620.178.162. .4 (088.8) (72) Авторы

ИЗОбрЕтЕНИя М.Н .Добычин, М.А .Броновец и Í .K,MblIJIKHH (71) Заявитель

Институт проблем механики AH СССР (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРИ ТРЕНИИ

Ю

Изобретение относится к методам исследования фрикционного взаимодействия твердых тел.

Известен способ определения адгезионной составляющей коэффициента 5 трения, заключающийся в том, что образец, выполненный в виде шара, закрепленного в оправке, зажимают нормальной нагрузкой между параллельными плоскими поверхностями контробраэцов, вращают образец вокруг собственной оси, расположенной перпендикулярно плоским поверхностям, и измеряют действующий на образец крутящий момент, величина которого оп- 15 ределяет адгезию 111 . Недостатком указанного способа является сравнительно низкая точность, что обусловлено односторонним приложением силы к оправке. Ю

Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению является способ, заключающийся в том, что обарэец, выполненный в виде тела вращения, ус-: танавливают между параллельными плос- 25 кими поверхностями двух контробраэцов так,чтобы ось его вращения была параллельна этим поверхностям, прикладывают нормальную нагрузку к контробразцам, вращают образец и измеряют 30 действующий на него крутящий момент, по величине которого судят об адгеэионном взаимодействии (2) .

Недостатком этого способа является то, что образец, вращаясь вокруг собственной оси, по существу не имитирует реальнЫй элементарный акт фрикционного взаимодействия тел при скольжении, когда контактирующие неровности образца деформируют поверхность контробразца в направлении вектора скорости °

Целью изобретения является приближение условий испытания к реальным условиям работы пар трения.

Согласно изобретению это достигается тем, что контробраэцы перемещают поступательно в противоположные стороны перпендикулярно линии действия нормальной нагрузки.

На чертеже изображена принципиальная схема реализации предлагаемого способа °

Сущность способа состоит в следующем.

Между контробраэцами 1 и 2 устанавливают образец 3, прикладывают нормальную нагрузку Й, сообщают образцу вращательное движение с угловой скоростью .с.> относительно оси, проходящей через точку О и перпендикулярной плоскости чертежа. Одновременно с вращением образца контробразцы перемещают навстречу и параллельно друг другу со скоростью V . О величине адгезионного взаимодействия судят по измеряемому крутящему моменту, приложенному к образцу. Нормальные напряжения 6 и 6 уравновешивают друг друга, а касательные t и 7 — .являются результа1 2 том адгезионного взаимодействия образца с контробразцами и могут быть оценены по величине крутящего момента.

Способ может быть реализован и при условии что УEловая скорость и) Образца равна нулю, В данном случае образец просто фиксируют от поворота.

Предлагаемое изобретение позволяет более полно приблизить условия определения фрикционных свойств защитных покрытий, окисных пленок и т.п. к условиям их эксплуатации в машинах и механизмах, что повышает качество эксперимента.

Формула изобретения

Способ определения адгезионного взаимодействия при трении, заключающийся в том, что образец, выполненный

5 в виде тела вращения, устанавливают между параллельными плоскими поверхностями двух контробраэцов так, чтобы ось его вращения была параллельна этим поверхностям, прикладывают норд мальную нагрузку к контробраэцам, Вращают образец и измеряют действующий на него крутящий момент, по величине которого судят об адгезионном взаимодействии, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытания к реальным условиям работы пар трения, контробраэцы перемещают поступательно в противоположные стороны перпендикулярно линии дей- ствия нормальной нагрузки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

244686, кл. 01 М 19/04, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 348927, кл. g 01 К 19/04, 1972.

Составитель..Н.Кудрявцев

Редакто Н.А истова Тех ед H.Андрейчук Ко екто .H,ßöåìèðñêàÿ

Заказ 1207/33 Тираж 1112 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения адгезионного взаимодействия при трении Способ определения адгезионного взаимодействия при трении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх