Акселерометр

 

(iij 60ЯУ9

Союз Соойскик

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.01.75 (21) 2093093/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 21.04.78 (51) М. Кл в G 01Р 15f02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по селам изобретений и открытий (53) УДК 531.768(088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. С. Галкин, 3. А. Крутских, Г. А. Григорьев, А. В, Корягин, М. Г. Каган и Г. Н. Писарев (71) Заявитель (54) АКСЕЛ EPOMETP

Изобретение относится к акселерометрам и может быть использовано в системах наведения и измерения малых линейных ускорений ракетно-космических объектов.

Известны акселерометры, содержащие инерционную массу, выполненную в виде втулки, расположенной на валу, при вращении которого образуется газодинамический подшипник, гибкую капроновую нить с пренебрежимо малой поперечной жесткостью, один конец которой закреплен на инерционной массе, а другой — на неподвижном корпусе, служащую преобразователем газодинамического трения в осевую силу, препятствующую перемещению инерционной массы под действием линейного ускорения, и регистрирующее устройство (1, 2).

Недостатком указанных акселерометров является то, что при малой крутизне восстанавливающей системы, что соответствует натяжению нити порядка 0,05 г и наличию возмущающих воздействий со стороны вращающегося вала на инерционную массу, выраженных биением поверхности вала относительно оси его вращения, а также нелинейностью силовой характеристики нити при малых ее натяжениях под действием аэродинамического момента трения в акселерометре возникают устойчивые субгармонические колебания инерционной массы относительно оси подвеса, изменяющие выходную характеристику прибора (2).

Целью изобретения является гашение радиальных колебаний чувствительного элемента и повышение стабильности выходной характеристики акселерометра.

Для достижения этой цели в акселерометре нить выполнена профильной в одной плоскости в виде отрезков дуг.

На фиг. 1 схематично изображен акселерометр, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — кривые зависимости деформации нити от нагрузки.

Акселерометр содержит корпус 1, вал 2, инерционную массу 3, выполненную в виде втулки и образующую с валом 2 газодинамический подвес, электропривод 4, датчик 5 линейных перемещений, гибкую неупругую нить

6 с узелками 7, один конец которой соединен с инерционной массой 3, а другой — с корпусом 1 прибора, регистрирующее устройство 8.

При вращении вала 2 электроприводом 4 инерционная масса 3 всплывает в газовом слое газодинамического подшипника. Возникающий в результате вращения вала 2 момент аэродинамического газового слоя обеспечивает натяжение нити 6 до тех пор, пока сила, обусловленная моментом аэродинамического трения, не уравновесится силой реакции нити 6.

Уравнение движения инерционной массы отЗО носительно оси подвеса с учетом нелинейной

808179

7 ! р (р

z z

1 1

/гЛ7

1

3 силовой характеристики нити может быть записано следующими выражением: + К, + C, + C, *+ С, +... =

= М + М, sin Q t, где I — момент инерции чувствительного элемента;

<р — угловые координаты;

К вЂ” коэффициент вязкого трения;

i>, С, Сз ... — коэффициенты жесткости нити при растяжении;

M, — момент газодинамического трения;

M, sin и — возмущающий момент, обусловленный биением вала;

Я вЂ” скорость вращения вала.

На фиг. 3 кривая 9 изображает зависимость деформации нити, выполненной без узелков, кривая 10 — то же, с узелками.

Формула изобретения

Акселерометр, содержащий чувствительный элемент в виде сбалансированной полой втул» ки, охватьгвающей вал, при вращении которо. го образуется газодинамический подшипник, капроновую нить, один конец которой закреплен .на чувствительном элементе, а другой на корпусе, датчик линейных перемещений и ре1О гистрирующее устройство, отличающийся тем, что, с целью гашения радиальных колебаний чувствительного элемента и повышения стабильности выходной характеристики, нить выполнена профилированной в одной плоско15 сти, в виде отрезков дуг.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент США № 3913406, кл. 73 — 516, опубл. 21.10.75.

2о 2. Датчик малых перегрузок ДМП Р 1401 — О, Техническое описание Т10813 P 1401 — ОТО, 1971.

В06179

Составитель Н. Граникова

Редактор А. Купрякова Техред А. Камышннкова Корректоры: Е. Мохова и Л. Котова

Заказ 919/14 Изд. № 395 Тираж 1122 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Акселерометр Акселерометр Акселерометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инерциальным приборам и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ускорения и угла наклона

Изобретение относится к классу струйных акселерометров, которые могут входить в состав комбинированной системы управления летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации в летательных и подводных аппаратах

Изобретение относится к измерению и контролю линейных и угловых ускорений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в ортопедии для контроля положения позвоночника в трехмерном пространстве

Изобретение относится к способам и устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении их ускорения и скорости
Наверх