Устройство для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»> 6I3I96

Союэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.09.76 (21) 2407800/18-21 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень ¹ 24 (45) Дата опубликования описания 28.06.78 (51) М Кq.з 6 01 В 7!14

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.317.39 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. В. Бакумов, В. Б. Финкельштейн, И. 3. Скрыпин и Л. И. Юдина (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВЕЛИЧИНЫ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВРАЩАЮЩИХСЯ МАШИН

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к электрическим машинам и предназначено для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин.

Известны внешние автоматические системы контроля, содержащие датчики-преобразователи, информация с которых через нормализаторы селектируется с помощью слециального матричного коммутатора и подается на вторичный преобразователь, который преобразует сигналы из аналоговой формы в цифровую (1).

Недостатками устройств автоматических систем, контроля является наличие очень сложного и дорогостоящего оборудования, например, управляемого непосредственно вычислительной машиной матричного коммутатора.

Известно устройство .для контроля величины воздушного зазора во вращающихся электрических ма шинах с использованием .магнитных пластин или магнитных диодов, содержащее датчики, чувствительные к магнитному ,полю, включенные по,мостовой салеме (датчики размещены на зубцах статора электрической машины); схему измерения, состоящую из блока выпрямления сигналов датчика, блока индикации для фиксации величины воздушного зазора электрической машины; блока сигнализа|ции для воздействия на систему звуковой сигнализации при превышении установленной нормы величины воздушного зазора (2).

Однако это устройство не обеспечивает достаточной точности измерений, так как допускает введение ограниченного количества датчиков внутрь машпчы без нарушения ее конструктивных особенностей.

Целью изобретения является повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что и устройство для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин, содержащее датчики сигналов основной и зубцовой гармоник, первый выпрямитель и индикатор, введены блок деления, блок умножения, коммутатор, источник эталонного сигнала и второй выпрямитель, а датчики сигналов основной и зубцовой гармоник раз"0 мещены в одном корлусе, при этом датчики сигналов основной гармоники через коммута- тор соединены с последовательно соединенными первым выпрямителем, блоками деления, умножения и индикатором, датчики сигналов

25 зубцовой гармоники через коммутатор подключены ко входу второго выпрямителя, BbI ход которого соединен со вторым входом блока умножения, ко второму входу блока деления подключен источник эталонного сигнала, ЗО а датчики сигналов обоих гармоник установ3

613196

I5

25 зо

55 лены на внешней боковой поверхности машины.

На чертеже, представлена блок-схема предлагаемого устройства для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин.

Устройство содержит установленные на статоре электрической ма|шины 1 датчики 2 сигналов основной и зубцовой гармоник, блок

Л управления ма шиной, коммутатор 4, схему корректировки 5 и ее первый выпрямитель 6, блок деления 7, блок умножения 8, схему из5мерения 9 со вторым выпрямителем 10, индикатор 11 и источник эталонного сигнала U„„;.

Устройство работает следующим образом.

На перемсща 1Ощ" IocH по конВеЙеру электрическую магпнну 1, лрибли кающуюся к ис пы гательному стенду, устанавливается клсммная колодка от электросети. По .rîñòèæåíèè установленной точки электрическая машина 1 механически воздействует .на пусковое устройство блока 8 управления машиной, которое залускает электрическую машину и приводит .в действие приводной механизм индуктивных дачч.иков 2, который нак.ладывает их на статор электрической машины в мсжреберные пространства.

Конструкция индуктивного датчика тако.ва, что лозво rsrcr выделнть из спектра частот внешнего магнитного,поля электрической машины сигналы основной и зубцовой гармоник.

Сигнал основной гармоники испытуемой мацигны U„„ II 1. -ом датчике считывается в коммутаторе 4 и подается на .вход выпрямителя 6 схемы корректировки 5. Одновременно сигнал зубцовой гармоники U,, в Й-ом датчике посредством того же коммутатора 4 считы вается H подается на вход выпрямителя 10

cxBMbl H3McpcrrIrH 9. Выпрямленное напряжение основной. гармоники U„,„с выхода выпрямителя 6 подается на вход блока деления 7, второй вход которого соединяется с источником эталонного сигнала U „б —— const пропорционального !1алряжени50 ОснОВнОЙ гармоники эталонной машины в базовом направлении.

U„„Crrr!raл - -"-" с выхода блока деления 7

U0iIK ,подается на вход блока умножения 8, на вто poA вход, которого подается выпрямленный сигнал U„„, зубцовой,гармоники испытуемой машины с выхода Выпрямителя 10. С выхода блока умножения 8 сигнал (1г U,.„„), про-порциональный величине воздушного зазора испытуемой машины, подается на вход индикатора 11 схемы измерения 9, Индикатор . фиксирует величину воздушных зазоров испытуемой машины и записывае их значение в направлении оси К двигателя. Остановка электрической, машины и снятие индуктивных датчиков со статора электрической машины осуществляется выходным сигналом блока 8 управления машиной через определенную выдержку времени с начала пуска двигателя.

Реализация изобретения позволит автоматизировать процесс измерений воздушного зазора электрических вращающихся машин; упростить процесс измерений; исключить влияние аннзотропии стали на величину выходного сигнала зубцовой гармоники путем привода сигнала зубцовой гармоники в .произвольном направлении испытуемой машины к сигналу ее в базовом направлении по сигналу основной гармоники; исключить влияние разброса парамегров испытуемой машины относительно эгалонной на величину выходного сигнала путем умножения приведенного относительно базового направления сигнала зубцовой гармоники на множитель, учитывающий разброс параметров испытуемой и эталонной машины; повысить точность измерений.

Формула изобретения

Устройство для определения величины,воздушного зазора электрических вращающихся машин, содержащее датчики сигналов основной и зубцовой гармоники, первый выпрямитель и индикатор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, в него введены блок деления, блок умножения, коммутатор, источник эталонного сигнала и второй выпрямитель, а датчики сигналов основной и зубцовой гармоник размещены в одном корпусе, при этом датчики сигналов основной гармоники через коммутатор соединены с последовательно соединенными первым выпрямителем, блоками деления, умножения и индикатором, датчики сигналов зубцовой гармоники через коммутатор подключены ко входу второго выпрямителя, выход которого соединен со,вторым входом блока умножения, ко второму входу блока деления подключен источник эталонного сигнала, а датчики сигналов обеих гармоник установлены на внешней боковой поверхности машины.

Источники информации,,принятые во внимание при экспертизе:

1. Балашов В. П. Автоматизация радиоизмерений, М., «Советское радио», 19бб, с. 358.

2. Патент США ¹ 3743934, кл, 324 — 24, 1973.

Устройство для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин Устройство для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин Устройство для определения величины воздушного зазора электрических вращающихся машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам бесконтактного измерения в динамическом режиме смещения проводящего тела по отношению к емкостному датчику, образованному двумя параллельными перекрывающимися проводящими пластинами, электрически изолированными одна от другой, на которые подается высокочастотный сигнал заданного напряжения, а емкостный датчик подключен к прибору для измерения величины тока

Изобретение относится к датчикам перемещения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для осуществления манипуляторов промышленных роботов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного автоматического контроля параметров движения лопаток ротора турбомашины в процессе испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано, в частности, в измерительной аппаратуре, применяемой при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути в системах управления рабочими органами путевых машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещения измерительного центра инерционной массы чувствительного элемента приборов, в которых используется магнитный или электростатический подвес тела

Изобретение относится к измерительной технике и представляет собой устройство для измерения линейных перемещений с помощью датчиков Холла
Наверх