Упорный подшипниковый узел скольжения

 

нип тМ т Йв - Ts ч) О Il ""Н" И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11) 616446

Союэ Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свиа-ву(22) Заявлено 07.01.77(21) 2438413/25-27 с присоединением заявки №(23) Приоритет2 (51) М. Кл

Р 16 С 17124! юеудвРвтвениый иемитет

Севвтв Министров СССР не делам изобретений и открытий (43) Опубликовано25.07.78.Бюллетень № 27 (53) УДК 621.822.2 (088.8) (45) Дата опубликования описания 1h.07.15 ф. П. Снеговский, В. Н. Гринавцев, Н. Г. Булюк, B. Ф; Круподер, И. В. Литвинова, М. П. Шевченко и А, М. Сандик (72) Авторы изобретения

Херсонский филиал Одесского технологического института пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (71) Заявитель (54) УПОРНЦЙ ПОДШИПНИКОВЬ!Й УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при конструировании опор вертикальных валов.

Известен упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий подпятник, пяту и расположенную между ними плавающую шайбу с клиновидными скосами для смазки !!).

При износе деталей такого узла происходит их заклинивание и разрушение контактирующих поверхностей, не позволяющее быстро восстановить работоспособность узла

Целью изобретения является повышение надежности узла скольжения путем стопорения плаваю1цей шайбы при максимально допустимом износе до разрушения контактирующих поверхностей.

Для этого предлагаемый упорный подшипниковый узел скольжения снабжен фиксатором плавающей шайбы и связанным с ним сигнализатором износа.

Фиксатор целесообразно выполнять в виде жестко закрепленного иа плавающей шай- г0 бе и центрированного в подпятнике и пяте стержня с коническими концами, расположенными от конических отверстий, выполненных в подпятнике и пяте, на расстояНии, равном величине допустимого износа.

На чертеже изображен предлагаемый узел скольжения, разрез.

Упорный подшипниковый узел скольжения состоит из пяты с антифрикционным вкладышем 2, плавающей шайбы 3 с аптифрикционным вкладьнпем 4, снабженной фиксатором 5 в виде стержня с коническими концами, связанным с снгнализатором износа (на чертеже не показан), и подпятпика 6.

В пяте и подпятнике 6 выполнены центрирующие фиксатор 5 цилиндрические от. верстия 7 и расположенные от конических концов фиксатора 5 на расстоянии о, равном величине допустимого износа, конические отверстия 8.

Узел работает следующим образом.

Нагруженная осевой силой Р пята имеет угловую скорость ц>,. Антифрикционный вкладыш 2 скользит по поверхности шайбы

3 и сообщает ей угловую скорость ы, при этом щ 1 ) м 2.

Антифрикционный вкладыш 4 скользит по неподвижной поверхности подпятника 6.

Благодаря наличию шайбы 3 между пятой и подпятником 6 o < носительная скорость скольжения поверхностей снижается При уменьшении этой скорости уменьшается и тепловыделенне, а следова тел ьно, пои ы ш ает616446

Составитель И. Крылова

«Текред О.:Луговая Корректор Л. Веселовская

Тираж 1198 Подписное

Редактор Г. Котельскнй

Заказ 4044/35

I IIII1H1lH осударственного комитета Совета Министров СССР ио дела1и изобретений и открытйй

I I 3035, Москва, Ж 85, Рауьиская наб., n., 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Л ся несущая способность подпятпика при неизменных значениях контактных давлений.

llo мере износа антифрикционных вкладышей 2 и 4 коническая поверхность фиксатора 5 приближается к коническому отверстию 8 в пяте 1 или в подпятнике 6.

Когда износ достигнет предельно допустимого значения, происходит заклинивание конических поверхностей фиксатора 5 в отверстиях 8, срабатывает сигнализатор из- 1О носа (например. резко возрастает токовая нагрузка в электродвигателе из-за затормаживания пяты 1), автомат защиты отклю чает электропитание и вращение пяты 1 прекращается.

Таким образом, возможность разрушения деталей узла при превышении допустимой степени их износа исключена, увеличивается надежность узла в работе, Форм ул а изо бр е ген ил

1. Упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий подпятник, пяту и расположенную между ними плавакицую шайбу. отличающийся тем, что, с целью повышения надежности узла путем стопорения шайбы при максимально допустимом износе, он снабжен фиксатором плавающей шайбы и связанным с ним сигнализатором износа.

2. Узел скольжения по п. 1, отличаеи4ийся тем, что в подпятнике и пяте предусмотрены конические отверстия, а фиксатор выполнен в виде жестко закрепленного на плавающей шайбе и центрировайного в подпятнике и пяте стержни с коническими концами, расположенными от конических отверстий на расстоянии, равном величине допустимого износа.

Источники информации, принятые во в имание при экспертизе:

1. Орлов П. И. Основы конструирования. М., «Машиностроение», 1972, кн. 2, с. 387.

Упорный подшипниковый узел скольжения Упорный подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов
Наверх