Аварийный тормаз

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (1ij 6l7642

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.12.76 (21) 2439916/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.78. Бюллетень ¹ 28 (45) Дата опубликования описания 19.07.78 (51) М. Кл.- F 16D

51/12

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) ДК 621.592.112 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. Н. Феськов, С. Л. Акакиев и В. А. Исаев (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский проектноконструкторский и проектный угольный инстит т (54) АИАРИИНЬ1И "ТОРМОЗ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности может быль использовано в приводах канатных дорог.

Известен аварииный тормоз, например, привода канатной дороги, содержащий подпружиненные тормозные колодки с пазами, установленные на шкиве привода, подпружиненный толкатель, установленный подвижно перпендикулярно плоскости вращения колодок и взаимодействующий с пазом тормознои колодки, электромагнит, через рычажную систему управляющий движением толкателя, и концевой выключатель

Однако подпружиненный толкатель нельзя вернуть в исходное взведенное положение после торможения без непосредственного вмешательства обслуживающего nepcoH2;Id. 1,роме Toi о, такая KQIIcTp) K1IHII тормоза требует установки исполнительных механизмов (электромагнита) с большим ходом и значительным тяговым усилием.

Целью изобретения является обеспечение дистанционного управления и снижение мощности электромагнита.

Поставленная цель достигается тем, что толкатель снабжен с одного конца копиром, взаимодействующим с концевым выключателем, а с другого конца — равноплечим Г- 3р образным упором, шарнирно закрепленным на толкателе в точке соединения плеч с возможностью взаимодействия одного из плеч со стенками паза тормозной колодки, при этом максимальное расстояние между наружными поверхностями плеч упора больше длины паза.

На фиг. 1 изображен предлагаемый тормоз, продольный разрез; на фиг, 2 — вид по стрелке Л на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

b — b на фиг. 1; на фиг. 4 — схема работы тормоза в 4-х возможных положениях.

Аварийный тормоз состоит из подпружиненных тормозных колодок 1 с пазами 2, установленных непосредственно на шкиве 3 привода, толкателя 4, установленного подвижно перпендикулярно плоскости вращения колодок, электромагнита 5 и концевого выключателя б, установленных на раме 7.

На толкателе 4, связанном с электромагнитом 5 тягой 8, закреплен шарнирно равноплечий Г-образный упор 9 и копир 10, взаимодействующий с концевым выключателем б, который при нахождении толкателя 4 в верхнем положении подготавливает включение привода в прямом направлении, а при нахождении толкателя 4 в нижнем положении подготавливает реверсирование привода.

617642

Приливы 11 рамы 7 ориентируют в исходном положении упор 9 симметрично относительно вертикальной оси шкива, чем обеспечивается зазор В между тормозными колодками 1 и упором 9. Кроме того, приливы 11 служат опорными поверхностями для упора

9 при торможении.

Размер L, представляющий собой максимальное расстояние между наружными поверхностями плеч упора 9, выполнен больше размера l, то есть длины паза 2 тормозной колодки 1, что позволяет входить в паз только одному плечу упора 9 в зависимости от направления движения шкива 3, Аварийный тормоз работает следующим образом.

В исходном положении, показанном на фиг. 4а, при вращении шкива 3 на электромагнит 5 подано напряжение, что позволяет ему удерживать толкатель 4 с упором 9 в крайнем верхнем положении, при этом упор

9 распирается в приливах 11 рамы 7 и не касается вращающихся под ним подпружиненных тормозных колодок 1.

Срабатывание аварийного тормоза при превышении скорости показано на фиг. 4б.

В этом случае система защиты обесточивает катушку электромагнита 5, освобождается толкатель 4 и упор 9, опускаясь вниз, входит во взаимодействие со стенкой одного из пазов 2 подпружиненных тормозных колодок 1 только одним своим плечом, а другим плечом упор 9 взаимодействует с опорной поверхностью прилива 11 рамы 7.

В результате этого вращавшиеся совместно с шкивом 3 подпружиненные тормозные колодки останавливаются, а благодаря фрикционной связи с тормозными колодками 1 останавливается и шкив 3.

Взвод аварийного тормоза (см. фиг, 4в) производится автоматически при включении привода (не показан). Благодаря тому, что толкатель 4 после торможения находился в нижнем положении, при включении привода шкив 3 начинает вращаться в обратную сторону. При этом стенка паза 2 подпружиненной тормозной колодки 1 воздействует на опущенное вниз плечо упора 9, который своим вторым плечом упирается в горизонтальную поверхность подпружиненной тормозной колодки 1 и поднимает толкатель 4 в верхнее положение. Подается напряжение на электромагнит 5, который подхватывает толкатель 4 с упором 9, доводя и удерживая их в исходном положении.

В конце своего хода толкатель 4 через копир 10 взаимодействует с концевым выключателем 6 и последний подает команду для изменения вращения привода в начальпом направлении. Таким образом, реверсирование привода происходит лишь на величину линейного размера паза 2 тормозной колодки 1 и не влияет на безопасность эксплуатации канатной дороги.

На фиг. 4г показана работа аварийного тормоза в случае выхода из строя редуктор а (иапример, срезалась шпонка шкива, и шкив под нагрузкой начал произвольное

1р вращение в противоположном направлении) .

В этом случае система защиты обесточиваст катушку электромагнита 5, освобождается толкатель 4 и упор 9, опускаясь, входит во взаимодействие со стенкой одного из пазов 2 подпружиненных тормозных колодок 1 только одним своим плечом, а другим плечом упор 9 взаимодействует с опорной поверхностью прилива 11 рамы 7. Происходит торможение и остановка шкива 3.

В случаях остановки привода в рабочем режиме или когда не требуется наложения аварийного тормоза толкатель 4 опускается на неподвижный шкив 3 на величину зазора В, при этом концевой выключатель 6 не переключается, и при включении привода реверса не происходит. 1 акое исполнение аварийного тормоза позволяет при значительных тормозных нагрузках использовать электромагнит или другой исполнительный механизм малой мощности и управлять дистанционной работой аварийного тормоза.

Формула изобретения

Аварийный тормоз, например, привода канатной дороги, содержащий подпружиненные тормозные колодки с пазами, установленные на шкиве привода, толкатель, уста4о новленный подвижно перпендикулярно плоскости вращения колодок, электромагнит, управляющий движением толкателя, и концевой выключатель, отличающийся тем, что, с целью обеспечения дистанционного управления и снижения мощности электромагнита, толкатель снабжен с одного конца копиром, взаимодействующим с концевым выключателем, а с другого конца — -равноплечим Г-образным упором, шар5 нирно закрепленным на толкателе в точке соединения плеч с возможностью взаимодействия одного из плеч со стенками паза тормозной колодки, при этом максимальное расстояние между наружными поверхностями плеч упора больше длины паза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторц<ое свидетельство СССР

М 536078, кл. F 16Р 51/12, 1974.

617642

I ) о

Составитель И. Антипова

Техрсд О. Тюрина Корректор Л. Денискина

Редактор Т. Морозова

Заказ 1369/10 Изд. № 553 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Аварийный тормаз Аварийный тормаз Аварийный тормаз Аварийный тормаз Аварийный тормаз 

 

Наверх